Экономическая сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:53, контрольная работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Файлы: 1 файл

конечная работа - налоги.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Влияние налоговой нагрузки на эффективность развития экономики

Таблица 1.

Государство

Налоговая нагрузка, % ВВП

Уровень жизни, долл.

Германия

39,3

28870

Испания

35,8

14350

Мексика

16

3600

США

31,8

28020

Турция

22,2

2830

Финляндия

47,3

23240

Франция

44,1

26270

Швеция

51

25710


 

Как видим, в странах с большой налоговой нагрузкой обеспечиваются более высокие социальные стандарты. Примером является Швеция (налоговая нагрузка составляет 51% ВВП), где действует тенденция снижения экономического расслоения общества. Эффективное государственное управление направлено на приоритетное развитие наукоемких технологий. Не случайно стремление правительства России снизить налоговую нагрузку встретило негативную реакцию ряда экономистов, озабоченных скудостью средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы. Они прямо предлагают перенести налоговую нагрузку, связанную с поддержанием образования, культуры, здравоохранения и научно-технического прогресса на инновационный сектор, заменить социальные налоги с физических лиц корпоративным социальным налогом. Пока корпоративный социальный налог в России платит топливно-энергетический комплекс (ТЭК), что не совсем верно, так как, во-первых, это не инновационный сектор, его только предстоит создать; во-вторых, предприятия ТЭКа должны платить природную ренту, присваиваемую узкой группой лиц и составляющую, по подсчетам академика Д. Львова, 60 млрд. долл. ежегодно.

В России возникли и другие проблемы. Растет теневой сектор, уменьшается  объем перечисления средств в  федеральный бюджет. Еще одним  недостатком сложившейся налоговой  системы является неравномерность  налоговой нагрузки по различным  отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут нерациональное расходование бюджетных средств, ставившее в тяжелые условия налогоплательщиков. В результате большинство российских налогоплательщиков платят не в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь официально представленные финансовые возможности.

 

4. Налоги в системе финансовых отношений. Классификация налогов.

Налоговые отношения  являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Финансовая категория  налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения  охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства  реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП. ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Налоги — важнейший источник средств государственного бюджета. От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Теоретическую основу налогов составляют их элементы:

  • объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога - налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога – т. е. доход, из которого выплачивается налог;
  • единица обложения - единица измерения объекта (денежная единица страны);
  • ставка налога - величина налога с единицы объекта налога (%);
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min);
  • налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

 

В зависимости от построения налогов различают твердые и  долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта  обложения. Установленные в сотых  долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

В налоговой практике существуют следующие способы взимания налогов:

– кадастровый:

– изъятие налога до/после  получения дохода (владельцем по декларации).

Первый способ предлагает использование кадастра. Кадастр – это реестр, содержащий перечень типичных объектов земли, доходов, классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др. Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается подоходный налог с заработной платы.

Изъятие налога после  получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о  полученных доходах.

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов. НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:  федеральные,  региональные и    местные.

Федеральные налоги установлены  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным  налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акциз; налог на доход физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов РФ и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят:  налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес.

К местным относятся  налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они  вводятся в действие нормативными правовыми  актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги это: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов РФ и относится к группе федеральных налогов.

По форме взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц и др. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом. Прямые налоги способствуют такому распределению налогового бремени, при котором больше платят те члены общества, которые имеют более высокие доходы. Такой принцип налогообложения большинство экономистов считают справедливым. Но форма прямого налогообложения требует сложного механизма взимания налогов; возникают проблемы учета объектов налогообложения и уклонения от уплаты. Поэтому, невзирая на справедливость прямых налогов, налоговая система не может ограничиться только ими.

Косвенные налоги взимаются  в процессе движения доходов или  оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем, т.е. все подоходные и имущественные налоги (на дарение, наследство, куплю-продажу ценных бумаг

и т. п.) относятся к прямым, а все налоги на потребление - к косвенным.

Поскольку косвенные  налоги включаются в цены товаров  и услуг, их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов. Их основной недостаток, за который они постоянно подвергаются критике, - регрессивный характер, или обратно пропорциональная зависимость от платежеспособности потребителей. Вследствие этого свойства косвенное налогообложение товаров массового потребления тяжелым бременем ложится на население с низкими доходами, поскольку большая часть его доходов расходуется на приобретение продуктов питания и других товаров первой необходимости.

В связи с тем, что  структура потребления у различных слоев населения разная, принцип справедливого налогообложения может быть реализован через дифференцированный подход к установлению косвенных налогов на отдельные товары, работы или услуги. Но такой подход не лишен недостатков, поскольку установление более высоких налогов только на товары не первой необходимости и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и сокращает поступления доходов в бюджет, в то время как даже невысокий уровень косвенного налогообложения товаров повседневного пользования обеспечивает государству стабильные и значительные доходы.

Несмотря на критику  со стороны многих экономистов, косвенные  налоги довольно широко используются во всем мире, так как при относительно простом механизме взимания (от них  трудно уклониться) они обеспечивают устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов. Кроме того, психологически они воспринимаются легче, чем прямые, потому что платятся незаметно для потребителя продукции.

В основу классификации  можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:

-   налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);

-   налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

- налоги, плательщиками  которых являются организации  и физические лица (земельный  налог, транспортный налог, государственная  пошлина).

 По источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

 

- налоги, включаемые в  стоимость продукции и оплачиваемые  ее потребителями (НДС, акцизы);

-  налоги, относимые  на затраты (таможенная пошлина,  налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);

-  налоги, уплачиваемые  из прибыли – налог на прибыль  и организаций; 

- налоги, уплачиваемые  за счет прибыли, остающийся  в распоряжении организаций после  уплаты налога на прибыль. 

По степени обложения выделяют три группы налогов:

- прогрессивные, когда  тяжесть налогообложения возрастает  с ростом размеров дохода или  иного объекта обложения. К  этой группе налогов относятся,  например, транспортный налог, налог  на имущество, переходящее в  порядке наследования и дарения;

- пропорциональные, когда  тяжесть обложения не изменяется  при изменении величины объекта  (налог на добавленную стоимость,  налог на рекламу, налог на  имущество организаций, налог  на прибыль организаций и др.);

-  регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

 

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на общие и специальные. Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог - специальный.

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов