Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

От оптимальности и адекватности налоговой системы, существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности звеньев экономики, предпринимательской инициативы и удовлетворение потребностей государства. В национальной экономике России роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это важный реальный рычаг регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в условиях формирования новой национальной экономической системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..с.3
1.Содержание и основные черты налогов……………………………………с.4
2. Налоговая система и принципы её построения……………………………с.6
3.Функции налоговой системы……………………………………………… с.9
4. Виды налогов и их классификация……………………………………… с.12
5. Характеристика налоговой системы Российской Федерации……………с.15

Заключение…………………………………………………………………… с.24
Список использованной литературы…………………………………………с.26

Файлы: 1 файл

Характеристика налоговой системы РФ на современно этапе.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики и плательщики сборов, в соответствии со статьей 21 НК РФ, имеют следующие права:

- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

- использовать налоговые льготы  при наличии оснований и в  порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый  кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

- на своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

- представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных  налоговых проверок;

- присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой  проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

- требовать от должностных лиц  налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

- обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов  и действия (бездействие) их должностных лиц;

- требовать соблюдения налоговой  тайны;

- требовать в установленном  порядке возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и другие права, установленные действующим налоговым законодательством.

Налогоплательщики обязаны:

- уплачивать законно установленные  налоги;

- встать на учет в налоговых  органах, если такая обязанность  предусмотрена НК РФ;

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- представлять в налоговый орган  по месту учета в установленном  порядке налоговые декларации  по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

- представлять налоговым органам  и их должностным лицам в  случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования  налогового органа об устранении  выявленных нарушений законодательства  о налогах и сборах, а также  не препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

- предоставлять налоговому органу  необходимую информацию и документы  в случаях и порядке, предусмотренном  НК РФ;

- в течение четырех лет обеспечивать  сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

3) органы государственной власти  и местного самоуправления как  институты власти, которые наделены  определенными правами по изъятию  налогов с субъектов налога  и установлению контроля за  уплатой налогов налогоплательщиками.

4) законодательная база (Налоговый  кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности  субъектов налога и институтов  изъятия налогов и контроля  за их уплатой налогоплательщиками.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:

- Налогового кодекса РФ и  принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

- законов о налогах и сборах  субъектов РФ, принятых в соответствии  с НК РФ;

- нормативных правовых актов  органов муниципальных образований  о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с  НК РФ.

Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.

Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Вторая часть НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; 3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ; 6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; 7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; 8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; 9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ; 10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; 11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; 12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля и др.

Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ и др.

 

Заключение

В данной контрольной работе были рассмотрены: сущность налогов, его элементы и способы его взимания, виды налогов, функции налогов и классификация налогов. Налоговая система РФ, её характеристика, основные принципы построения налоговой системы в РФ, структура действующей налоговой системы РФ, основные налоги, собираемые на территории РФ, система управления налогообложением в РФ. Налоги являясь инструментом перераспределения, призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Аникин П.В. и Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение.- М.; «Эксмо», 2008.- 496 с.
  2. Вотчель Л.М. Налоги и налогообложение. - М.; «Флинт», 2009.-136с.
  3. Дуканич Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России.- Ростов, «Феникс», 2010.- 605 с.
  4. Курс экономической теории. Учеб. пособие пераб.и доп./  Под ред. А.В. Сидоровича.-М.; «Дело и сервис», 2007.-1035 с.
  5. Милеков Н.Б. Налоги и налогообложение. -М.; Инфра, 2009.- 509 с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года с изменениями, внесенными Федеральными законами от 17.05.2007 № 84-ФЗ.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года с изменениями, внесенными Федеральными законами от 24.07.2007 № 198-ФЗ.

 


Информация о работе Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе