Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

От оптимальности и адекватности налоговой системы, существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности звеньев экономики, предпринимательской инициативы и удовлетворение потребностей государства. В национальной экономике России роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это важный реальный рычаг регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в условиях формирования новой национальной экономической системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..с.3
1.Содержание и основные черты налогов……………………………………с.4
2. Налоговая система и принципы её построения……………………………с.6
3.Функции налоговой системы……………………………………………… с.9
4. Виды налогов и их классификация……………………………………… с.12
5. Характеристика налоговой системы Российской Федерации……………с.15

Заключение…………………………………………………………………… с.24
Список использованной литературы…………………………………………с.26

Файлы: 1 файл

Характеристика налоговой системы РФ на современно этапе.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реализации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими функциями и задачами налоговой системы и налоговой политики.

Регулирующая функция налогов и налоговой политики заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

 Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы весьма существенна в силу того, что государство традиционно несло значительные обязательства перед населением. Многие социальные затраты финансируемые в ряде западных стран за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (образование, здравоохранение, пенсионные расходы, социальное страхование и др.). Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, т. е. входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и др.).

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудонастраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма: систему льгот и поощрений, запретительные и ограничивающие ставки и другие инструменты налогового механицизма.

Контрольная функция налогов выступает в качестве своего рода защитной функции: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий. Без контрольной функции другие функций налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция налогов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону.

Нынешняя российская налоговая система была введена в действие в процессе рыночных преобразований экономики, органичной частью которых была реформа финансовых взаимоотношений предприятий и государства. Предоставление предприятиям самостоятельности в осуществлении их финансово-хозяйственной деятельности потребовало изменений и системы их финансовых отношений с отраслевыми министерствами и ведомствами, осуществлявшихся ранее на основе централизованного финансового планирования и управления.

Важнейший этап развития налоговой системы - разработка Налогового кодекса Российской Федерации. Первая (общая) часть которого была принята в июле 1998 г. Вторая часть Налогового кодекса РФ результате длительных обсуждений была принята в июле 2000 г. (раздел федеральных налогах).

В 2004-2005 гг. Налоговый кодекс был дополнен разделами «Специальные налоговые режимы»- (единый сельскохозяйственный налог упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции); «Региональные налоги и сборы» -(отменен налога с продаж, включены транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций); «Местные налоги»- (земельный налог).[6.c.806]

 

4. Виды налогов и их классификация

 

Налоговый кодекс РФ определяет всю совокупность федеральных и местных налогов, действующих на территории России.[1.2 ]

Федеральные налоги и сборы:

♦ налог на добавленную стоимость;

♦ акцизы;

♦ налог на доходы физических лиц;

♦ единый социальный налог;

♦ налог на прибыль организаций;

♦ налог на добычу полезных ископаемых;

♦ налог на наследование и дарение;

♦ водный налог;

♦ сбор за право пользования объектами животного мира и биологическими ресурсами;

♦ государственная пошлина. Региональные налоги и сборы:

♦ налог на имущество организаций;

♦ налог на игорный бизнес;

♦ транспортный налог. Местные налоги и сборы:

♦ земельный налог;

♦ налог на имущество физических лиц. [3.c.237]

Федеральные налоги и сборы аккумулируют около 90% базы бюджетной системы РФ. Основными налог на добавленную стоимость, полностью поступающий в федеральный бюджет, а также такие распределяемые между уровнями ной системы налоги, как налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц, который по своему статусу является федеральным налогом, но полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Новым направлением развития национальной налоговой системы в России является введение специальных налоговых режимов (единый сельхозяйственный налог; упрощенная система налогообложения для малого  предпринимательства; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).[3.c.239]

Для характеристики структуры налогов может быть использована налоговая классификация. В соответствии с ее принципами могут быть выделены следующие структурные деления налогов. В зависимости от объекта налогообложения - прямые и косвенные; от уровня взимания (бюджетной системы) - федеральные, региональные и местные; от субъекта уплаты - с физических и юридических лиц; от целевого назначения - общие (без функциональной привязки к конкретным расходам бюджета) и целевые; от источника уплаты - с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж); от способа изъятия - у источника и с налоговой декларации. При необходимости каждая налоговая группа может быть детализирована по тем или иным признакам. Например, в составе прямых налогов могут быть выделены подоходные, поимущественные ресурсные (рентные); в составе косвенных - акцизы, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные - для отдельных видов и товарных групп и универсальные и т.д.[4.c.98]

Налоговая классификация позволяет выявить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, что особенно важно с точки зрения эффективности и перспективности соответствующих налогов и их групп. Она позволяет также определить целевую направленность налоговой системы. Например, преобладание косвенных налогов обычно свидетельствует о ее нацеленности на решение преимущественно фискальных задач, а также на соответствие налоговой системы мировым стандартам на основе сравнительного анализа основных пропорций налоговой системы.

Особое значение в структуре налогов имеет их деление на прямые и косвенные. Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) физических и юридических лиц, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. К прямым налогам относятся: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налоги за пользование природными ресурсами; налоги на имущество организаций и физических лиц и др. Несмотря на то, что в количественном отношении прямые налоги составляют основу перечня налоговой системы, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения еще недостаточна. [5.c.369]

Косвенные налоги взимаются с операций по реализации товаров, работ и услуг, экспортно-импортных и тому подобных операций. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или к выручке от продаж (по налогу с продаж, который в Российской Федерации отменен). В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Высокое косвенное налогообложение выступает фактором сдерживания спроса. Его излишняя тяжесть - одна из причин затяжного спада российской экономики. Кроме того, эти налоги считаются несправедливыми, поскольку они через механизм цен на потребительские товары и услуги в конечном счете перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они значительно меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, состояния индивидуального воспроизводства, т.е. являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль.

Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2004 г. занимал налог на добавленную стоимость (19,7%), затем налог на прибыль (доход) предприятий и организаций (16,0%), платежи за пользование природными ресурсами (10,7%), налог на доходы физических лиц (10,6%) и акцизы (4,5%).[6c.810]

 

5. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

 

Созданная в Российской Федерации налоговая система по своей общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.

Основы становления современной налоговой системы в Российской Федерации были заложены в конце 1991 года. Был принят Закон РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который устанавливал общие вопросы налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Этот закон впервые в новейшей истории России установил общие принципы построения налоговой системы, определил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

Созданная налоговая система в первые годы реформ в экономике России в определенной степени выполняла свою роль. Она обеспечивала минимальные потребности государства в финансовых ресурсах на всех уровнях бюджетной системы.

Однако по мере углубления рыночных преобразований всё очевиднее выявлялись недостатки действующей налоговой системы, она все более становилась несоответствующей происходящим изменениям в экономике.

В 1998 году была принята и с 1 января 1999 года начала действовать первая часть Налогового кодекса. Это общая часть, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. В настоящее время работа над второй частью Налогового кодекса практически завершена.9

Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы РФ на современном этапе.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:[7.c.348]

1) виды налогов, законодательно  принятые в государстве органами  законодательной власти соответствующих  территориальных образований. На территории нашей страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:[2]

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

- налог на наследование и дарение;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических  лиц.

Специальные налоговые режимы:

- единый сельскохозяйственный налог;

- единый налог на вмененный  доход от отдельных видов деятельности;

- налогообложение при упрощенной  системе налогообложения;

- налогообложение при выполнении  соглашений о разделе продукции;

- таможенная пошлина и таможенные  сборы.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы  в соответствии с принятыми в государстве законами.

Субъектами налога в РФ являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

Информация о работе Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе