Эволюция налогообложения доходов физических лиц РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Сегодня отличием от советского времени является то, что методы решения проблем регулирования доходов населения, борьбы с бедностью содержат не административные, а экономические инструменты. В этой связи налоговые механизмы приобрели особую актуальность. Опыт ведущих промышленно-развитых стран мира демонстрирует высокий потенциал подоходного налога с физических лиц.
Формирование оптимальной формы налога на доходы физических лиц в России должно учитывать все имеющиеся возможности этого вида налога, международный опыт, а также соответствовать сложившейся социально-экономической ситуации в стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Эволюция НДФЛ……………………………………………………………...5
1.1. Предпосылки введения НДФЛ…………………………………………….5
1.2. Эволюция НДФЛ в России и странах Запада…………………………….6
1.3. Современная ситуация по взиманию НДФЛ……………………………..9
2. Современное состояние налогообложения РФ в области подоходного налога…………………………………………………………………………….11
2.1. Порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время…………………………………………………………………………….11
2.2. Сущность налога и его роль в формировании бюджета…………………27
2.3. Статистика НДФЛ, его доли в бюджете Вологодской области за 2 года………………………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 65.66 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

Московский государственный  машиностроительный университет «МАМИ»

 

Кафедра: «Бухгалтерский учет и финансы предприятия»

Курсовая работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

 

Тема: «Эволюция налогообложения доходов физических лиц РФ»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  4  курса

Тишков А.С.

                                                                       Научный руководитель:

                                             Гирко Татьяна Владимировна

Москва

2013

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1.Эволюция НДФЛ……………………………………………………………...5

1.1. Предпосылки введения НДФЛ…………………………………………….5

1.2. Эволюция НДФЛ в России  и странах Запада…………………………….6

1.3. Современная ситуация по взиманию  НДФЛ……………………………..9

2. Современное состояние налогообложения  РФ в области подоходного налога…………………………………………………………………………….11

2.1. Порядок взимания налога на  доходы физических лиц в настоящее  время…………………………………………………………………………….11

2.2. Сущность налога и его роль  в формировании бюджета…………………27

2.3. Статистика НДФЛ, его доли  в бюджете Вологодской области  за 2 года………………………………………………………………………………28

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованной литературы………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных  граждан, именуемых в российском законодательстве обобщенным термином - физические лица.

Налоги, взимаемые государством с  населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще.

Но при этом они служат и средством  связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его  индивидуальную причастность к государственным  и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания  для контроля за ними, а также  ответственности государства и  органов местного самоуправления перед  налогоплательщиками. Разумеется, в  таком аспекте можно рассматривать  взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется  особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что  налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и  местные бюджеты. Несовершенство налоговой  базы по подоходному налогу, наличие  большого количества льгот, оставшихся в наследие от советского времени, а  также слабое администрирование  сбора налога, в свою очередь являлись дестимулирующим фактором полноты  сбора налога. Заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре  доходов населения, являлась базой  не только для обложения подоходным налогом. На рядового налогоплательщика  государство возлагало чрезвычайно  высокую налоговую нагрузку. В  то же время налоговые льготы практически  никогда не достигали той цели, ради которой они вводились, нарушая  принципы равноправной конкуренции  экономических агентов и способствуя  коррупции.

Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность  попыток устранения недостатков  налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое  законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством  проведением полномасштабной налоговой  реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов  государства и налогоплательщиков.

Сегодня отличием от советского времени  является то, что методы решения  проблем регулирования доходов  населения, борьбы с бедностью содержат не административные, а экономические  инструменты. В этой связи налоговые  механизмы приобрели особую актуальность. Опыт ведущих промышленно-развитых стран мира демонстрирует высокий  потенциал подоходного налога с  физических лиц.

Формирование оптимальной формы  налога на доходы физических лиц в  России должно учитывать все имеющиеся  возможности этого вида налога, международный  опыт, а также соответствовать  сложившейся социально-экономической  ситуации в стране, согласовываться  с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эволюция НДФЛ

1.1. Предпосылки введения НДФЛ

Подоходный налог - основной вид  прямых налогов. Исчисляется в процентах  от совокупного дохода юридических  и физических лиц за вычетом документально  подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Подоходный налог появился в  общемировой практике давно и  сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения - Великобритания. Она ввела этот налог в 1978 году как временную  меру, в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто  внешних признаках (обзаведение  мужской прислугой, владение каретой  и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При  вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

Но с 1842 года подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой  практике. В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX- начала XX в. (Пруссия - с 1891 г., Франция - с 1914 г.) Пансков В.Г. Налоги и налоговая  система Российской Федерации. М.: Финансы  и статистика, 2008. - 460 с..

Однако и до введения НДФЛ налоговые  системы в различных странах  косвенно учитывали доходы граждан  при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.

Введение этого налога в той  или иной стране было обусловлено  ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для  всех стран. Острая потребность государства  в дополнительных средствах, вызванная  ростом задолженности, военными и другими  расходами, перестала покрываться  реальными налогами, размер которых  зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего  различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому  и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении  равнонапряженности налогообложения  на основе прямого определения доходов  каждого плательщика.

Русский экономист Озеров И.Х. в  начале нынешнего столетия кратко сформулировал  причины, побудившие страны ввести подоходный налог Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц: Практическое пособие. М.: Экзамен, 2007. - 159 с.:

- требования рабочего класса;

- интерес развивающейся промышленности;

- дефицит бюджета.

Объектами подоходного налога выступали  доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились 2 формы построения подоходного налога: шедулярная и  глобальная. Шедулярный подоходный налог  уплачивается по разделам (шедулам), соответствующим  различным источникам доходов, и  состоит из основного и дополнительного. Основной налог является пропорциональным, а дополнительный - прогрессивным.

Глобальный подоходный налог имеет  гораздо большее распространение. Глобальная форма предполагала обложение  совокупного дохода плательщика  независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).

1.2. Эволюция НДФЛ в России и странах Запада

В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом была подушная подать. В 1812 г. был введен прогрессивный  процентный сбор с доходов от недвижимого  имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога.

Подоходный налог был представлен  на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных  индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным  налогом, взимаемым со всех живущих  в России и официально возложить  фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи) Барулин  С.В. Теория и история налогообложения. М.: Экономистъ, 2008.- 319 с..

Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика  раскрыть информацию о собственных  доходах. Эта мера предполагала, что  каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе  подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности.

Английская система фактически представляло собой смесь отдельных  налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как  такового.

Российское правительство решило контролировать все аспекты экономической  деятельности личности, но при этом пошло еще дальше: оно предусмотрело  нововведение, еще не принятое в  других странах, которое заключалось  в том, что каждый потенциальный  работодатель, а также все финансовые учреждения были обязаны сообщать о  своих платежах любому физическому  или юридическому лицу, а государство  оставляло за собой еще и право  требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Мы не можем  знать, как эта система работала бы на практике, так как процесс  сбора налогов был прерван  февральской революцией; однако она  четко обозначила цели, которые ставило  перед собой правительство и  которым будут следовать оба  сменивших его режима.

Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его  потолок был 12,5%, впоследствии Временное  правительство довело его до 30,5%. Первоначально Правительство предусматривало  минимальную сумму необлагаемого  дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения  подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила  число людей, чей доход равен  или больше 1000 руб., а государственный  совет понизил минимальный уровень  дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее  количество населения. Отныне и бедные должны были быть включены в число  налогоплательщиков, потому что получали статус граждан, то есть подтягивались  до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц: Практическое пособие. М.: Экзамен, 2007. - 159 с..

Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного  налога и должен был быть введен в действие с 1917 г. Однако события 1917 г. не позволили данному указу  вступить в действие.

В СССР подоходный налог с населения  был введен на основании Указа  Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года. Его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, а также иностранные лица и  лица без гражданства, имевшие на территории СССР источники дохода. Техника взимания налога сохранялась  практически неизменной вплоть до конца  восьмидесятых годов. Взимание подоходного  налога производилось у источника. Доходы плательщиков при обложении дифференцировались в зависимости от источников происхождения и размеров. Они подразделялись на: заработную плату; авторские вознаграждения и другие доходы литераторов и работников искусства; доходы лиц, занимающихся кустарно - ремесленным промыслом; доходы лиц, занимающихся частной практикой; другие доходы Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц: Практическое пособие. М.: Экзамен, 2007. - 159 с..

Информация о работе Эволюция налогообложения доходов физических лиц РФ