Эволюция налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть современную налоговую систему России, проанализировать ее состояние, выявить недостатки, а также найти пути их решения.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
Изучение сущности и структуры современной налоговой системы.
Изучение принципов современной налоговой системы.
Изучение этапов эволюции налоговой системы России.
Рассмотрение основных проблем современной налоговой системы Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЕЁ СТРУКТУРА…………………………………………………………..
5
1.1. Сущность и структура налоговой системы России……………………………………………………………………….
5
1.2. Принципы налоговой системы России……………………………...
12
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ ………..…….
14
2.1. Особенности налоговой системы Древней и Средневековой Руси………………………………………………………………………….
14
2.2. Налоговая реформа Петра I …………………………………….………………………………………..
17
2.3. Налоговая система дореволюционной России ……………………………………………………………………………...
21
2.4. Налоговая система СССР……………………….………………………………………...……
26
2.5. Налоговая система современной России…………………………………………..…………………………..
35
ГЛАВА 3. Перспективы современной налоговой системы России ………………………………………………….…
40
3.1. Недостатки налоговой системы России………………………………………….………...………………….
40
3.2. Реформирование налоговой системы России……………………………………………………….....………….
43
ЗАЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
48

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном  налоге, принятом Постановлением СНК  от 28 октября 1918 года было произведено  изъятие средств для нужд Красной Армии. Чрезвычайный налог носил раскладочный характер. Общая сумма – 10 миллиардов рублей – была разверстана между губерниями. Данный налог содержал в себе элемент контрибуции с имущих слоев населения страны.

Декретом Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК)

 от 9 апреля 1919 года  «О льготах крестьянам-середнякам  в отношении взыскания единовременного чрезвычайного налога» полностью были снижен налог с крестьян, которые подлежали обложению по небольшим ставкам и значительно был снижены более высокие ставки окладов. Финансовые результаты проведения налога значительно отличались от запланированных сумм. Вместо запланированных 10 миллиардов рублей получено было 1,5 миллиарда рублей. Помимо общегосударственных чрезвычайных революционных налогов вводились и местные чрезвычайные единовременные революционные налоги. Данные средства направлялись на покрытие расходов местной власти. В связи с натурализацией хозяйственных отношений, обесцениванием денег взимание денежных налогов было приостановлено.

Острая продовольственная  нехватка вынудила найти новые инструменты  пополнения продовольственных запасов государства. В условиях натурализации экономики и прекращения денежного обращения правительству пришлось перейти к взиманию натуральных налогов [4, С. 219]. 
Декретом ВЦИК от 30 октября 1918 года «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом», в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов был введен натуральный налог. Строился он по принципу подоходного налога. Налог взимался с излишек продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков. В отношении кулацких хозяйств была установлена особая система индивидуального обложения. Местные Советы могли привлекать кулацкие хозяйства к обложению по повышенным нормам или отнести их к более высоким разрядам по обеспеченности посевом, или обложению всех посевов без учета количества едоков. В отличие от чрезвычайного революционного налога натуральный налог имел окладной характер, а не раскладочный.

Объектом обложения  являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами. 

Декретом Совета труда  и обороны от 19 ноября 1919 года «О натуральной трудовой и гужевой повинности» в целях преодоления топливного кризиса устанавливались:

- натуральная дровяная повинность;

- трудовая повинность;

- гужевая повинность.

В результате происходящих в стране событий состояние экономики  и отдельных ее отраслей было удручающим. Сельскохозяйственное производство в 1920 году составляло 50 % от довоенного уровня. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему отношении к сельскому хозяйству и крестьянству. Выведение из разрухи всего народного хозяйства необходимо было начинать с поднятия сельского хозяйства. Важным шагом в этом направлении явилась отмена продовольственной разверстки и введение продовольственного налога. 

На X съезде партии была принята резолюция о переходе к Новой Экономической Политике, а также о замене продовольственной разверстки натуральным налогом. В резолюции устанавливались основные принципы продовольственного налога и особо подчеркивалось, что общая сумма налога подлежит уменьшению по мере восстановления промышленности и транспорта.

Декретом СНК от 21 апреля 1921 года «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масленичные семена» налог был построен по принципу прогрессивного обложения, при котором учитывалась мощность хозяйства по ряду показателей. Показателями мощности хозяйства являлись: количество пашни, число едоков и урожайность. Устанавливались семь групп хозяйств по количеству пашни на едоков и одиннадцать разрядов по урожайности. Сочетание показателей и определяло размер налога, подлежащего уплате.

Следует отметить, что  система взимание натурального налога 1921/22 гг. осуществлялось из целого ряда разных видов натуральных налогов.  
Были изданы ряд декретов по ряду натуральных налогов на отдельные сельскохозяйственные продукты:

- Декретом СНК от 21 апреля 1921 года был установлен натуральный налог на молочные продукты;

- Декретом СНК от 21 апреля 1921 года введен натуральный налог с птицеводства;

- Декретом СНК от 10 мая 1921 года введен натуральный налог на шерсть;

- Декретом СНК от 11 мая 1921 года введен натуральный налог на табак;

- Декретом СНК от 31 мая 1921 года введен натуральный налог на продукты огородничества и бахчеводства;

- Декретом СНК от 14 июня 1921 года введен натуральный мясной налог;

- Декретом СНК от 10 мая 1921 года введен натуральный налог на льняное и пеньковое волокно;

- Декретом СНК от 9 августа 1921 года введен натуральный налог на кожевенное сырье;

- Декретом СНК от 25 августа 1921 года введен натуральный налог на пушнину.

Все натуральные налоги могли уплачиваться 18 различными видами продуктов, с установлением эквивалента замены одного вида сельскохозяйственной продукции другим.

Взимание налога несло  на себе большие издержки по взиманию, которые достигали иногда до 40 % валового сбора. Все это требовало изменений в порядке обложения крестьянских хозяйств. XI Всероссийская партийная конференция рекомендовала изучить опыт взимания продналога и найти возможность упростить для крестьянства выполнение лежащих на них государственных повинностей [4, С. 145].

На IX Всероссийском Съезде Советов были выработаны указания о  необходимости пересмотра взимания натурального налога. На основе этого  Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 года «Об едином натуральном налоге на продукты сельского хозяйства на 1922/23 гг.» вводится единый натуральный налог вместо прежних отдельных натуральных налогов, устанавливается единая весовая мера начисления налога, в пудах ржи или пшеницы, налог исчислялся от сочетания трех показателей: количества пашни на едока, обеспечения скота и урожайности. Уплата могла производиться различными сельскохозяйственными продуктами в определенном эквиваленте к основной весовой мере исчисления налога - пуду ржи и пшеницы. Сам налог строился по прогрессивной шкале ставок. Объектом обложения стала земля-пашня, а также сенокос в переводе на пашню и количество продуктового скота имеющегося в хозяйстве. 

В течение 1922 года помимо единого натурального налога вводится два общегражданских налога, подворно – денежный налог, трудгужналог.

Переход к единому сельхозналогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 года «О едином сельскохозяйственном налоге». В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере – пудах ржи или пшеницы.

При определении налога учитывалось: количество пашни и сенокоса, количество едоков в хозяйстве, количество взрослого рабочего и продуктивного скота, урожайность хлебов и трав на десятину. Система построения налога способствовала развитию технических отраслей сельского хозяйства и животноводства. 

С ростом товарно-денежных отношении, ростом количества коллективных хозяйств необходимо было рассмотреть вопрос перехода сельскохозяйственного налога с поземельного принципа на подоходный. В период Социалистической индустриализации страны налоговая политика была подчинена задаче массового перехода коллективизации крестьянских хозяйств. 

Постановлением ВЦИК СССР от 25 апреля 1926 года было утверждено Положение «О едином сельскохозяйственном налоге 1926/27 гг». Налог был построен по подоходному принципу. Объектом обложения являлся доход соответствующего хозяйства в денежной форме. Включались в объект обложения и доходы от неземледельческих заработков. Доход исчислялся в денежном выражении, с установлением нормативного метода исчисления по единой таблице ставок налога с дохода в зависимости от совокупного дохода и числа едоков в хозяйства.

Важным этапом в развитии налогообложения стали новые  задачи, которые ставило Правительство  страны. Прежде всего: переход на рельсы индустриализации страны, развитие социалистических элементов в сельском хозяйстве, усиление налогообложения зажиточных слоев деревни. XV съездом Партии было принято решение на ограничение кулацких элементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Определено было также, что борьба с кулачеством наряду с другими мероприятиями и должна идти путем роста налогообложения кулацких хозяйств. 

В соответствии с этим, в Положении «О едином сельскохозяйственном налоге», утвержденном ЦИК и СНК СССР от 21 апреля 1928 года, основной был упор сделан на расширение льгот коллективным хозяйствам и усиление обложения кулацких хозяйств. Это выражалось введении для последних индивидуального обложения и повышении максимальных ставок обложения с 5 до 25 % по принципу определения действительного дохода каждого отдельного хозяйства от различных объектов.

С 1929 года в развитии сельского хозяйства произошли большие перемены. В стране начался процесс массового перехода крестьян в коллективные хозяйства. В связи с этим и налоговая политика страны приобрела новые аспекты. Прежде всего, налоговая политика страны была нацелена на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании и укреплении колхозного строя, ликвидации кулачества. 

Изменения в порядке  обложения сельскохозяйственным налогом  были определены постановлением ВЦИК и СНК от 8 февраля 1929 года «О едином сельхозналоге и облегчении обложения середняцкого хозяйства» и Положением о едином сельхозналоге на 1929-30 годов, утвержденным

Постановлением ЦИК  и СНК СССР от 20 февраля 1929 года. Объектом обложения новое положение определяла совокупный доход соответствующего хозяйства. Коллективные хозяйства в местностях, где обложение налогом производилось по пашне, понижались нормы доходности десятины, в местностях, где обложение производилось по посеву, освобождались от обложения доходы от прироста посевных площадей. Была продолжена политика расширения льгот коллективным и середняцким хозяйствам. Путем снижения общей суммы и порядка исчисления налога и предоставления дополнительных льгот. Льготы были направлены на расширения посевных площадей, поощрения развитию технических культур и животноводства. Кулацкие хозяйства облагались в индивидуальном порядке. В облагаемый доход включались полностью все доходы от неземледельческих заработков.

Сплошная коллективизация  сельского хозяйства привела к росту коллективных хозяйств, что требовало изменения системы обложения колхозов в общей системе сельхозналога. Отсутствие опыта обложения большого количества коллективных хозяйств привели к определенным трудностям при взимании сельскохозяйственного налога с колхозов. Это потребовало выделения платежей колхозов из общей системы налогообложения [16, С. 111].

На основании Постановления  ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года к уплате сельскохозяйственного налога стали привлекаться хозяйства членов промысловых кооперативных артелей. Абсолютное превосходство коллективных форм хозяйствования и установление социалистических форм хозяйствования, в качестве единственной формы земледелия потребовала изменить и систему сельскохозяйственного налога. 

Законом «О сельскохозяйственном налоге» от 1 сентября 1939 года к уплате сельхозналога привлечены были, помимо хозяйств колхозников, единоличных крестьянских хозяйств, хозяйства членов промысловых кооперативов, также хозяйства рабочих и служащих, имевшие подсобное сельское хозяйство в сельской местности. Объектом налогообложения являлись доходы от сельскохозяйственных культур и неземледельческих заработков.

Доходы определялись на основе норм доходности, устанавливаемых  в зависимости от урожайности  по культурам и средних цен на колхозных рынках. Доходы, получаемые по трудодням колхозниками, обложению не подлежали. Обложения строилось по прогрессивному методу обложения. Для единоличных хозяйств была установлена специальная шкала ставок с более высокой прогрессией, обложение велось на основе учета размеров их доходности. Имелся большой перечень льготных категорий, не подлежащих обложению. Были определены три срока уплаты налога: 1 октября, 1 ноября декабря. 

В первый год войны  Указом Президиума ВС СССР от 3 июля 1941 года была введена стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу.  
С 1942 года Указом Президиума ВС СССР от 29 декабря 1941 года был установлен военный налог, которым облагалось все население страны, в связи с чем стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу была отменена. 

В действующей системе  обложения в 40-е годы имелся ряд недостатков. Сложилось неравномерность в обложении налогом колхозов между колхозами с разносторонне развитыми хозяйствами и с односторонне развитым хозяйством. Выражалось это в том, что часть продукции, которая производилась в колхозе и использовалась в натуральной форме, оставалась в колхозе и направлялись на оплату по трудодням и в фонды; часть продукции сдавалось государству и часть реализовывалась на колхозных рынках.  
При этом в денежном выражении продукция оценивалась по-разному. Это потребовало изменения в порядке обложения, и 1 марта 1941 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О подоходном налоге с колхозов». Субъектами налога стали выступать все виды коллективных хозяйств. Налог исчислялся по доходу за предшествующий год по годовым отчетам после проверки отчетов финорганами. В доходы, облагаемые подоходным налогом, включались все виды доходов от всех отраслей сельского хозяйства. В состав облагаемого дохода не включались суммы, полученные колхозом за сдачу государственных продуктов по обязательным поставкам и ряд других сумм. В особом порядке облагались доходы рыболовецких артелей от рыболовства при сдаче ими продукции государству по государственным заготовительным ценам. В этом случае доходы от рыболовства облагались рыболовным сбором и не подлежали зачислению в общий доход, облагаемый подоходным налогом. Были установлены две различные ставки:

Информация о работе Эволюция налоговой системы в России