Этапы становления налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - сформировать представление о налогах и сборах, их видах; об отношениях, возникающих при установлении и взимании налогов; о целях и принципах налогообложения; рассмотреть процесс создания и реформирования налоговой системы в России со времен Киевской Руси и до сегодняшних дней.

Содержание работы

Стр.
Введение

3
1.
Экономическая сущность налогообложения

4

1.1. Понятие и определение налога

4

1.2. Функции и принципы налогообложения

7
2.
Эволюция налоговой мысли со времен Древней Руси до XX века

11

2.1. Налоговая система Киевской Руси. Налоговые реформы Петра I

12

2.2. Налоги в царской России в XVIII – XIX вв.

15

2.3
Система налогообложения в СССР

18
3.
Этапы становления налоговой системы в РФ

24

3.1. Налоговые реформы 1990—2000-х гг

24

3.2. Налоговая система РФ. Ее особенности и недостатки на сегодняшнем этапе развития

27
Заключение

33
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая последняя версия.docx

— 288.55 Кб (Скачать файл)

Все более четко проявлялась фискальная функция налогов, и все в меньшей степени выполнялась функция регулирования производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

Дальнейшие годы развития финансовой системы обозначили этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные сборы, которые искажали суть налогообложения. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению новых налогов. Одновременно осуществлялась разработка и подготовка к принятию Налогового кодекса.

Этап реформирования. Это современный период развития налоговой системы с 1998 года и по наши дни. С января 1999 г начала действовать первая (общая) часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая определяет ключевые положения налоговой системы России, в частности реестр действующих России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь спектр взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. Кодекс разрабатывался весьма долго, потому что Правительству пришлось решать множество разнонаправленных вопросов практически «с нуля».

С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть Налогового кодекса РФ, которая определяет вопросы конкретного применения основополагающих налогов.

К настоящему времени из предполагаемых 31 глав  Кодекса приняты все 31. Таким образом, в целом обновленная налоговая система начала функционировать с 2005 г., но это не значит, что в нее не вносятся поправки и доработки.

Налоговый кодекс РФ — это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. Было установлено в целом 26 налогов и сборов, в том числе 14 федеральных, семь региональных и пять местных.

С его принятием в целом в России окончательно сформирована единая налоговая система.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса РФ не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов.

К 2000 г. сложились новые экономические условия. Появились признаки экономического роста благодаря мерам, принятым Правительством РФ. Но слабость процесса заключается в нестабильности факторов, обеспечивающих подъем производства.

Определяя дальнейшие шаги по проведению налоговой реформы, следует отметить, что наиболее важные меры из тех, которые были поставлены перед Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ Президентом Российской Федерации, уже были реализованы в 2000—2002 гг.

Эти, а также ряд других мер налоговой реформы проводились в соответствии с одобренной в 2000 г. Правительством РФ Программой проведения масштабной налоговой реформы в Российской Федерации и были осуществлены в беспрецедентно короткие для мировой практики сроки.

Следствием проведенных мер стало обеспечение более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону как структуры налоговых поступлений, так и структуры поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. Улучшилось администрирование уплаты налогов и сборов. Прекращена практика заключения специальных соглашений по уплате налогов с крупнейшими налогоплательщиками. Важным следствием проведенных мер стала легализация многими налогоплательщиками своих доходов, ранее скрываемых от налогообложения.

В результате интенсивной совместной работы Правительства и Федерального Собрания было принято одиннадцать глав второй части Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных налогов.

Важнейшим промежуточным результатом реализованных мер было реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста в стране.

 

3.2. Налоговая система РФ. Ее особенности и недостатки на сегодняшнем этапе развития

 

Нет необходимости доказывать, что на сегодняшний день в России удалось создать неплохую налоговую систему и практически завершить кодификацию налогового законодательства, это, безусловно, огромное достижение. Процесс реформирования системы налогов и сборов в России близок к логическому завершению. Состав налогов и сборов, в первую очередь федеральных, останется, видимо, неизменным. Основному реформированию должны подвергнуться региональные и местные налоги с целью расширения их налоговых баз и значимости поступлений.

По федеральным налогам совершенствование будет, вероятно, касаться изменения содержания обязательных элементов налогов и сборов. Возможен также процесс перевода отдельных федеральных налогов, объект налогообложения или налоговая база которых в большей степени зависит от экономической политики субъектов Федерации, в региональные. Направления дальнейшего совершенствования налоговой системы представлены на рис. 3.1.

Основные направления совершенствования налоговой системы России

 

Дальнейшее снижение ставок по косвенным налогам, в первую очередь НДС, с устранением множественности ставок

   
 

Установление в составе местных налогов нового налога на недвижимость взамен существующих налогов — земельного, на имущество предприятий, на имущество физических лиц

   

-

Расширение полномочий органов местного самоуправления по установлению элементов федеральных специальных налоговых режимов

   

-

Расширение полномочий органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по федеральным налогам, объект налогообложения или налоговая база которых в наибольшей степени зависит от региональной экономической политики

   

-

Инвентаризация и дальнейшее упорядочение различных налоговых освобождений и изъятий, повышение адресности предоставления налоговых преференций

   

-

Совершенствование ресурсно-рентного налогообложения, которое позволило бы более точно изымать у природопользователей абсолютную и дифференцированную ренту в бюджет

   

-

Цели: снижение налогового бремени на экономику страны; повышение регулирующей роли налогов; поэтапное расширение налоговых полномочий субъектов Российской Федерации и местного самоуправления при одновременном пресечении недобросовестной налоговой конкуренции; повышение эффективности налогового администрирования


 

Рис. 3.1: Основные направления совершенствования налоговой системы России

Несмотря на успешные результаты теоретических исследований, на практике также остается много проблем, связанных с применением теоретических рекомендаций ученых-экономистов. Во-первых, продолжает сохраняться нестабильность налогового законодательства. Каждый год в Налоговый кодекс РФ вносятся многочисленные, причем зачастую кардинальные, поправки. Налоги вводятся и через год-другой отменяются. Во-вторых, до сих пор не сформирован комплекс эффективных мер, блокирующих уклонение от уплаты налогов и применение различных схем минимизации налогов.

Озвучивая немалые достижения в этой области, нельзя не сказать о проблемах и недостатках самой системы, которых, к сожалению, тоже достаточно:

· ориентация системы на выполнение фискальных (конфискационных) задач, ее стимулирующая функция пока слабо реализована;

· фискальный «уклон» обусловил состав и структуру налогов, а также строение каждого из них;

· перекос в сторону косвенного обложения потребления, что при низкой доле фонда заработной платы и невысокой рентабельности резко искажает пропорции последующего формирования доходов основных хозяйствующих субъектов и разрушает воспроизводство;

· инфляция и первоначальная видимость сильного фискального эффекта с последующим усилением напряжения на систему госрасходов;

· практически не учитывается положительный мировой опыт;

· двойное налогообложение

На сегодняшний день в соответствии со ст. 13—15 НК все налоги и сборы РФ делятся на три вида:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги;

3) местные налоги.

Основное разграничение этих видов налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК:

• федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ;

• региональные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

• местные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения устанавливаются НК РФ и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и администрируемые налоговыми органами, представлены на рисунке 3.2. Следует отметить, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом8.

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 3.3: Структура налогов и сборов, предусмотренных НК РФ

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам, как уже упоминалось выше, относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В Приложении А приведена структура доходов федерального бюджета по итогам исполнения бюджета за 2013 г9. (в млрд. руб.). Не вдаваясь в глубокий анализ, заметим только, что доход федерального бюджета последние пять лет имеет стабильный прирост. Конечно, это связано не только с реформами в налоговой системе, но и с внешней экономической политикой и традиционно высокими ценами на нефть. Но чтобы сохранить и закрепить полученные результаты стоит придерживаться основных направлений налоговой политики:

  • сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. Сохранение детальной структурированности и целостности налоговой системы, жесткая централизация управления налогами со стороны государства;
  • увеличить гибкость налоговой системы. Обеспечить возможность ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;
  • усилить социальную направленность налоговой системы, связанную со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:

1. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и де стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов.

Налоги образуют основную долю доходной части бюджета. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социального экономического развития общества.

2. Налог, как явление неразрывно связан с понятием «государство». На протяжении веков с развитием и становлением государственного аппарата эволюционировала и система налогообложения. Налог прошел путь от бессистемного натурального платежа и контрибуции до основного регулятора экономики.  В разные времена налоги выполняли различные функции: от сугубо фискальной в Киевской Руси до инструмента классовой борьбы в СССР.

3. На сегодняшний день в России удалось создать действующую налоговую систему и практически завершить кодификацию налогового законодательства. Но эта система неустойчива, как результат  проведения экономических реформ 1990-х гг. Их негативные последствия красноречиво свидетельствуют о значимости налогообложения в жизни государства и каждого его гражданина. За годы социально-экономической трансформации Россия достигла минимального уровня налогового образования и культуры, соответствующего рыночному образу мышления. Необходимо дальнейшее проведение налоговой реформы для завершения создания налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Книги, учебные пособия

 

  1. Налоги и налоговое право. Брызгалина А.В. Учебное пособие. М.- «Аналитика - Пресс», 2007.- 251 с
  2. Налоги и налогообложение, Часть 1, Агабекян О.В., Макарова К.С., 2009.
  3. Налоги и налогообложение_Качур О.В_Уч пос_2007 -304с
  4. Налоги и налогообложение_ред. Майбуров И.А_2011, 4-е изд. -558с
  5. Налоги и налогообложение_Миляков Н.В_Учебник_2006 5-е изд -509с
  6. Теория и история налогообложения_Майбуров И.А. и др_2011 -422с
  7. Налоги и налогообложение.  Под ред. Черника Д.Г. М.: 2010. — 367 с. 
  8. Ушак Н. В. Теория и история налогообложения: учеб. пособие / Н. В. Ушак – М.: КНОРУС, 2009. С. 312
  9. Экономика. Самуэльсон П. М., 1992. Т. 1. С. 159,165.
  10. Экономическая теория_п. ред. Кузнецова Н.Г_2004 -496с
  11. Экономическая теория. Ч.2. Макроэкономика. Переходная экономика_Герасимов Б.И, Косов Н.С, Дробышева В.В. и др_ТГТУ, 2009 -204с

Статьи из периодических изданий

 

  1. Брызгалин А.В. О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике // Налоги. 2010. № 1
  2. Дидович А.П. Основные налоговые теории и их современные интерпретации // Известия иркутской государственной экономической академии. 2003 №1 

Информация о работе Этапы становления налоговой системы в РФ