Контроль налоговых органов за формированием и поступлением доходов в бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических положений и правовой базы налогового контроля, анализа и обобщения действующей практики контрольной работы налоговых органов дать теоретическое обоснование особенностей контроля налоговых органов за формированием и поступлением доходов в бюджет Российской Федерации и разработать рекомендации по повышению его эффективности.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить виды и формы налогового контроля РФ;
-рассмотреть систему государственных органов, ответственных за формирование и поступление доходов в бюджет;
-проанализировать формы организации налогового контроля;
- изучить перспективы развития налогового контроля в государстве.

Содержание работы

Введение
1.Система контроля за формированием и поступлением налогов в бюджет государства
1.1 Виды и формы налогового контроля
1.2 Государственные органы ответственные за формирование и поступление доходов в бюджет
2. Методы организации налогового контроля
2.1 Камеральные налоговые проверки
2.2 Особенности выездных налоговых проверок
3. Перспективы развития налогового контроля в российском государстве
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая введение (2).docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

 

Контроль налоговых органов  за формированием и поступлением доходов в бюджет.

Содержание

Введение

1.Система контроля за формированием и  поступлением налогов в бюджет государства

1.1 Виды и формы налогового контроля

1.2 Государственные органы ответственные за формирование и поступление доходов в бюджет

2. Методы организации налогового контроля

2.1 Камеральные налоговые проверки

2.2 Особенности выездных  налоговых проверок

3. Перспективы развития налогового контроля в российском государстве

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

  Актуальность проблематики в области формирования и поступления доходов бюджета трудно переоценить. Значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет особую роль налогового контроля в системе финансового контроля.

  Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны.

  Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

  Эффективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы, что, в свою очередь, может поставить под угрозу экономическую безопасность государства.

  Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля.

  В Правительстве РФ есть понимание проблемы чрезмерной обременительности налогового контроля и злоупотреблений сотрудников налоговых органов. «Налоговые органы не должны злоупотреблять своими возможностями, понимая, что добросовестные налогоплательщики — основа общества и государства, а налоговая культура создается на основе взаимного уважения всех участников налоговых правоотношений», — уверен С.Д. Шаталов.1 Для решения этой проблемы правительство должно разрабатывать стандарты деятельности налоговых органов, направленные на совершенствование налогового администрирования путем строгой регламентации налоговых проверок.

  Однако такой формализованный, административный подход не даст ощутимого результата, если не будет сопровождаться внедрением передовых и широко распространенных в зарубежной практике инструментов предотвращения налоговых конфликтов и нарушений налогового законодательства.

  Обозначенные выше проблемы показывают актуальность выбранной темы, которая определяется теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся законодательного регулирования осуществления налогового контроля за формированием и поступлением доходов в бюджет РФ.

  Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических положений и правовой базы налогового контроля, анализа и обобщения действующей практики контрольной работы налоговых органов дать теоретическое обоснование особенностей контроля налоговых органов за формированием и поступлением доходов в бюджет Российской Федерации и разработать рекомендации по повышению его эффективности.

  Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить виды и формы налогового контроля РФ;

-рассмотреть систему государственных органов, ответственных за формирование и поступление доходов в бюджет;

-проанализировать формы организации налогового контроля;

- изучить перспективы  развития налогового контроля  в государстве.

  Объект исследования: деятельность ФНС России по осуществлению налогового контроля.

  Предметом исследования выступает правовая база, организация и механизм контроля налоговых инспекций за формированием и поступлением доходов в бюджет Российской Федерации.

  Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.

  Во введении раскрывается  актуальность темы, цели данной  работы, объект и предмет исследования.

  В первой главе  исследуются виды и формы налогового  контроля, дается характеристика  органам, которые несут ответственность  за формирование и поступление  доходов в бюджет.

  Вторая глава посвящена  методам организации налогового  контроля.

  В третей главе  рассматриваются перспективы развития  налогового контроля в российском государстве.

  В заключении делаем вывод по рассматриваемой теме.

 

 

 

1. Система контроля за формированием и  поступлением налогов в бюджет государства

1.1 Виды и формы контроля  за налогами

  Впервые, в российском законодательстве понятие «налоговый контроль» появилось после выхода Федерального Закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ. В соответствии с ним ст.82 НК РФ была переименована и в настоящее время называется «Общие положения о налоговом контроле». Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Содержание налогового контроля включает:

1) проверку выполнения  организациями и физическими  лицами обязанностей по исчислению  и уплате налогов;

2) проверку постановки  на налоговый учет организаций  и физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью;

3) проверку правильности  ведения учета доходов и расходов  и объектов налогообложения, своевременности  представления налоговых деклараций  и достоверности содержащихся  в них сведений;

4) проверку исполнения  налоговыми агентами своих обязанностей  по своевременному удержанию  и перечислению в соответствующий  бюджет (внебюджетный фонд) налогов  и сборов;

5) проверку соблюдения  банками обязанностей, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах, проверку правильности  и своевременности исполнения  ими платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов, а также инкассовых  поручений (распоряжений) налоговых  органов о списании со счетов  налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов  сумм налогов и пеней;

6) проверку правильности  применения контрольно-кассовых  машин при осуществлении денежных  расчетов с населением;

7) предупреждение и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах;

8) выявление нарушителей  законодательства о налогах и  сборах и привлечение их к  ответственности;

9) выявление проблемных  категорий налогоплательщиков;

10) принятие соответствующих  мер по возмещению материального  ущерба, причиненного государству  в результате неисполнения налогоплательщиками,  плательщиками сборов, налоговыми  агентами своих налоговых обязанностей.

  Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Классификация налогового контроля по видам.

1. В зависимости от  стадии проведения налогового  контроля выделяют:

а) предварительный налоговый  контроль - предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;

б) текущий налоговый контроль - носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных налоговых  проверок;

в) последующий налоговый  контроль - предполагает проверку реального  исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов; последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  за истекший период, позволяет вскрыть  недостатки предварительного и текущего контроля.

2. В зависимости от  объема контролируемой деятельности  объекта налогового контроля (организаций  или физических лиц) выделяют:

а) комплексный налоговый  контроль - подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного  объекта по уплате налогов и сборов;

б) тематический (специальный) налоговый контроль - подразумевает  осуществление проверки подконтрольного  объекта по уплате определенного  перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных  налогов и сборов; только прямых или только косвенных налогов).

3. В зависимости от  используемых методов и приемов  проверки документов выделяют:

а) сплошной налоговый контроль - проверяются все имеющиеся документы, связанные с уплатой налогов  и сборов;

б) выборочный налоговый  контроль - проверка проводится на основании  выборки документов.

4. В зависимости от  источников данных и места  проведения мероприятий налогового  контроля выделяют:

а) камеральный налоговый  контроль, основанный на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Осуществляется по месту нахождения налогового органа путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования  других приемов. При необходимости  могут быть истребованы у налогоплательщика  дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

б) выездной налоговый контроль осуществляется, как правило, по месту  нахождения налогоплательщика с  применением разнообразных методов  контрольной деятельности, таких, как  инвентаризация имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, проведение экспертиз и т.д.

5. В зависимости от  субъектов, осуществляющих контрольную  деятельность, и характера полномочий  выделяют:

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.

6. В зависимости от  графика проведения контрольных  мероприятий выделяют:

а) плановый налоговый контроль;

б) внеплановый налоговый  контроль - в установленных налоговым  законодательством случаях (при  реорганизации, ликвидации организации-налогоплательщика  и др.).

7. В зависимости от  подведомственности и подчиненности  налоговых органов, осуществляющих  налоговый контроль, выделяют:

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на учете;

б) налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в  порядке контроля за деятельностью  налогового органа, проводившего проверку.

  Сущность налогового контроля заключается в том, что при его проведении в тех формах, которые предписаны НК РФ, проверяется соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов.

  Итак, с помощью налогового контроля отслеживается правильность уплаты налогоплательщиками (плательщиками сборов) налогов (сборов) в централизованные государственные фонды (бюджет, государственные внебюджетные фонды), т.е. правильность отчуждения налогоплательщиками (плательщиками сбора) в пользу публичных субъектов части своего имущества, соответствующей размеру налогового платежа, а также правильность удержания и перечисления в бюджет финансовых ресурсов налоговыми агентами.

  Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика. Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Они бывают следующих видов: выездные и камеральные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе Контроль налоговых органов за формированием и поступлением доходов в бюджет