Эволюция налогообложения доходов физических лиц РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Сегодня отличием от советского времени является то, что методы решения проблем регулирования доходов населения, борьбы с бедностью содержат не административные, а экономические инструменты. В этой связи налоговые механизмы приобрели особую актуальность. Опыт ведущих промышленно-развитых стран мира демонстрирует высокий потенциал подоходного налога с физических лиц.
Формирование оптимальной формы налога на доходы физических лиц в России должно учитывать все имеющиеся возможности этого вида налога, международный опыт, а также соответствовать сложившейся социально-экономической ситуации в стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Эволюция НДФЛ……………………………………………………………...5
1.1. Предпосылки введения НДФЛ…………………………………………….5
1.2. Эволюция НДФЛ в России и странах Запада…………………………….6
1.3. Современная ситуация по взиманию НДФЛ……………………………..9
2. Современное состояние налогообложения РФ в области подоходного налога…………………………………………………………………………….11
2.1. Порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время…………………………………………………………………………….11
2.2. Сущность налога и его роль в формировании бюджета…………………27
2.3. Статистика НДФЛ, его доли в бюджете Вологодской области за 2 года………………………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 65.66 Кб (Скачать файл)

- проценты по рублёвым  вкладам выплачиваются в пределах  сумм, рассчитанных исходя из  действующей ставки рефинансирования  Центрального банка Российской  Федерации, в течение периода,  за который начислены указанные  проценты;

- установленная ставка  не превышает 9 процентов годовых  по вкладам в иностранной валюте;

28. Доходы, не превышающие  4 000 рублей, полученные по каждому  из следующих оснований за  налоговый период:

- стоимость подарков, полученных  налогоплательщиками от организаций  или индивидуальных предпринимателей;

- стоимость призов в  денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками  на конкурсах и соревнованиях,  проводимых в соответствии с  решениями Правительства Российской  Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти  или представительных органов  местного самоуправления;

- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим  работникам, а также бывшим своим  работникам, уволившимся в связи  с выходом на пенсию по инвалидности  или по возрасту;

- возмещение (оплата) работодателями  своим работникам, их супругам, родителям  и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также  инвалидам стоимости приобретённых  ими (для них) медикаментов, назначенных  им лечащим врачом. Освобождение  от налогообложения предоставляется  при представлении документов, подтверждающих  фактические расходы на приобретение  этих медикаментов;

- стоимость любых выигрышей  и призов, получаемых в проводимых  конкурсах, играх и других мероприятиях  в целях рекламы товаров (работ,  услуг);

- суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными  организациями инвалидов;

29. Доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих  военную службу по призыву,  а также лиц, призванных на  военные сборы, в виде денежного  довольствия, суточных и других  сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения  военных сборов;

30. Суммы, выплачиваемые  физическим лицам избирательными  комиссиями, комиссиями референдума,  а также из средств избирательных  фондов кандидатов на должность  Президента Российской Федерации,  кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации,  кандидатов на должность в  ином государственном органе  субъекта Российской Федерации,  предусмотренном конституцией, уставом  субъекта Российской Федерации  и избираемом непосредственно  гражданами, кандидатов в депутаты  представительного органа муниципального  образования, кандидатов на должность  главы муниципального образования,  на иную должность, предусмотренную  уставом муниципального образования  и замещаемую посредством прямых  выборов, избирательных фондов  избирательных объединений, избирательных  фондов региональных отделений  политических партий, не являющихся  избирательными объединениями, из  средств фондов референдума инициативной  группы по проведению референдума  Российской Федерации, референдума  субъекта Российской Федерации,  местного референдума, инициативной  агитационной группы референдума  Российской Федерации, иных групп  участников референдума субъекта  Российской Федерации, местного  референдума за выполнение этими  лицами работ, непосредственно  связанных с проведением избирательных  кампаний, кампаний референдума;

31. Выплаты, производимые  профсоюзными комитетами (в том  числе материальная помощь) членам  профсоюзов за счёт членских  взносов, за исключением вознаграждений  и иных выплат за выполнение  трудовых обязанностей, а также  выплаты, производимые молодёжными  и детскими организациями своим  членам за счет членских взносов  на покрытие расходов, связанных  с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;

32. Выигрыши по облигациям  государственных займов Российской  Федерации и суммы, получаемые  в погашение указанных облигаций.

33. Помощь (в денежной и  натуральной формах), а также подарки,  которые получены ветеранами  Великой Отечественной войны,  инвалидами Великой Отечественной  войны, вдовами военнослужащих, погибших  в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны,  войны с Японией, вдовами умерших  инвалидов Великой Отечественной  войны и бывшими узниками нацистских  концлагерей, тюрем и гетто,  а также бывшими несовершеннолетними  узниками концлагерей, гетто и  других мест принудительного  содержания, созданных фашистами  и их союзниками в период  Второй мировой войны, в части,  не превышающей 10 000 рублей за  налоговый период.

2.2. Сущность налога и его роль в формировании бюджета

Роль НДФЛ в налоговой  системе России достаточна значима. Его доля в государственном бюджете  прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает  в основном ту часть населения, которая  имеет средний уровень доходов  или ниже.

Такая ситуация свойственна  экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать  рост производства и потребления, а  с другой - упростить налоговую  систему и тем самым снизить  склонность налогоплательщиков к занижению  налоговых обязательств, государство  вынуждено снижать ставки налогов  на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают  определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать  потребление, либо сокращать его.

Поэтому главной проблемой  подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения  между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие  ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение  доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Из вышеизложенного можно  сделать выводы, что налог на доходы физических лиц по сравнению с  другими видами налогов является «молодым».

Регулирование налога на доходы физических лиц производится главой 23 ст. 207-233 Налоговым Кодексом РФ. НДФЛ связан с потреблением, и он может  либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Это один из самых  распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов  населения.

2.3. Статистика  НДФЛ, его доли в бюджете Вологодской области за 2 года.

Рассмотрим поступления  НДФЛ в бюджет Вологодской области  за 2008-2009 г.

Таблица 1

Доли НДФЛ в бюджете  Вологодской области

 

годы

2008 год

2009 год

 
 

в сумме

в %

в сумме

в %

 

налоговые поступления в  бюджет

41683,8

100

23841,8

100

 

в т.ч. НДФЛ

13755,65

33

12239,2

51,3

 
           

Доходы бюджета вологодской  области за 2008 год составили 41683,8 млн. рублей, в том числе налог  на доходы физических лиц 13755,65 млн. рублей или 33% в сумме доходов бюджета.

Доходы бюджета вологодской  области за 2009 год составили 23841,8 млн. рублей, в том числе налог  на доходы физических лиц - 12239,2 млн. руб. или 51,3 % в сумме доходов бюджета.

Проанализировав данные, представленные выше, можно сделать вывод, что  в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, возрос процент НДФЛ в сумме бюджета на 18,3%. Но по сумме он уменьшился, так как уменьшилась сумма дохода в бюджет.

Из данных за 2009 год видно, что основная часть доходов областного бюджета сформирована налогом на доходы физических лиц (51,3%). А в 2008 году НДФЛ являлся вторым по доле поступлений  в областной бюджет(33%), первым являлся  налог на прибыль - 52%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

В заключение можно сделать  следующие выводы:

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные  и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего  продукта, например работники, своим  трудом создающие материальные и  нематериальные блага и получающие определенный доход.

НДФЛ (подоходный налог) введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом  РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

В России, как и в большинстве  стран мира, налог на доходы с  физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует  отметить, что это - прямой налог  на совокупный доход физического  лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система  РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части  Налогового кодекса НДФЛ в той  ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог  вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

Вместе с тем, по сравнению  с экономически развитыми странами в РФ НДФЛ составляет лишь 14 % консолидированного бюджета против 60% в США.

В РФ отсутствует действенная  система контроля за чрезмерными  доходами физических лиц, слабо применяются  информационные технологии для повышения  эффективности налоговой системы.

Доходы бюджета вологодской  области за 2008 год составили 41683,8 млн. рублей, в том числе налог  на доходы физических лиц 13755,65 млн. рублей или 33% в сумме доходов бюджета.

Доходы бюджета вологодской  области за 2009 год составили 23841,8 млн. рублей, в том числе налог  на доходы физических лиц - 12239,2 млн. руб. или 51,3 % в сумме доходов бюджета.

Проанализировав данные, представленные выше, можно сделать вывод, что  в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, возрос процент НДФЛ в сумме бюджета  на 18,3%. Но по сумме он уменьшился, так  как уменьшилась сумма дохода в бюджет.

Из данных за 2009 год видно, что основная часть доходов областного бюджета сформирована налогом на доходы физических лиц (51,3%). А в 2008 году НДФЛ являлся вторым по доле поступлений  в областной бюджет(33%), первым являлся  налог на прибыль - 52%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая)

2. Закон РФ от 27 декабря  1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации»

3. Закон РФ от 7 декабря  1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге  с физических лиц»

4. Приказ МНС России  от 29 ноября 2000 г. N БГ-3-08/415 об утверждении  Методических рекомендаций налоговым  органам о порядке применения  главы 23 «Налог на доходы физических  лиц» части второй Налогового  кодекса РФ ( в редакции Приказа  МНС России от 5 марта 2001 г. N БГ-3-08/73).

5. Александров И. М.  Налоговые системы России и  зарубежных стран. - М.: Боратор-Пресс, 2006. - 192с.

6. Барулин С.В. Теория  и история налогообложения. М.: Экономист, 2008 г. - 319с.

7. Белоусова С. В. Оптимизация  и минимизация налогообложения:  готовые способы экономии: практическое  руководство для бухгалтера. М.: Вершина, 2007. - 152 с.

8. Ветрова В.Л. Налог  на доходы физических лиц: Комментарий  (постатейный) к главе 23 НК РФ. М.: Вершина, 2005. -335 с.

9. Виговский Е.В. Реформирование  налогового законодательства. Налог  на доходы физических лиц // Консультант, 2005.- №1

10. Воробьева Е. НДФЛ. Новейший  справочник налогоплательщика. Актуальные  разъяснения и профессиональные  комментарии. М.: Эксмо, 2006.- 656 с.

11. Воронова Т.В. О налоге  на доходы физических лиц// Налоговый  вестник, 2007.- №1

12. Дмитриева Н.Г., Дмитриев  Д.Б. Налоги и налогообложение  в Российской Федерации. М.: Феникс, 2006.- 507 с.

13. Ефимова О.В. Финансовый  анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2005.- 230 с.

14. Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А. Налоги и налогооблажение:  Схемы, таблицы. СПб: Питер, 2004.- 366 с.

15. Ильичева М.Ю. Налоги  с физических лиц и частных  предпринимателей. Нормативные акты. Комментарии и рекомендации. Судебная  практика. М.: Право и Закон, 2007.- 496 с.

16. Клочкова И.В. Налог  на доходы физических лиц: Практическое  пособие. М.: Экзамен, 2007. - 159 с.

17. Касьянова Г.Ю. Налог  на доходы физических лиц: как  законно уменьшить сумму подоходного  налога: Практические рекомендации. М.: Информцентр XXI века, 2006.- 234 с.

18. Коротков А.В. О налоге  на доходы физических лиц при  компенсации суточных расходов//Консультант, 2005.-№2.

19. Лыкова Л.Н. Налоги  и налогообложение в России. М.: Дело, 2006- 399 с.

20. Пансков В.Г. Налоги  и налоговая система Российской  Федерации. М.: Финансы и статистика, 2008. - 460 с.

21. Сокол М.П. Налог на  доходы физических лиц. М.: Налоговый  вестник, 2006.- 271 с.

22. Тедеев А.А. Налоги  и налогообложение. М.: Приор, 2006. - 493 с.

23. Толкушкин А. В. История  налогов в России. - М.: «Юрист»  - М.: «Юристъ», 2006. - 432с.

24. Тютюрков Н. Н. Налоговые  системы зарубежных стран: Европа  и США: Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2006.

Информация о работе Эволюция налогообложения доходов физических лиц РФ