Эволюция налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть современную налоговую систему России, проанализировать ее состояние, выявить недостатки, а также найти пути их решения.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
Изучение сущности и структуры современной налоговой системы.
Изучение принципов современной налоговой системы.
Изучение этапов эволюции налоговой системы России.
Рассмотрение основных проблем современной налоговой системы Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЕЁ СТРУКТУРА…………………………………………………………..
5
1.1. Сущность и структура налоговой системы России……………………………………………………………………….
5
1.2. Принципы налоговой системы России……………………………...
12
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ ………..…….
14
2.1. Особенности налоговой системы Древней и Средневековой Руси………………………………………………………………………….
14
2.2. Налоговая реформа Петра I …………………………………….………………………………………..
17
2.3. Налоговая система дореволюционной России ……………………………………………………………………………...
21
2.4. Налоговая система СССР……………………….………………………………………...……
26
2.5. Налоговая система современной России…………………………………………..…………………………..
35
ГЛАВА 3. Перспективы современной налоговой системы России ………………………………………………….…
40
3.1. Недостатки налоговой системы России………………………………………….………...………………….
40
3.2. Реформирование налоговой системы России……………………………………………………….....………….
43
ЗАЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
48

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

А) 4% с облагаемого дохода – с доходов от продажи продукции в порядке контрактации и государственных закупок и доходов от внутрихозяйственного использования продукции;

Б) 8% с облагаемого дохода – с остальных доходов колхозов.

Союзным Республикам  Указом Президиума ВС СССР от 25 мая 1956 года было предоставлено право устанавливать льготы для колхозов за счет бюджетов республик. Все острее становился вопрос перестройки обложения колхозов. 

Начало этому было дано Указом Президиума ВС СССР от 12 сентября 1957 года. В соответствии с ним был установлен объект обложения особым образом исчисляемый доход. Налог исчислялся со всех видов доходов за истекший год по данным годового отчета колхозов. Была введена единая ставка вместо различных дифференцированных ставок, исчисление налога производилось самими колхозами по ставке, средний размер которой до 1959 года составлял 14%. При этом Союзные республики могли устанавливать для отдельных районов в виде исключения дифференцированные ставки. Были установлены четыре срока платежа. К 15 марта – аванс в размере 15 % налога, к 15 июня – 25 %, к 15 сентября – 30 %, к 1 декабря – 45%.  
18 декабря 1958 года Президиум ВС СССР издал новый Указ «О подоходном налоге с колхозов». Ставка налога была установлена в размере 12,5 %.

Налог с фонда оплаты труда колхозников определялся в порядке, определенном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 года установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 года «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт. Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц).

В 1990 году в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 года – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 года – Федеральная налоговая служба).  
Кроме того, в 1991 году указом Президента СССР впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

 

2.5 Налоговая система  современной России

 

Основы налоговой системы  и система налогового законодательства Российской Федерации формировались  в октябре – декабре 1991 года. Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 года были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды.  
6-7 декабря 1991 года приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и другие. Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».  
Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 года. Кроме того, в 1992 году было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции России. 

В 1998 году принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 году – отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 года о соответствующих налогах [5, С. 251].

В июне 2003 года Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений. 

В марте 2004 года в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. В период с 2004 года по настоящее время функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России. 

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения [26, С. 178].

 Налоговая система Российской Федерации в 1992-1994 годов по сравнению с советской налоговой системой претерпела существенные изменения, так как смена командно-административной системы управления на рыночную потребовала пересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились ряд пережитков советской эпохи. 

Главным изменением налоговой  системы стало то, что основными налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. Эти налоги в 1998 году обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений. Наиболее важным достижением реформы стала замена налога с оборота на налог на добавленную стоимость и акцизы. Однако, изменив состав и структуру налоговых доходов, налоговая реформа начала 1990-х годов не смогла коренным образом изменить порядок взимания, а также принципы начисления многих налогов, во многих случаях сохранив практику советских времен. В основе этой практики осталась ориентация налоговой системы страны на ее пополнение за счет государственных или приватизированных предприятий (в отличие от развитых стран, где основу налоговых поступлений составляет подоходный налог и доходы по социальному страхованию). 

Таким образом, для России характерен перекос в сторону  корпоративных доходов (прежде всего налога на прибыль) в ущерб налогам на доходы физических лиц и конечное потребление. Этот перекос связан прежде всего с тем, что достигнутый в России уровень налогообложения прибыли и доходов от капитала является экономически завышенным и не стимулирует экономическое развитие предприятий. В условиях быстрого роста частного сектора сохранение прежней налоговой практики взимания налогов неизбежно повлекло за собой снижение сбора по налогам «рыночного» типа и уменьшение их доли в бюджетных доходах [9, С. 251].

Половинчатость реформ породила кризис бюджетных поступлений, который особенно остро проявился  в 1993 году, когда в бюджетную систему России было собрано всего 24,7% ВВП. Второй серьезный шаг в реформировании налоговой системы страны был сделан в 1995 году, когда были ликвидированы либо включены в федеральный бюджет все внебюджетные фонды (включая Федеральный дорожный фонд), за исключением четырех внебюджетных фондов системы социального страхования. 

События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны, так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. Важной особенностью 1999 года стало практически повсеместное введение в регионах страны налога с продаж (в том числе в Москве), налоговая ставка которого варьируется по регионам в пределах 2-5%. Но вводя налог с продаж, регионы в соответствии с законодательством должны отменить практически все другие местные налоги.

В 2001 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря утверждена Федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов (2002-2004годы)». Введена в действие II часть Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 «Налог на добавленную стоимость», Глава 22 «Акцизы», Глава 23 «Налог на доходы физических лиц», Глава 24 «Единый социальный налог (взнос)»). На налоговые органы возложены функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ведению Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Налоговым органам переданы функции сбора взносов в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог) [6, С. 96]. 

В 2002 году введены в действие Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». В этот же период начинается повсеместное внедрение системы электронной обработки данных, как стандарта в работе территориальных налоговых органов. Также было организовано предоставление налоговых деклараций в электронном виде и подключение территориальных налоговых органов к ведомственной телекоммуникационной сети.

В 2003 году в налоговой политике России произошли следующие изменения:

во-первых, был отменен налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств;

во-вторых, были введены в действие  Глава 28  НК РФ – «Транспортный налог», а также Глава 26.2 НК РФ (упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства) и Глава 26.3 НК РФ (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход);

в-третьих, была произведена  централизация процессов регистрации юридических лиц по принципу «одного окна». [19, С. 221].

В ходе административной реформы 2004 года по оптимизации функций органов исполнительной власти МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу. Также были введены в действие  новые главы II части НК РФ – Глава 29 «Налог на игорный бизнес», Глава 30 «Налог на имущество организаций», сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Глава 25.1 НК РФ), а также единый сельскохозяйственный налог (Глава 26.1) и отменен налог с продаж. Указом Президента Российской Федерации Федеральной налоговой службе переданы функции уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и по принятию решений о переносе сроков уплаты налогов в форме отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и инвестиционных налоговых  кредитов [30, С. 2].

В 2007 году была внедрена услуга оплаты налоговых платежей через устройства самообслуживания «Электронная касса» отделений Сбербанка и коммерческих банков. В системе налоговых органов создано подразделение по досудебному урегулированию налоговых споров. Ограничены полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля

2010 год – замена единого социального налога страховыми взносами. Реализована возможность направления документов на государственную регистрацию и налоговой и бухгалтерской отчетности с использованием Единого портала государственных услуг. Внедрена государственная услуга, предоставляемая в электронном виде по средством Интернет-сайта ФНС России, по информированию налогоплательщиков – физических лиц о суммах задолженности по налогам – «Личный кабинет налогоплательщика».

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

3.1. Недостатки налоговой системы России

 

Существующая налоговая  система России требует серьезного реформирования, так как она не обеспечивает оптимального выполнения своих функций (с одной стороны налоговая система должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны – должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий) [13, С. 173]. 

В сложившейся налоговой  системе страны с экономической  точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить  или минимизировать:

во-первых, налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (то есть юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет;

во-вторых, довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), причем доля косвенных налогов постепенно возрастает. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот;

в-третьих, неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, так как разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее состоятельные [29, С. 2];

в-четвертых, недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (то есть большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (так называемый «черный налог»), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%;

в-пятых, неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям;

Информация о работе Эволюция налоговой системы в России