Этапы становления налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - сформировать представление о налогах и сборах, их видах; об отношениях, возникающих при установлении и взимании налогов; о целях и принципах налогообложения; рассмотреть процесс создания и реформирования налоговой системы в России со времен Киевской Руси и до сегодняшних дней.

Содержание работы

Стр.
Введение

3
1.
Экономическая сущность налогообложения

4

1.1. Понятие и определение налога

4

1.2. Функции и принципы налогообложения

7
2.
Эволюция налоговой мысли со времен Древней Руси до XX века

11

2.1. Налоговая система Киевской Руси. Налоговые реформы Петра I

12

2.2. Налоги в царской России в XVIII – XIX вв.

15

2.3
Система налогообложения в СССР

18
3.
Этапы становления налоговой системы в РФ

24

3.1. Налоговые реформы 1990—2000-х гг

24

3.2. Налоговая система РФ. Ее особенности и недостатки на сегодняшнем этапе развития

27
Заключение

33
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая последняя версия.docx

— 288.55 Кб (Скачать файл)

После крестьянской реформы 1861 г. было введено налогообложение

земли, появились: подомовый налог, земские налоги и сборы. А также акцизы на товары народного потребления – вино, соль, дрожжи, керосин,  табак, сахар, спички и др. С целью повышения доходов была введена государственная монополия на продажу спиртных напитков. Доход от такой деятельности составлял большую часть неналоговых поступлений в казну.

В конце XIX начале XX в. в России начался период урбанизации, зарождение капиталистических отношений, развития промышленности, торговли, увеличение иностранных инвестиций и строительный бум.  Но мирное развитие страны прервала Первая мировая война. На финансовом положении страны это сказалось самым плачевным образом -   выросла бумажно-денежная эмиссия, что повлекло за собой инфляцию. Систематически повышались налоги и сборы, вводились новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних, сокращался золотой запас.

После февральской революции положение не улучшилось. Правительство Керенского пополняло бюджет России, в основном, за счет эмиссии обесцененных бумажных денег и натуральных поборов с населения, которое уже было не в состоянии нести налоговое бремя.

 

 

 

 

 

    1.  Система налогообложения в СССР

 

Начало формирования новой налоговой системы Советской России

положил Декрет Совета народных комиссаров «О взимании прямых налогов», который был принят 7 декабря 1917 г. Документ устанавливал

четкий порядок и срок внесения предприятиями и частными лицами, занимающимися торговлей и частным промыслом, налога на прирост прибыли. Несвоевременная уплата налога или уклонение от уплаты могли привести к расстрелу должника5. В тот период налоги являлись, скорее инструментом классовой борьбы и взимались с богатой части населения. Местные бюджеты пополнялись также за счет натуральных сборов с селян.

Государство остро нуждалось в деньгах, но отказавшись от принципов капитализма, тем не менее, пыталось сохранить существовавшую дореволюционную систему налогообложения. И в то же время уничтожало последние возможные источники поступления средств, национализируя землю, предприятия и излишки производства, подрывая тем самым товарно-денежные отношения, сокращая стимулы к трудовой деятельности. Сама грань между налогом и конфискацией практически стерлась.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.

С 1921 г. в стране начала действовать новая экономическая политика

(НЭП), которая предполагала серьезные изменения в области экономики и налогообложения. Продразверстка заменили продналогом; выплаты заработной платы в натуральном виде заменили на денежную оплату; вновь можно было создавать частные предприятия и вести частную торговлю.

Для осуществления своих целей государству восстановить финансовое хозяйство, используя принципы, которые могли бы дать максимальный налоговый эффект:

-многократность и множественность  налогообложения

- деление налогов на  местные и государственные

- регулярность налогообложения

- смешанная форма поступлений: денежная и натуральная.

Первыми несельскохозяйственными сборами стали патентный и уравнительный налоги. Патентным облагались промышленные и торговые предприятия, как государственные, так и частные. Ставка колебалась в пределах от 1,5% до 6%, в зависимости от местонахождения и разряда объекта (его размера, числа рабочих, рода деятельности). Второй налог был авансовым, так как засчитывался при уплате уравнительного сбора. Отчисляли его раз в полугодие высчитывая по декларациям плательщика или по отчету предприятия об оборотах. Оборот по реализации товара как объект обложения позволял относительно равномерно облагать все производимые товары.

Большое значение имело введение в ноябре 1922 г. подоходно-поимущественного налога. Основой обложения был совокупный доход. Ставки налога зависели от размера дохода и составляли от 0,83 до 15%. В дополнение к уже имеющемуся налогу добавили налог на капитал и имущество. Ставка была прогрессивной и росла соразмерно увеличению капитала, что препятствовало созданию товариществ, акционерных обществ и прочему слиянию капиталов. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного налога, потому что и так принадлежали государству. Для них был предусмотрен подоходный линейный налог в размере 8% от суммы чистого дохода. Обложение частных предприятий было весьма разнообразным в зависимости от оборота, бюджета, дохода. Здесь функция налогов сводилась к ограничению частной собственности и капитала, что соответствовало государственным требованиям того времени.

Что интересно имел место рентный налог с земель, не использовавшихся в сельском хозяйстве. Состоял он из двух частей: основной и дополнительной. Основной взимался в размере средней доходности сельскохозяйственных угодий в данной местности, дополнительный — в зависимости от доходности строений, возведенных на этой земле.

Что касается крестьянства, то вместо денежных налогов с сельского хозяйства продолжали взиматься натуральные платежи.  Хоть и Советское государство испытывало большую потребность в сельскохозяйственной продукции, такие налоги были крайне неудобны по ряду причин. Во-первых, невозможность учитывать платежеспособность хозяйства, а также унифицировать взносы. Во-вторых, сложность взимания таких налогов, что препятствовало росту товарности хозяйства, развитию отдельных его отраслей. В связи с этим, позднее все имеющиеся налоги были объединены в один сельскохозяйственный налог. Он дал возможность крестьянину вносить налоги за счет заработка или за счет реализации продуктов. Что позволило одновременно и регулировать рынок и развивать те отрасли хозяйства, которые пользовались наибольшим спросом. Денежные поступления в бюджет от этого налога составляли третью часть всех поступлений.

В целях расширения доходной части государственного бюджета правительство наряду с прямыми налогами ввело систему косвенных налогов в виде акцизов. Ставки налога дифференцировались в зависимости от цены товаров. По мере развития народного хозяйства и укрепления финансового положения страны были снижены акцизы на ряд товаров широкого потребления и увеличены ставки на предметы не первой необходимости. В результате, удельный вес поступлений в бюджет по акцизам на предметы не первой необходимости повысился соответственно с 32,9% в 1922—1923 гг. до 56,7% в 1925—1926 гг. В то же время удельный вес акцизов на товары первой необходимости снизился с 67,1 до 43,3%. При этом общая сумма поступлений увеличилась, что дало возможность регулировать процессы развития промышленности и торговли.

Увеличение суммы налоговых поступлений в период нэпа с 584 млн до 3522 млн руб., свидетельствует о возрастании роли налоговой системы как одного из основных элементов регулирования экономики, способствующего развитию предпринимательства, созданию рынка и нормальной системы денежного обращения.

В целом можно сказать, что налоги являлись одним из инструментов государственной экономической политики. Способствовали подавлению капиталистических элементов в промышленности, торговле и в сельском хозяйстве; укреплению и развитие социалистических форм хозяйства.

К 1930 г. был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле, и сложная система налогообложения потеряла смысл.  В связи с этим налоговая реформа 30-х годов базировалась на двух основных принципах:

- рационализация, упрощение налоговой системы с учетом изменений в соотношениях между различными секторами народного хозяйства;

- изменение форм распределения национального дохода, направленных на решение новых задач социалистического строительства6.

Можно сказать, что все налоги свелись к двум основным видам: отчисления от прибыли и налог с оборота.

Налог с оборота включал в себя 53 платежа, среди которых особо выделялись промысловый налог и 12 акцизов. Можно сказать, что сам он по сути был акцизом, т.к устанавливался в форме платежа, взимаемого в твердых ставках к обороту или валовой выручки от реализации товаров, представляя собой часть цены товара. Его доля в общем объеме доходов государственного бюджета была высока. С 1931 г. ставки налога дифференцируются по товарным группам, так как ранее установленные единые ставки привели к нарушению принципов хозяйственного расчета деятельности предприятий.

Что касается отчислений от прибыли, то в 1930 г. установился точный процент отчислений — 81% для промышленных предприятий и 84% для торговых предприятий. Практически вся прибыль промышленных и торговых предприятий изымалась в доход государства, что подрывало воспроизводственные возможности предприятия. Поэтому и в этой сфере потребовалась дифференцирование размеров отчислений в зависимости от величины прибыли предприятия и его потребности в собственных средствах для развития. Такое положение дел снизило роль налогов в экономике страны.

В связи с началом Великой Отечественной войны расходы бюджета

СССР значительно возросли, что привело к введению новых налогов с населения. Так, для помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до начала 90-х годов XX века.

После окончания Великой Отечественной войны роль налогов продолжала снижаться, так как бюджет пополнялся в основном за счет неналоговых источников. Доходы предприятий прямо поступали в бюджет, где перераспределялись. Основным налогом, уплачиваемым в это время предприятиями, стал налог с оборота. Дальнейшее развитие коммунистической идеологии должно было привести к полной отмене налогов. Прежде всего, были снижены налоги с заработной платы трудящихся.

В 1960-е гг. в СССР, с началом экономической реформы был введен еще ряд налогов. Новой формой перераспределения прибыли  стал налог "Плата за фонды". Он стал прототипом современного налога на имущество предприятий и составлял фиксированные 6%. Подразумевалось, что такая форма налогообложения ликвидирует ненужные предприятию производственные фонды, и повысит производительность.  

Для сельских и районных жителей, имеющих доходы от сельского хозяйства, был установлен подоходный налог с колхозников.

Та часть предприятий, которая получала прибыль независящую от деятельности предприятия, отчисляла фиксированные (рентные) платежи. К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

Ориентируясь на западный опыт, правительство М.С. Горбачева приступило к созданию налоговой системы РСФСР, которая позже легла в основу налоговой системы РФ. Была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. В связи с этим, было разрешено приобретать патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме патента граждане, желающие заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, должны были получить регистрационное удостоверение. За выдачу удостоверения и патента взималась своя плата для каждого вида деятельности. Граждане, имевшие патенты освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Но существующая экономическая система себя не оправдала. Политика централизации ресурсов и нормативных платежей не давала функционировать рыночным механизмам саморегулирования экономики. Регулирующая, стимулирующая и социальная функции налогов почти полностью отсутствовали и были заменены механизмами тотального планирования.  И как следствие, появилось много убыточных предприятий и даже отраслей.

Реформирование налоговой системы Советского Союза не было доведено до конца в связи с известными политическими событиями.

 

 

  1. Этапы становления налоговой системы в РФ

 

3.1  Налоговые реформы 1990—2000-х  гг

 

После распада СССР России срочно понадобилось осваивать капиталистические принципы экономики, проводя в ускоренном темпе приватизацию, меняя и подстраивая по ходу производственные отношения. Правительство, не имея собственного рыночного опыта, все преобразования делало по заграничным экономическим образцам, руководствуясь в основном мнением сторонних специалистов по ключевым вопросам. Времени на более или менее глубокомысленный анализ нюансов столь разноплановых рыночных экономических факторов и процессов не было7

Задачей налоговой системы была стабилизация стихийных рыночных отношений, снижение инфляции, формирование социально-экономической инфраструктуры, обеспечение казны минимально необходимым финансовым потоком.

На этом этапе развития четко прослеживалось несовершенство, разнонаправленность, несвязанность элементов системы. Этой стадии развития были присущи такие черты, как

- равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов.

- введение и взимание налогов всеми уровнями власти. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы — принцип ее единства.

- многократность налогообложения и слабое обозначение конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с чрезмерным преобладанием прав налоговых органов.

Частое, ежегодное изменение в налоговом законодательстве стало нормой, но эти изменения касались лишь отдельных нюансов, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. В результате сложившаяся к концу 1990-х гг. в Российской Федерации налоговая система из-за несовершенства ее отдельных элементов во все большей степени препятствовала экономическому развитию страны. В работах российских экономистов этот этап становления называют этапом неустойчивого налогообложения.

На плечи законопослушных плательщиков легла колоссальная нагрузка, это при том, что существовало большое разнообразие налоговых льгот. В то же время практически не пресекались случаи сокрытия доходов и неуплаты налогов, что стимулировало развитие теневой экономики. Как подтверждение эффекта Лаффера, поток поступлений средств в казну снижался при непрерывном росте бюджетного дефицита.

Информация о работе Этапы становления налоговой системы в РФ