Экономическая сущность и характеристика налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время налог на добавленную стоимость - является одним из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Файлы: 1 файл

НДС.docx

— 91.44 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В настоящее время налог  на добавленную стоимость - является одним из важнейших федеральных  налогов. Основой его взимания, является добавленная стоимость, создаваемая  на всех стадиях производства и обращения  товаров. Это налог относят к  категории универсальных косвенных  налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения  в цену товаров, перенося основную тяжесть  налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Тема курсовой работы представляется актуальной, так как изучение порядка  исчисления и уплаты НДС позволяет  понять механизм его воздействия  на хозяйствующие субъекты, оценить  методы государства, которые путем  применения налоговых льгот, стремятся  стимулировать или стабилизировать  деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении  отдельных видов предпринимательства. За период существования налога на добавленную стоимость действующий  механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка  обложения, данным налогом.

Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость. Предметом являются его экономическая природа, роль и функции, порядок исчисления и уплаты и его характеристика.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности налога на добавленную стоимость. Достижение поставленной цели осуществляется через  решение следующих задач:

1. Изучить экономическое  содержание налога на добавленную  стоимость, его роль и место  в действующей системе налогообложения.

2. Рассмотреть общую характеристику  порядка взимания налога на  добавленную стоимость.

3. Выявить пути совершенствования  налога на добавленную стоимость

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 34 источников.

Первая глава посвящена  рассмотрению экономической природы  налога на добавленную стоимость. Во второй главе описывается механизм и порядок исчисления и уплаты налога. А третья глава содержит в себе особенности путей совершенствования  налога на добавленную стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая  сущность и характеристика налога  на добавленную стоимость.

1.1. Экономическое содержание, роль и функции налога на добавленную стоимость.

В России НДС введен с 1 января 1992 года. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года №1992-1 «О налоге на добавленную  стоимость» в ранге федерального налога.

Фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с  оборота и налог с продаж, намного  превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций  и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало  с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам  на большинство товаров, работ и  услуг.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в  особые группы освобождающихся и  льготников. Устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года, и представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях  производства и определяемой как  разница между стоимостью реализованных  товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Для понимания  сущности экономической природы  НДС выделяют "НДС горизонтальный" и "НДС вертикальный". Горизонтальный НДС - это налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС - это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно связаны между собой. Рассмотрим более подробно каждый из них

Горизонтальный НДС. Взимание налога осуществляется методом частичных  платежей. На каждой стадии движения товара плательщик компенсирует свои затраты  и добавляет налог на вновь  созданную стоимость. При этом на стадии движения товара налог перечисляется  одним плательщиком другому сверх  цены. В конечном итоге вся сумма  горизонтального НДС входит в  цену товара, покупаемого конечным потребителем (фактическим плательщиком). Расчетный показатель налога при  продаже называется "выходным НДС". Налог, уплаченный при покупке, носит  название "входной НДС". Этот налог  подлежит зачету. В бюджет перечисляется  разница между двумя этими  величинами.

Вертикальный НДС формируется  на основе горизонтального налога. По результатам налогового периода  налогоплательщики определяют вертикальный НДС, как совокупность горизонтального  налога по всем операциям купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов: "входной НДС", "выходной НДС", и НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Значительное распространение  НДС обусловлено многочисленными  преимуществами данного налога по сравнению  с другими. Известно, что этим налогом  облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается  от налога, что косвенно стимулирует  эти процессы. Преимуществом НДС  является и то, что он позволяет  значительно увеличить доходы государства  от доходов, идущих на потребление, поскольку  имеет более широкую, чем у  других налогов, базу обложения. В отличие  от прочих разновидностей косвенных  налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного  и распределительного цикла. При  этом конечный доход государства  от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Активность налоговой  системы в основном проявляется  в выполнении ее функций. Как любой  налог, НДС выполняет следующие  функции:

Фискальная функция  НДС заключается в мобилизации  существенных поступлений от данного  налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции  позволяет государству осуществить  наиболее важные собственные функции - оказывать государственные услуги (в области национальной обороны  и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.).

На нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более  предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку  всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс  взимания НДС не вызывает больших  затруднений, что сокращает расходы  на данную процедуру; и, в-третьих, НДС  не зависит от результатов хозяйственно - экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС  и, в частности, через систему  построения ставок он влияет на ценообразование  и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму  налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне  этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС  не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель.

