Эффективность деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов
1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль
1.2 Принципы построения налоговой системы
Глава 2. Оценка современной налоговой системы России
2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г.
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
Глава 3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом  должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

налоговая система бюджет поступление

1.2 Принципы построения налоговой системы

 

Впервые принципы налогообложения  были сформулированы в XVIII в. великим  шотландским исследователем экономики  и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»9:

  • Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.
  • Они должны быть понятны налогоплательщикам.
  • Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.
  • Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.
  • Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

Сегодня эти постулаты  называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

- Экономическая эффективность  - налоговая система не должна  мешать развитию предпринимательства  и эффективному использованию  ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

- Определенность налогообложения  - налоговая система должна быть  построена таким образом, чтобы  налоговые последствия принятия  экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим  лицом) были определены заранее  и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

- Справедливость налогообложения  - этот принцип является основным  при построении налоговой системы  и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

- Простота налогообложения  и низкий уровень издержек  по взиманию налогов - налоговое  законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.10

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации  (нейтральности) налогообложения  в отношении форм экономической  деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости  создания препятствий реализации  гражданами своих конституционных  прав – недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства  экономического пространства –  не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) принцип определённости  правил налогообложения – при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6) принцип истолкования  всех неясностей в налоговом  законодательстве в пользу налогоплательщика  – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:

1) принцип подвижности  (эластичности) – суть его заключается  в том, что налоговая нагрузка  может быть оперативно изменена  в соответствии с объективными  потребностями государства;

2) принцип стабильности  – этот принцип предполагает  постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков – при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных налогов – суть его заключается в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В мировой практике имеет  место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым  можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.11

 

Глава 2. Оценка современной налоговой  системы России

2.1 Характеристика и анализ поступления  основных налогов в бюджет  Российской Федерации в январе-августе  2009г.

 

Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы  в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Структуру налоговой системы РФ см.(приложение № 1).

Федеральные налоги и  сборы устанавливаются НК РФ и  обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее  время к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы  физических лиц;

- единый социальный  налог;

- налог на прибыль  организаций;

- налог на добычу  полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и законами субъектов РФ о  налогах и сборах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество  организаций;

- налог на игорный  бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество  физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система  налогообложения;

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

- система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого  социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4052,7 млрд.рублей, что на 28,4% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 477,5 млрд.рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 31,8% см. табл. 112.

 

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

в консолидированный  бюджет Российской Федерации по видам

млрд. рублей

 

Январь-август

2009г.

В % к

январю-августу 2008г.

консолиди-

рованный бюджет

в том числе

консолиди-

рованный бюджет

в том числе

феде-

ральный бюджет

консолиди-

рованные бюджеты  субъектов Российской Федерации

феде-

ральный бюджет

консолиди-

рованные бюджеты  субъектов Российской Федерации

Всего

4052,7

1572,5

2480,1

71,6

59,4

82,4

из них:

налог на прибыль организаций

833,6

134,2

699,4

45,6

24,6

54,5

налог на доходы физических лиц

1052,7

-

1052,7

99,4

-

99,4

налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

773,4

773,4

-

94,3

94,3

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

212,5

52,0

160,5

103,4

64,4

128,7

налоги на имущество

408,2

-

408,2

116,1

-

116,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

630,1

586,3

43,8

50,8

50,2

60,3

из них налог на добычу полезных ископаемых

613,6

571,2

42,4

50,4

49,8

59,4

поступления в счет погашения  задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1,6

0,7

0,8

55,3

127,4

36,8


 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1% см рис 213.

 

Рисунок 2. Структура поступивших налогов и иных обязательных платежей в бюджет РФ

 

В январе-августе 2009г. в  консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд.рублей (87,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд.рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд.рублей (2,9%).

Поступление налога на прибыль  организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. составило 833,6 млрд.рублей и сократилось  по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года на 54,4%. В  общей сумме поступлений по данному налогу в январе-августе 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,6 процентного пункта и составила 94,1%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 2,1 процентного пункта и составила 4,9%. В августе 2009г. поступление налога на прибыль организаций составило 75,3 млрд.рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 41,9% см. табл. 214.

 

Таблица 2

Поступление налога на прибыль  организаций

 

Январь-август

2009г.

Справочно

январь-август 2008г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

феде-

ральный бюджет

консоли-

дированные  бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

феде-

ральный бюджет

консоли-

дированные  бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

833,6

100

134,2

699,4

1827,0

100

544,5

1282,5

из него:

зачисляемый в бюджеты  бюджетной системы Российской Федерации  по соответствующим ставкам

784,3

94,1

85,6

698,7

1766,9

96,7

487,9

1279,0

с доходов, полученных в  виде дивидендов

40,5

4,9

40,5

-

50,3

2,8

50,3

-

с доходов, полученных в  виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам

7,9

0,9

7,9

-

5,5

0,3

5,5

-

Информация о работе Эффективность деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации на современном этапе