Контроль налоговых органов за формированием и поступлением доходов в бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических положений и правовой базы налогового контроля, анализа и обобщения действующей практики контрольной работы налоговых органов дать теоретическое обоснование особенностей контроля налоговых органов за формированием и поступлением доходов в бюджет Российской Федерации и разработать рекомендации по повышению его эффективности.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить виды и формы налогового контроля РФ;
-рассмотреть систему государственных органов, ответственных за формирование и поступление доходов в бюджет;
-проанализировать формы организации налогового контроля;
- изучить перспективы развития налогового контроля в государстве.

Содержание работы

Введение
1.Система контроля за формированием и поступлением налогов в бюджет государства
1.1 Виды и формы налогового контроля
1.2 Государственные органы ответственные за формирование и поступление доходов в бюджет
2. Методы организации налогового контроля
2.1 Камеральные налоговые проверки
2.2 Особенности выездных налоговых проверок
3. Перспективы развития налогового контроля в российском государстве
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая введение (2).docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

1.2 Государственные органы ответственные за формирование и поступление доходов в бюджет

  Создание правового и независимого государства требует структурной перестройки экономики и формирования нормативно-правовой базы, регулирующей финансовые правоотношения. Обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы является государственный налоговый контроль. Налоговый контроль присущ любому государству, именно он создает условия для выполнения налогами в полном объеме своей фискальной функции - формирование денежных ресурсов государства.

  Осуществление эффективного налогового контроля, в свою очередь, требует наличия четкой системы органов, контролирующих уплату налогов и сборов в государственный бюджет российской Федерации, поскольку основная его часть формируется именно за счет налоговых поступлений.

  Фактически систему органов, контролирующих уплату налогов, можно разделить на две группы по месту, которое занимает обеспечение налоговых поступлений в их деятельности:

- непосредственно налоговые - органы, основная деятельность которых  связана с обеспечением налоговых  поступлений и осуществляющих  ее без всяких дополнительных  условий;

- опосредованно налоговые (таможенные  органы, органы казначейства, финансовой  полиции) - органы, которые наряду  со своей основной деятельностью,  опосредованно обеспечивают поступления  платежей, которые составляют налоговую  систему.

  Однако основные задачи по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также осуществлению налогового контроля над исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств возложены на органы налоговой службы РФ.

  Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

  Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

  Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Она руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями иными организациями.

        Структура  налоговых органов утверждается  приказом ФНС России. Каждый налоговый  орган является самостоятельным  юридическим лицом, но в то  же время находится в вертикальной  подчиненности и входит в единую  централизованную систему. Особенностью  реформирования структуры налоговых  органов является создание межрегиональных  и межрайонных инспекций. В  отличие от традиционных инспекций,  осуществляющих контроль в зависимости  от территориальной принадлежности  налогоплательщика, межрегиональные  и межрайонные инспекции строят  свою работу исходя из категории  налогоплательщика и его отраслевой  принадлежности. Межрегиональные инспекции  по федеральным округам занимают  промежуточное положение между  федеральной налоговой службой  и территориальными управлениями  ФНС России.

На федеральном уровне осуществляют свою деятельность 9 межрегиональных  инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в следующих  отраслях экономики:

  • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов;
  • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация газа;
  • основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности;
  • производства и реализации электрической энергии;
  • производства и реализации продукции металлургической промышленности;
  • оказания транспортных услуг;
  • реализации и (или) предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи;
  • машиностроения;
  • финансово-кредитной сферы.

Межрегиональные инспекции  Федеральной налоговой службы по федеральному округу будут проверять  эффективность работы территориальных  органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС  России, в соответствующем федеральном  округе. При этом межрегиональные  инспекции по федеральному округу призваны взаимодействовать с полномочными представителями Президента РФ и  принимать участие в организуемых ими проверках. Помимо этого, на них  возложена функция по проведению анализа схем уклонения от налогообложения, подготовка предложения по их выявлению, пресечению и предупреждению. Межрегиональных  инспекций ФНС России по федеральным  округам всего 7. К ним относятся:

    • Центральный
    • Северо-западный
    • Дальневосточный
    • Уральский
    • Приволжский
    • Сибирский
    • Южный

Управления ФНС России по субъектам  РФ являются территориальными органами Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. №101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы». Они призваны контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства. К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Кроме того, управления будут регистрировать юридических лиц и предпринимателей, контролировать правильность применения контрольно-кассовой техники, представлять государство в делах о банкротстве. В их функции входит также и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах и сборах. Возврат и зачет излишне уплаченных сумм также отнесен к компетенции УФНС России по субъектам.

Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного  деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня напрямую подконтрольны управлениям  ФНС России по субъектам РФ и осуществляют их функции на местах. Так, к их компетенции  относятся контроль за соблюдением  налогового законодательства и уплатой  налогов, объемами производства и реализации этилового спирта, валютными операциями, полнотой учета выручки денег, учет налогоплательщиков на подведомственной территории, регистрация юридических  лиц и предпринимателей. Помимо этого, инспекции на местах будут вести  оперативно-бухгалтерский учет по каждому  налогоплательщику и виду платежа, проводить налоговые проверки и  заниматься взысканием недоимки, пеней, а также налоговых санкций, представлять в соответствии с законодательством  РФ о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.

Основное бремя работы с налогоплательщиками  лежит на инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городах  без районного деления и межрайонного уровня. Инспекция непосредственно подчиняется Управлению ФНС России по субъекту федерации. Будучи юридическим лицом, инспекция самостоятельно от своего имени приобретает и осуществляет гражданские имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде истцом, ответчиком. Именно инспекции непосредственно реализуют перечисленные выше функции налоговых органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы организации налогового контроля

2.1 Камеральные налоговые проверки

  Камеральная налоговая проверка — это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.

  О начале камеральной проверки налогоплательщика извещать налоговые инспектора не будут и это абсолютно законно, т.к. Налоговый Кодекс не обязывает налоговых инспекторов извещать налогоплательщика о проведении камеральной проверки поданных налоговых деклараций (расчетов). Фактически, проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.

Камеральную проверку проводит только та налоговая инспекция, в которую подана декларация или расчет и только по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

  В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. (п.3 ст.88 НК РФ).

  В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п.4 ст.88 НК РФ). Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Обратите внимание! Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется (п.5 ст.88 НК РФ), т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

  В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы (п.6, 8, 9 ст.88 НК РФ).

   На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

  Таким образом, камеральная налоговая проверка - это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.

2.2 Особенности выездных  налоговых проверок

  Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

  Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

  Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

  Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

  Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора - организации, а  также вышестоящим налоговым  органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Информация о работе Контроль налоговых органов за формированием и поступлением доходов в бюджет