С психологической точки  зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы  к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму  налога, тогда как вычет из доходов  подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или  конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет  возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного  обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается  равенство всех участников рынка, а  государство получает возможность  осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово - хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и  точной информацией, получаемой из бухгалтерской  отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов  бюджета.

Распределительная функция  НДС заключается в том, что  путем налогообложения и через  государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством  налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так  же порядка применения налоговых  вычетов в бюджет может изыматься  часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную  систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

 

1.2 Место налога  на добавленную стоимость в  действующей системе налогообложения  в РФ.

Совокупность налогов, соборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке, образует налоговую систему (установлено  Законом "Об основах налоговой  системы в РФ"). Все налоги группируются на федеральные, региональные и местные. НДС относится к федеральным  налогам и действует на всей территории РФ. Ставки установлены Законом и  едины для всех субъектов РФ.

Из всех налогов, формирующих  современные налоговые системы  развитых стран мира, налог на добавленную  стоимость является, самым молодым. Его модель была разработана французским  экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые  был введен во Франции в 1958 г.

В Российской Федерации НДС  действует с 1 января 1992 года. Введение НДС в нашей стране обусловлено  началом проведения масштабной экономической  реформы, внедрении в экономику  рыночных отношений, переходом к  свободным рыночным ценам на большинство  товаров, работ и услуг. НДС, введенный  вместе с акцизами на отдельные товары, фактически заменил прежние налог  с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию  на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций  и финансы предприятий и организаций.

За годы своего существования  НДС прочно укрепился в налоговой  системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. В консолидированном  бюджете РФ поступления от НДС  уступают только налогу на прибыль  и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном  бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 35 %, таможенных пошлин - 33,4 %, НДПИ - 11,5 %, налога на прибыль организаций - 7,3 %, акцизов - 2,0 %.

По данным официального сайта  Министерства финансов Российской Федерации  прогнозируется, что доходы от поступлений  налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в  федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах  будут увеличиваться.

По сравнению с 2009 годом в 2010 году доходы от уплаты НДС увеличились на 152 200 млн. руб. или на 13%.

В свою очередь, доходы федерального бюджета от уплаты налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2011 год прогнозируются в сумме 1 534 743,4 млн. рублей (3,05% к ВВП). Расчет налога осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению  к рублю) и оценки налоговой базы за 2010 год.

Суммы начисленного налога на добавленную стоимость и налоговых  вычетов, за исключением вычетов  по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, на 2011 год прогнозируются в размере 21 566 492,0 млн. рублей (42,80% к  ВВП) и 17 883 056,1 млн. рублей (35,49% к ВВП) соответственно. При определении  начисленного налога и налоговых  вычетов в процентах к ВВП  учтены сложившиеся доли налога и  вычетов по оценке налоговой базы за 2010 год.

Налоговые вычеты по ввозимым товарам и реализации товаров  на экспорт, учитываемые в общей  сумме вычетов, рассчитывались следующим  образом:

вычеты, предъявляемые по ввозимым товарам, определены в сумме 1 060 381,3 млн. рублей исходя из прогнозируемого  поступления налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в  сумме 1 300 762,2 млн. рублей и доли (81,52%), сложившейся по оценке налоговой  базы за 2010 год по предъявляемым  к вычету суммам налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации;

налог, уплаченный поставщиками материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, определен в сумме 950 827,5 млн. рублей на основе объемов экспорта, прогнозируемого  курса доллара США по отношению  к рублю, а также доли сумм материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, в размере 43,6 процента, сложившейся по оценке налоговой  базы за 2010 год.

Таким образом, с учетом начисленного налога (21 566 492,0 млн. рублей или 42,80% к  ВВП), общей суммы налоговых вычетов (19 894 264,8 млн. рублей или 39,48% к ВВП), уровня собираемости (91,3%), сложившегося в 2008 году, расчетная сумма налога на добавленную  стоимость определена в размере 1 526 743,4 млн. рублей.

Прогнозируемое на 2011 год  возмещение налога на добавленную стоимость  при выполнении соглашений о разделе  продукции снизит планируемое поступление налога на 16 000,0 млн. рублей. В то же время дополнительные поступления, связанные с погашением задолженности по налогу за прошлые периоды, увеличат поступление налога на 24 000,0 млн. рублей.

Информация о работе Экономическая сущность и характеристика налога на добавленную стоимость