Характеристика налоговой системы Республики Беларусь, виды налогов и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:29, курс лекций

Описание работы

Налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование.
Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
- виды налогов или система налогов, классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;

Файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

     12. обеспечивать, если иное не установлено  законодательством, наличие    документов,  форма  которых  утверждена   уполномоченными государственными   органами,  о  приобретении   товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их   транспортировке  и  в  местах  продажи, а также   документов, подтверждающих отпуск товаров из мест хранения в места продажи;

    13. при  реализации товаров (работ,  услуг)  за наличный расчет обеспечивать  прием наличных денежных средств  в порядке, определяемом законодательством;

     14. являясь  источником выплаты дохода для других организаций и  физических  лиц,   удерживать  и  перечислять  в  бюджет  соответствующие налоги, сборы (пошлины);

     15. выполнять  другие  обязанности,  установленные   актами налогового  законодательства.

 

 

 

Налоговые органы

 

Налоговые    органы   являются  государственными   органами, обладающими    правами   юридического  лица,  и  в  пределах   своей компетенции   проводят  государственную  политику  и   осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. 

Налоговые органы, выполняют свои функции и взаимодействуют  посредством реализации прав и   выполнения обязанностей,  установленных  законодательством. 

 

 

Права налоговых органов и их должностных лиц

 

Налоговые  органы  и их  должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1. получать    от    плательщика   (иного   обязанного   лица) необходимые  для  исчисления  и  уплаты  налогов,  сборов   (пошлин) документы  (их    копии), иную  информацию, касающуюся деятельности и имущества  плательщика (иного обязанного  лица);

  2. вызывать  в  налоговые органы плательщиков (иных обязанных

лиц),  а  также  других  лиц, имеющих документы  и (или) информацию о

деятельности  плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых

проводится  налоговая проверка;

  3. заявлять  ходатайства: о  ликвидации  организаций  и  прекращении  деятельности индивидуальных предпринимателей; о  лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных  разрешений  (лицензий)  на  осуществление  определенных видов деятельности;

   4. в   порядке,  установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления)

5.получать  от  других государственных органов,  организаций и физических лиц   необходимые для выполнения возложенных  на налоговые органы                                                                             обязанностей  информацию и документы, 

6. при  проведении  налоговой проверки проверять  у должностных лиц  организаций  и физических лиц удостоверяющие  личность документы, бухгалтерские   книги  и  другие  реестры   учета,  статистические  и бухгалтерские отчеты,  балансы, счета и иные документы, необходимые для

исчисления  и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных  лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в  порядке,  установленном  законодательством,  производить   личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

  7. взыскивать  в  установленном     порядке  неуплаченные   (не  полностью   уплаченные)  суммы  налогов,   сборов (пошлин), пеней;

   8. приостанавливать     операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

     9. доступа  должностных  лиц   налоговых  органов,  проводящих  налоговую проверку, на территорию  или в помещение плательщика  (иного обязанного  лица);

    10. назначать  инвентаризацию  имущества плательщика (иного обязанного  лица)  и опечатывать кассы,  помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

  11. в  целях   налогового  контроля  в  порядке,  определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

  12. вносить    в    компетентные    органы    предложения   о приостановлении  выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

13. проводить   в  порядке,  определяемом   законодательством, контрольные   закупки  товарно-материальных  ценностей  и контрольные оформления  заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения    плательщиками    налогового    законодательства      и установленного порядка приема наличных денежных средств.

     14. изымать  при  проведении  выездной  налоговой  проверки  документы плательщика (иного обязанного лица);

     15. в  случаях  и порядке,  предусмотренных законодательством,  производить    изъятие    вещей  и  товарно-материальных   ценностей плательщика  (иного   обязанного  лица),  которые   являются объектами нарушения  налогового законодательства.

 

 

 

 Обязанности налоговых органов и их должностных лиц

 

     Налоговые  органы и их должностные лица  обязаны:

     1. действовать в строгом соответствии  с законодательством;

     1.2. корректно и внимательно относиться  к  плательщикам  (иным обязанным   лицам),   их  представителям,  не  унижать их  чести и достоинства;

     3. осуществлять    контроль    за    соблюдением   налогового  законодательства,  правильным  исчислением,  полной  и своевременной уплатой  налогов, сборов (пошлин), пеней;

     4. вести  учет  плательщиков  (в установленных случаях –  иных обязанных    лиц)  в   Государственном  реестре   плательщиков   (иных обязанных  лиц) и других установленных  законодательством реестрах;

     5. издавать  нормативные  правовые  акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), а также информировать в пределах  своей  компетенции плательщиков (иных обязанных лиц) по их запросам;

     6. в  порядке,  установленном   налоговым   законодательством,  проводить налоговые проверки;

    7. в  случае  неисполнения  или   ненадлежащего   исполнения плательщиками  (иными  обязанными  лицами)  налоговых  обязательств, неуплаты (неполной   уплаты)  пеней   применять  способы  обеспечения  исполнения   налоговых   обязательств,   уплаты   пеней,   а   также обеспечивать   взыскание   неуплаченных  (не  полностью  уплаченных) налогов,  сборов (пошлин),  пеней.

     1.8. требовать  от плательщиков (иных  обязанных лиц) устранения

выявленных  нарушений  налогового  законодательства и контролировать

исполнение  этих требований;

     9. осуществлять зачет  или   возврат  излишне  уплаченных  или излишне взысканных сумм  налогов, сборов (пошлин), пеней и  процентов по ним;

    10. передавать  (вручать) плательщику (иному обязанному  лицу) или   его  представителю  свои  решения  в  отношении  этих  лиц   в установленные налоговым законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной  корреспонденции  по месту   жительства   физического   лица   или  по  месту  нахождения организации;

   11. соблюдать   налоговую  тайну и правила  хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах);

    12. принимать   и  регистрировать  заявления,  сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

    13. вести  учет причитающихся к уплате  и фактически уплаченных плательщиками  (иными  обязанными  лицами)  сумм   налогов,   сборов (пошлин), пеней,  составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленных законодательством;

    14. передавать  правоохранительным органам в  соответствии с их компетенцией  материалы  по  фактам  нарушений   законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

     15. отменять  не  соответствующие   законодательству   решения нижестоящих  налоговых органов.

 

3.Ответственность за нарушение  налогового законодательства

 

Для регулирования  налоговых отношений, обеспечения  прав и исполнения обязанностей юридических и физических лиц, а также защиты интересов государства в сфере налогообложения предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства: финансовая, административная и уголовная ответственность.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические санкции предусмотрены в виде штрафов, размер которых зависит от вида нарушения, его величины и категории плательщика (организация либо индивидуальный предприниматель).

Так, нарушение  плательщиком налогов, сборов (пошлин) (далее - плательщик), налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе -

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя  в размере от двух до двадцати базовых  величин, на юридическое лицо - от десяти до семидесяти базовых величин;

Осуществление деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом  органе -

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя  в размере двадцати процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее двадцати базовых величин, на юридическое лицо - в размере двадцати процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее семидесяти базовых величин;

Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации (далее - банк) -

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя  в размере от десяти до двадцати базовых величин, на юридическое лицо - от десяти до семидесяти базовых величин;

Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным  лицом установленного срока представления  в налоговый орган налоговой  декларации (расчета) -

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо - в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета), но не менее десяти базовых величин.

Это деяние, совершенное  повторно в течение одного года после  привлечения к экономической  ответственности за такое же нарушение, -

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя  в размере двадцати пяти процентов  от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета), но не менее двух базовых  величин, на юридическое лицо - в  размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета), но не менее десяти базовых величин;

Нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета  доходов (расходов) и (или) иных объектов налогообложения, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату налогов, сборов (пошлин), -

влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя  в размере от четырех до двадцати базовых величин, на юридическое лицо - от десяти до восьмидесяти базовых величин.

Если это нарушение  привело к сокрытию, занижению  налоговой базы, -

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя  в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на юридическое лицо - от десяти до ста двадцати базовых величин;

Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) -

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо - в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным  лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы, -

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя  в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо - в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин;

Невыполнение или невыполнение в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) -

влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя  в размере двадцати процентов  от суммы, подлежащей перечислению, но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо - в размере двадцати процентов от суммы, подлежащей перечислению, но не менее десяти базовых величин.

Информация о работе Характеристика налоговой системы Республики Беларусь, виды налогов и их классификация