Эволюция налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть современную налоговую систему России, проанализировать ее состояние, выявить недостатки, а также найти пути их решения.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
Изучение сущности и структуры современной налоговой системы.
Изучение принципов современной налоговой системы.
Изучение этапов эволюции налоговой системы России.
Рассмотрение основных проблем современной налоговой системы Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЕЁ СТРУКТУРА…………………………………………………………..
5
1.1. Сущность и структура налоговой системы России……………………………………………………………………….
5
1.2. Принципы налоговой системы России……………………………...
12
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ ………..…….
14
2.1. Особенности налоговой системы Древней и Средневековой Руси………………………………………………………………………….
14
2.2. Налоговая реформа Петра I …………………………………….………………………………………..
17
2.3. Налоговая система дореволюционной России ……………………………………………………………………………...
21
2.4. Налоговая система СССР……………………….………………………………………...……
26
2.5. Налоговая система современной России…………………………………………..…………………………..
35
ГЛАВА 3. Перспективы современной налоговой системы России ………………………………………………….…
40
3.1. Недостатки налоговой системы России………………………………………….………...………………….
40
3.2. Реформирование налоговой системы России……………………………………………………….....………….
43
ЗАЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
48

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

в-шестых, усложненность налоговой системы РФ, так как на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов;

в-седьмых, постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов;

в-восьмых, несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение;

в-девятых, большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов. В первую очередь необходимо постепенное прекращение в регионах любых форм зачетов по федеральным регулирующим налогам, а затем и по всем остальным [27, С. 11].

 

3.2. Реформирование налоговой системы России

 

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе  недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений (что мешает экономическому и социальному развитию государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат, углублению и расширению сети теневой экономики. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости реформирования налоговой системы России.

Роль государства в  реформировании налогообложения, налоговой  системы и налоговых отношений  между органами власти и налогоплательщиками  должна заключаться в установлении конституционных, социально-справедливых прав, обязанностей и ответственности граждан и органов власти перед обществом и государством [8, С. 94].

Для реформирования налоговой  системы следует стремиться не к увеличению объемов собираемости налогов, а к следующему:

1. По мере снижения обязательств государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок.

2. Сделать налоговую  систему более справедливой по  отношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.

3. Налоговая система  должна обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога. [12, С. 71].

В интересах достижения поставленной цели необходимо законодательно и практически решить проблемы:

а) законодательно ликвидировать многочисленные налоговые льготы как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;

б) законодательно и организационно обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;

в) ликвидировать в налоговом законодательстве все условия, способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;

г) законодательно и организационно упростить налоговую систему за счет уменьшения числа налогов и сборов, заменив их единым налогом на доход, сокращения или ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей [19, С. 138].

Разрешение данных проблем  должно осуществляться не эволютивным  путем, а в результате принятия координальных изменений в действующем налоговом законодательстве. Такой путь будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит:

- выровнять условия налогообложения для всех субъектов налога посредством отмены исключений и налоговых льгот;

- добиться отмены налогов и сборов, взимаемых без учета результатов реальной хозяйственной деятельности субъектов налога;

- привести налоговую базу по взимаемым налогам в соответствие с экономическим содержанием деятельности субъекта налога;

- провести комплекс мер организационного характера по повышению уровня собираемости налогов и сборов, в частности, за счет включения в налоговое законодательство механизма повышения ответственности должностных лиц за налоговый контроль;

- снизить общее налоговое бремя посредством более равномерного распределения налоговой нагрузки между категориями налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд оплаты труда, снижения налоговых ставок на НДС, акцизы и другие виды налогов;

- упростить налоговую систему за счет сокращения общего числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых платежей, замены ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога;

- обеспечить стабильность, предсказуемость и простоту налоговой системы.

В процессе реализации программы реформирования налоговой системы в первоочередном порядке необходимо решить проблему выбора видов налогов: какие из имеющихся оставить, какие исключить, какие ввести в новое законодательство. С этой целью следует законодательством четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны подлежать изменениям в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ, не должны ухудшать положение субъектов налога, за исключением таможенных пошлин и коммунальных, платежей, которые могут пересматриваться не чаще, чем один раз в год [28, С. 209].

 Исходя из вышесказанного, можно заключить, что сейчас необходима переориентация системы налогообложения на приоритет интересов развития экономики, дополненная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, что позволит повысить эффективность налогового регулирования, создаст необходимые предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор. Однако, несомненно, следует отметить важные реформы налоговой системы России, которые уже были осуществлены за период 2000-2005 годы и 2006-2007 годы и в долгосрочной перспективе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система Российской Федерации как важная составляющая государственной системы в целом представляет собой совокупность взимаемых налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля.

Налоговая система России строится в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговая система России включает в себя шесть взаимосвязанных  элементов:

1. Налоговые органы;  
2. Налоговое законодательство;  
3. Налоги;  
4. Пошлины;  
5. Сборы;  
6. Другие платежи. 

Главным элементом налоговой  системы являются – налоги.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции: 

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная функция). 

2. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

3. Государство следит  за налоговыми поступлениями,  сопоставляет их величину с  потребностями и осуществляет  реформирование налоговой системы  (контрольная функция).

4. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция). 

В сложившейся налоговой  системе страны с экономической  точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:

А) фискальный характер налоговой  системы России;

Б) высокий удельный вес  косвенных налогов;

В) неоптимальная шкала  ставок подоходного налога с физических лиц;

Г) недостаточно эффективный  контроль за сбором налогов;

Д) неэффективность существующих льгот;

Е) усложненность налоговой  системы РФ;

Ж) постоянное изменение  налогового законодательства и ставок налогообложения;

З) несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей;

И) большая доля в структуре  сбора налогов различных видов  зачетов.

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод о необходимости  реформирования налоговой системы России. 
Роль государства в реформировании налогообложения, налоговой системы и налоговых отношений между органами власти и налогоплательщиками должна заключаться в установлении конституционных, социально-справедливых прав, обязанностей и ответственности граждан и органов власти перед обществом и государством. 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской  Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) N 146-ФЗ от 31.07.1998 с последующими изменениями.

3. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. «Макроэкономика». – М: Дело и сервис, 2009.

4. Александров И.М. «Налоги и налогообложение»: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. 
5. Аронов А.В., Кашин В.А. «Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2010.

6. Архипов А.И., Нестеренко  А.Н., Большаков А.К. «Экономика». Учебник. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2010. 

7. Бобоев М. «Важнейшие  вопросы налоговой реформы России»  // Финансист. – 2009.

8. Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение». Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА – М, 2010.

9. Орлов М. «Налоговый ключ. Экономика России ХХI век», 2011.

10. Пансков В.Г. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации». Учебник для вузов.- 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2009.

11. Пепеляев С.Г. «Налоговое право»: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.

12.  Перов А.В., Толкушкин А.В. «Налоги и налогообложение»: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2008.

13. Романовский М.В., Врублевская О.В. «Налоги и налогообложение». – СПб.: Питер, 2007.

14. Салихов В.В. «Экономическая теория курс лекций. Часть II». Нижнекамск МГЭИ, 2009.

15. Скрипниченко В. «Налоги и налогообложение». – Спб: ИД «Питер», М.: Издательский дом «БИНФА», 2007.

16. Соколинский В.Е., Корольков В.Е. «Экономическая теория»: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.

17. Трунин С.Н. «Проблемы налоговой системы России». Финансы и кредит, 2008.

18. Шаталов С. Д. Налоговая реформа важный фактор экономического роста. Финансы. 2, 2009.

19. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. «Курс экономической теории»: Учебник. – Киров, 2008.

20. Дворкович А.В. «О целях, направлениях, налоговой реформы и её влиянии на экономику»// Налоговая политика и практика, 2009. - №6.

21. Пепеляев С. Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях // Налоговый вестник. 2007. № 5. 

22. «В министерствах и ведомствах. С.Д. Шаталов: «Российская налоговая система»», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rnk.ru.

23. Книга Н. И. Тургенева «Опыт теории налогов», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ekoslovar.ru.

24. «Лекция Налоги Древней и средневековой Руси», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rudocs.exdat.com.

25. «Налог — Википедия», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org.

26. «Налоговые проблемы и пути их решения», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: coolreferat.com.

27. «Налогообложение. Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ereport.ru.

28. Олейникова И.Н.» Налоговая система РФ: конспект лекций», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.aup.ru.

29. Справочная информация: «Налоговые ставки по налогу на прибыль организаций», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: base.consultant.ru.

30. «Федеральная налоговая служба - Журнал "Налоговая политика и практика"», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.

31. «Финансовая реформа Петра I — Википедия», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org.


Информация о работе Эволюция налоговой системы в России