Экономическое содержание налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологическую основу выявить особенности системы местных налогов и сборов в Российской Федерации.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
1) определить сущность, классификацию и значение местных налогов;
2) рассмотреть элементы налогообложения местных налогов;
3) проанализировать уплату земельного налога открытым акционерным обществом «Чувашхмельпром» за 2009-2011 года;
4)изучить изменения в законодательстве Российской Федерации по земельному налогу с 1 января 2011 года.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность налогов, классификация и значение местных налогов в налоговой системе………………………………………………………………………………………...5
1.1. Сущность налогов………………………………………………………………………..5
1.2. Классификация налогов ………………………………………………………………....5
1.3. Значение местных налогов в налоговой системе………………………………………7
Глава 2. Экономическое содержание налогов………………………………………………9
2.1. Налог на имущество физических лиц…………………………………………………..9
2.1.1. Экономическое содержание налога на имущество физических лиц, налогоплательщики, объект налогообложения…………………………………………….9
2.1.2. Налоговая база, порядок исчисления и уплата налога……………………………..10
2.2. Земельный налог………………………………………………………………………..12
2.2.1. История введения земельного налога………………………………………………12
2.2.2. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база…………………..13
2.2.3. Ставки и порядок исчисления земельного налога………………………………….14
Глава 3 Анализ системы налогообложения сельскохозяйственных угодий Цивильского района Чувашской Республики…………………………………………………………….17
3.1. Анализ уплаты земельного налога ОАО «ЧУВАШХМЕЛЬПРОМ»………………..17
3.2. Основные изменения в законодательстве Российской Федерации с 2011 года по земельному налогу…………………………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………………………..21
Список используемой литературы…………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, то есть данный вид налога устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, и обязателен для физических лиц к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Иначе говоря, для того чтобы налог действовал, он должен быть узаконен на местном уровне. Для этого местный представительный орган (например, муниципальное собрание депутатов) принимает соответствующее решение о взимании налога на имущество с физических лиц.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок взимания налога на имущество физических лиц, является Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на становление имущество физических лиц» (с изм. и доп. от 22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г., 22 августа 2004 г.)

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Также плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения признаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

 

2.1.2. Налоговая база, порядок исчисления и уплата налога

 

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоги на имущество физических лиц исчисляются налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика для взыскания налога и перечисления в бюджет по месту нахождения имущества.

При получении налогового уведомления на уплату налога налоговый орган по месту жительства налогоплательщика обязан его принять и вручить налогоплательщику, а также взыскать и обеспечить перечисление налога на имущество в бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Уплата налога производится владельцами имущества не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог, т.е. налог за 2011 год должен быть уплачен не позднее 1 ноября 2012 года.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. В случае если право на льготу у налогоплательщика возникло в течение календарного года, то перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог на имущество физических лиц взимается с наследников с момента открытия наследства.

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование для добровольного погашения имеющейся задолженности, а в случае неисполнения требования информация о задолженности будет передана в суд, и далее судебным приставам для взыскания. Кроме того, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

 

2.2. Земельный  налог

2.2.1. История введения земельного налога

 

Переход России к рыночной экономике, развернувшаяся земельная реформа, основным вопросом которой стала собственность на землю, аграрная реформа и изменение форм хозяйствования, одновременно нерешенность (до настоящего времени) многих проблем, в том числе на законодательном уровне, обусловили необходимость рассмотрения истории развития законодательства о земельных платежах.  Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство. 

Основным принципом земельного права дореформенного периода был принцип бесплатного землепользования. При этом следует отметить, что хотя законодательство 50-х годов, регулирующее налогообложение личных подсобных хозяйств, в качестве критерия исчисления таких налогов предусматривало размер и качество земельных участков, тем не менее, объектом налогообложения являлись не земельные участки как таковые, а деятельность, связанная с ведением личного подсобного хозяйства. Поэтому принцип бесплатности землепользования имел универсальное значение. В 70-х годах на страницах печати началась поднятая рядом экономистов дискуссия о введении платности природопользования, в том числе платности пользования землей. Основные аргументы в пользу ее введения заключались в том, что бесплатность ведет к нерациональному использования земли, необоснованному закреплению за хозяйствующими субъектами больших земельных площадей, которые зачастую остаются неиспользованными.

Так, в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. было установлено что землевладение и землепользования в СССР является платным. Были определены и форма платы за землю. Таковыми являются земельный налог и арендная плата. Порядок и ставка налогообложения должны были устанавливаться законодательством союзных и автономных республик. Арендная же плата должна была определяться по соглашению сторон в порядке и пределах, устанавливаемых законодательством союзных и автономных республик.

В законе РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» было предусмотрено, что использование земли в РСФСР является платным.

Более обстоятельная правовая регламентация налогообложения была в Законе РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». В данном законодательном акте, помимо общих положений, содержатся нормы права о плате за землю сельскохозяйственного назначения, за земли несельскохозяйственного назначения, о льготах по взиманию платы за землю, о порядке взимания платы за землю, об использовании средств, поступивших в качестве платы за землю, о нормативной цене земли.

 

2.2.2. Налогоплательщики, объект  налогообложения, налоговая база

 

Налогоплательщиками по земельному налогу являются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать земельный налог, отвечающие признакам п. 2 ст. 11 Кодекса:

  • российские организации;
  • иностранные организации (иностранные юридические лица, созданные на территории Российской Федерации);
  • граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке. Уплачивают земельный налог только те бюджетные организации – юридические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности и праве постоянного (бессрочного) пользования. Это положение следует из п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального. В соответствии с п. 12 ст. 396 Кодекса органы муниципальных образований ежегодно обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 №47н, которая содержит сведения о правообладателях земельных участков. Следовательно, сведения, представленные в отношении лиц, право собственности, которых на земельные участки возникло за предыдущий год, могут быть использованы для контроля полноты сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговой базой согласно нормам гл. 31 НК РФ теперь является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, а не площадь земельного участка, исходя из которого исчислялся налог в соответствии с Законом о плате за землю.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков должна быть проведена государственная кадастровая оценка земель по целевому назначению и виду их функционального использования: земли под домами многоэтажной застройки, земли под домами индивидуальной жилой застройки, земли дачных и садоводческих объединений граждан, земли под промышленными объектами, земли под объектами торговли, предприятиями общественного питания и т.д.

Кадастровая стоимость земельных участков является их налоговой базой. В свою очередь, налоговая ставка определяется исходя из налоговой базы в процентах, установленных администрациями районов и городов в нормативных правовых актах о введении земельного налога.

 

2.2.3. Ставки и порядок исчисления земельного налога

 

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами местных органов власти и не могут превышать предельных размеров, установленных ст. 394 НК РФ:

а) 0,3% в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям  сельскохозяйственного назначения  или к землям в составе зон  сельскохозяйственного использования  в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для  личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

б) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

 

Порядок исчисления налога

Сумма земельного налога, исчисляемого в порядке, установленном гл. 31 НК РФ, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 НК РФ).

При этом организации исчисляют сумму налога самостоятельно, так же как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в силу п. 5 ст. 396 НК РФ в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Земельный налог по новому законодательству исчисляется исходя из числа полных месяцев, в течение которых земельный участок принадлежал налогоплательщику на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения).

Так, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении этого участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. В случае когда возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Информация о работе Экономическое содержание налогов