Экономическая сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:53, контрольная работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Файлы: 1 файл

конечная работа - налоги.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

По времени уплаты налоги бывают: текущие; единовременные, чрезвычайные.

Текущие налоги взимаются  с определенной периодичностью в  течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.

Уплата единовременных налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в  особых случаях, например, начало военных  действий.

С помощью налогов  определяются взаимоотношения предприятий  всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий.

Возглавляет налоговую  систему Федеральная налоговая  служба (ФНС России) (является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.)

 

5. Функции налогов и их взаимосвязь.

Рис.2. Функции налогов.

Названные функции  налогов логически вытекают и
 не выходят за рамки общих функций государственных финансов. Все функции налогов 
настолько взаимосвязаны между собой, что выделение какой-то одной из них в качестве основной не представляется возможным. Ни
 одна функция не может существовать в отрыве от других, и если это 
происходит, то нарушается налоговое равновесие. Однако с позиций
 экономической мотивации и интересов государства главенствующее
 положение занимает фискальная функция, а все прочие играют подчиненную роль.

Налоги при  выполнении функции совокупного  денежного эквивалента стоимости  государственных услуг принимают  форму специфической, иррациональной и монопольной цены совокупных общественных благ (выгод) в меновой пропорции совокупных государственных расходов.

Функция налогов  как совокупного эквивалента  стоимости государственных услуг. Эта функция непосредственно  вытекает из объективной сущности этой категории как цены услуг государства. Названная функция проявляется и реализуется не в каждом отдельном акте уплаты налогового платежа, а в макроэкономическом
 аспекте, когда государство выступает как макроюридическое лицо,
 которое ведет свое финансовое хозяйство, формирует и балансирует в
своем бюджете (едином макроэкономическом счете) государственные расходы и государственные доходы (в основном налоговые).  Рассматриваемая функция налогов непосредственно связана с процессом и формирования, и использования государственных (муниципальных) доходов, а также с финансовым контролем за соответствием бремени начисленных налогов объему и качеству предоставляемых государственных услуг (благ, выгод).

Фискальная  функция налогов. Фиск - это обязательный платеж в
 государственную казну. Исторически, своим происхождением, налоги призваны выполнять фискальное предназначение, т.е. служить
 источником формирования государственных доходов. В отличие от
 неналоговых доходов налоговые платежи имеют обязательную, законодательно-правовую форму. Фискальная функция налогов непосредственно порождена функцией государственных финансов образования централизованных денежных доходов и конкретизирует ее 
как фискальный платеж, т.е. как обязательный взнос в бюджетную
 систему. Налоги при выполнении своей фискальной функции обслуживают весь налоговый процесс - деятельность субъектов налоговых отношений по налоговому планированию, составление налогового бюджета, его утверждению и исполнению. Фискальное предназначение налогов - создание стабильной доходной базы
бюджетной системы страны, достаточной для финансирования необходимых бюджетных расходов. Однако эффективность выполнения налогами фискальной функции не может быть точно выражена лишь в абсолютной массе или
приросте налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.


Регулирующая функция налогов. Налоги в своей регулирующей функции обслуживают процессы
 сознательного вмешательства государства в рыночную экономику, активно используя налоги для стимулирования экономического роста, а также сознательного или неосознанного сдерживания и даже торможения тех или иных экономических процессов.

Регулирующие  свойства налогов в наибольшей степени  проявляются в условиях ценового
налогового равновесия. Регулирующая функция налогов реализуется на практике в процессе разработки регулирующей налоговой политики и адекватных ей
налоговых механизмов, путем манипулирования налоговыми формами, методами и видами налогов, оптимизации налоговых ставок и баз налогообложения, расширения или ограничения налоговых льгот и
налоговых санкций.

Контрольная функция налогов. Некоторые экономисты отвергают возможность самостоятельного существования контрольной функции налогов на том основании, что налоговый контроль - часть общего финансового контроля, а контрольное свойство заложено в самой сущности налога как экономической категории.

Контрольная и  регулирующая функции налогов существуют самостоятельно,
 хотя и тесно взаимосвязаны между собой, а также с другими функциями налогов и государственных финансов. Обе функции налогов конкретизируют контрольную функцию финансов в процессе формирования государственных (муниципальных) доходов, обслуживают две
 самостоятельные, но родственные сферы финансовой деятельности:
государственное налоговое регулирование и государственный налоговый контроль.

Осуществление контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Государственный налоговый  контроль осуществляется налоговыми органами Федеральной налоговой службы 
Министерства финансов РФ, таможенными органами Федеральной
таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ и др. уполномоченными органами власти и
управления.

 

Заключение

Применение налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.




Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов