Этапы становления налоговой системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - сформировать представление о налогах и сборах, их видах; об отношениях, возникающих при установлении и взимании налогов; о целях и принципах налогообложения; рассмотреть процесс создания и реформирования налоговой системы в России со времен Киевской Руси и до сегодняшних дней.

Содержание работы

Стр.
Введение

3
1.
Экономическая сущность налогообложения

4

1.1. Понятие и определение налога

4

1.2. Функции и принципы налогообложения

7
2.
Эволюция налоговой мысли со времен Древней Руси до XX века

11

2.1. Налоговая система Киевской Руси. Налоговые реформы Петра I

12

2.2. Налоги в царской России в XVIII – XIX вв.

15

2.3
Система налогообложения в СССР

18
3.
Этапы становления налоговой системы в РФ

24

3.1. Налоговые реформы 1990—2000-х гг

24

3.2. Налоговая система РФ. Ее особенности и недостатки на сегодняшнем этапе развития

27
Заключение

33
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая последняя версия.docx

— 288.55 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

 

курсОВая РАБОТа

по курсу «Теория и история налогообложения»

 

на тему

«Эволюция налоговой системы в РФ»

Выполнил

студент гр.

Направление 080100 «»                                     

Научный руководитель

К.э.н., доцент                                                                      

Дата сдачи курсовой работы: ____________________________

Дата защиты:   ____________________________

Оценка:    ____________________________

 

 

г.Ростов-на-Дону

2014г.


 

 

Содержание:

     

Стр.

Введение

 

3

1.

Экономическая сущность  налогообложения

 

4

 

1.1. Понятие и определение  налога

 

4

 

1.2. Функции и принципы налогообложения

 

7

2.

Эволюция налоговой мысли со времен Древней Руси до XX века

 

11

 

2.1. Налоговая система Киевской Руси. Налоговые реформы Петра I

 

12

 

2.2. Налоги в царской России в XVIII – XIX вв.

 

15

 

2.3

Система налогообложения в СССР

 

18

3.

Этапы становления налоговой системы в РФ

 

24

 

3.1. Налоговые реформы 1990—2000-х гг

 

24

 

3.2. Налоговая система РФ. Ее особенности и недостатки на сегодняшнем этапе развития

 

27

Заключение

 

33

Литература

 

35

Приложение А

 

37

Рецензия

 

39


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налогообложение охватывает все сферы нашей жизни и оказывает влияние на них: как налогоплательщики мы пытаемся максимально уклониться от установленных законодательством налогов и сборов, а как потребители государственных услуг — получить максимальную социальную и экономическую поддержку государства. Эти государственные услуги осуществляется в большей степени на денежные средства, аккумулируемые за счет налоговых платежей.

Определение понятия "налог" тесно связано с категорией "государство". Налоговая база есть залог существования самого государства, тот показатель, по которому можно определить уровень развития страны. Когда в структуре налогов преобладают прямые налоги на доходы, то это свидетельствует о высокоорганизованной и развитой экономике. Если в системе налогообложения сделан акцент на косвенное и имущественное налогообложение, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной.

Исторический экскурс в становление и развитие налоговых теорий, опираясь на конкретные примеры, поможет специалистам в области государственного налогового менеджмента и налогового администрирования ориентироваться в сложных процессах формирования и распределения налогового бремени, построения рациональной налоговой системы, налогового механизма и создания концепции эффективной налоговой политики. Вот почему эта тема остается актуальной в наше время.

 Цель курсовой работы - сформировать представление о налогах и сборах, их видах; об отношениях, возникающих при установлении и взимании налогов; о целях и принципах налогообложения; рассмотреть процесс создания и реформирования налоговой системы в России со времен Киевской Руси и до сегодняшних дней.

Работа состоит из трех частей. В первой части раскрывается экономическое содержание налогов, определяются основные понятия, характеризующие применение налогов, объясняются различия функций и принципов налогообложения и влияние налогообложения на экономику государства в целом.

Во второй главе курсовой работы определены главные закономерности развития системы российского налогообложения вплоть до 90х годов прошлого столетия и их периодика; обозначены основные положения налоговых теорий, даны характеристики основных событий в экономике страны.

Третий раздел содержит две главы, посвященные налоговым реформам 1990—2000 гг. и налоговой политике России на современном этапе. Он знакомит нас с новыми подходами к современным задачам налогообложения в России; определяет перспективные направления дальнейшего развития налоговых теорий.

 

  1. Экономическая сущность  налогообложения

 

    1. Понятие и  определение налога

 

Каждому государству необходимы денежные средства для содержания своего аппарата и покрытия тех расходов, которые возникают в процессе реализации государственных функций. Источником этих финансовых ресурсов являются средства, которые правительство получает от своих граждан (в виде физических и юридических лиц). Эти обязательные сборы, осуществляемые государством, и есть налоги.

Налог – обязательный платёж, безвозмездно взимаемый государством с физических и юридических лиц в законодательном порядке, в установленной форме и в установленные сроки. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов1. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.

Налогоплательщик обязан в полной степени нести возложенное на него бремя налоговых обязательств и не вправе отказаться или выполнять их частично. Если налогоплательщик не будет выполнять свои обязательства добровольно, его заставят сделать это принудительно. Для этого существует институт налоговых, правоохранительных и судебных органов.

Безвозмездность подразумевает отсутствие для конкретного налогоплательщика эквивалентного объема выгоды от государства. Налоговый платеж – направленное одностороннее движение денежного потока от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг. Такой встречный поток, конечно, существует это предоставление государственных услуг (защита частной собственности, правосудие, дороги и пр.), но эти блага предоставляются всем на общих основаниях. Для конкретного налогоплательщика не будет соответствия величины налогового платежа и величины встречной  государственной помощи. Это и есть главное отличие налога от сбора и других неналоговых платежей (штрафов, различных санкций и т.д.).

Отметим, что установление, порядок исчисления и уплаты налога, его изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налог подразумевает не разовое, а регулярное отчисление денежных средств на весь период владения объектом налогообложения.

Налоговая политика правительства строится в соответствии с социальным и экономическим курсом страны, зависит от приоритетов правящей партии, от актуальных требований и потребностей страны в доходах.

Налоговая система государства – совокупность методов принципов налогообложения, устанавливаемая государством. Ее базой являются законодательные акты, которые определяют элементы этой системы государства, и  устанавливаются конкретные методы взимания налогов и определяются элементы налоговой системы. Субъект налога или налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Бывают случаи, когда обязанности налогоплательщика путем рыночного регулирования перекладываются на другой субъект - носителя налога – лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект налога – доход, право или имущество, чье качество определяет порядок начисление налога (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.).

Источник дохода – доход, за счёт которого уплачивается налог. Ставка налога –ключевой аспект налога, определяющий величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.). другими словами доля собственности, которую необходимо отчислить в пользу бюджета. Бывают прогрессивные и регрессивные, твёрдые и пропорциональные налоговые ставки.

Прогрессивная ставка налогообложения растет соразмерно возрастания дохода, так что плательщик отчисляет больше средств и в абсолютных (денежных) и в относительных (процентных) единицах. Регрессивная ставка действует с точностью наоборот и понижается с ростом дохода.  Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении дохода.

Твердые ставки - это абсолютная сумма средств, подлежащая уплате на единицу обложения независимо от размера дохода (например, на тонну нефти, кубометр газа). Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины (например, налог на заработную плату в размере 13 %).

По платёжеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные. Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога в момент получения им дохода, и уплачиваются тем лицом, которое государство и намеревалось обложить (подоходный налог с населения, налог на прибыль предприятий, налоги на имущество и наследство). Косвенные налоги – это налоги, уплачиваемые в момент произведения расхода лицом, которое приобретает определённые товары и услуги. Взимаются путем надбавки к тарифу или цене. Самые распространенные виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

 

1.2 Функции и принципы налогообложения

 

Роль налогов настолько важна, что рыночная экономика не может эффективно функционировать без четко налаженной, идущей в ногу со временем  действующей налоговой системы.

Состав и содержание налоговых функций в работах современных экономистов слишком разнятся, но при этом разбиение множества свойств налога по отдельным составным элементам весьма условно. Все дело в том, что функции налогов не проявляются независимо одна от другой, они взаимосвязаны и взаимозависимы, представляя собой неразрывное единство. Выделим четыре основных функции.

Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) является основной функцией налогов, вытекает из самой природы налогообложения. Подразумевает изъятие части доходов физических и юридических лиц в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Эта функция реализуется в поддержании обороноспособности, содержании государственного аппарата, субсидировании таких отраслей, которые не имеют собственного достаточного дохода (медицина, образование и пр.). Фискальная функция характерна для всех налоговых систем и является прародителем всех остальных функций.

Распределительная (социальная) функция представляет налог, как гарантию социальной защиты для различных категорий населения и снижения социального неравенства. С помощью налога перераспределяется общественный продукт, поддерживаются области обычно находящиеся за пределами  рыночного саморегулирования.

В качестве примера можно привести:

  1. использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. «большие доходы - большие налоги»

  1. повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;

  1. повышенные акцизы и пошлины на товары не первой необходимости, предметы роскоши;

  1. применение ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок;

  1. использование компенсационных и накопительных социальных платежей, бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг, финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций).

Некоторые авторы выделяют в регулирующей функции три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную2.

Информация о работе Этапы становления налоговой системы в РФ