Государственная промышленная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Среди направлений государственной промышленной политики рассмотрим основные из них, а именно:
- влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;
- деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;
- воздействие государства на отраслевую структуру производства;
- возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса.

Файлы: 1 файл

СГиМУ ксю.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

9) равный доступ  субъектов деятельности в сфере  промышленности к получению государственной  поддержки в соответствии с  условиями ее предоставления;

10) интеграция  науки, образования и промышленности;

11) учет интересов  субъектов Российской Федерации  в решении вопросов функционирования  и развития оборонно-промышленного  комплекса при условии соблюдения  приоритета федеральных интересов.

Статья 5. Участники формирования промышленной политики и ее реализации

1. Участниками  формирования промышленной политики  и ее реализации являются органы  государственной власти Российской  Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления, Счетная палата Российской Федерации, субъекты деятельности в сфере  промышленности, организации, входящие  в состав инфраструктуры поддержки  указанной деятельности.

2. Полномочия  Государственной корпорации по  атомной энергии "Росатом" в  области формирования и реализации  промышленной политики определяются  законодательством в области  использования атомной энергии  и настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере промышленной политики

1. Правительство  Российской Федерации в соответствии  с настоящим Федеральным законом:

1) утверждает  документы стратегического планирования  в сфере промышленности в соответствии  с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

2) утверждает  критерии отнесения продукции  к промышленной продукции, не  имеющей произведенных в Российской  Федерации аналогов;

3) утверждает  порядок применения мер стимулирования  деятельности в сфере промышленности, установленных настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами  Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами  Правительства Российской Федерации, включая требования к инвестиционным  проектам, реализация которых дает  право субъектам деятельности  в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также порядок формирования и ведения перечня этих инвестиционных проектов;

4) утверждает  порядок создания, эксплуатации  и совершенствования государственной  информационной системы промышленности, порядок предоставления субъектами  деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления  информации для включения в  государственную информационную  систему промышленности, перечень  подлежащих утверждению уполномоченным  органом форм предоставления  информации для включения в  государственную информационную  систему промышленности субъектами  деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти  и органами местного самоуправления, порядок доступа к информации, содержащейся в указанной информационной  системе, порядок взаимодействия  государственной информационной  системы промышленности с иными  государственными информационными  системами;

5) устанавливает  требования к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным  кластерам, специализированным организациям  промышленных кластеров в целях  применения к ним мер стимулирования, установленных настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами  Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами  Правительства Российской Федерации;

6) утверждает  порядок заключения специальных  инвестиционных контрактов;

7) утверждает  типовые формы специального инвестиционного  контракта применительно к отраслям  промышленности;

8) утверждает  перечень показателей, используемых  для сопоставления условий осуществления  деятельности в сфере промышленности  на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, порядок расчета и ежегодно достигаемые значения;

9) устанавливает  целевые показатели эффективности  осуществления финансовой поддержки  государственных фондов развития  промышленности, созданных Российской  Федерацией, за счет средств федерального  бюджета.

2. Правительство  Российской Федерации определяет  полномочия федеральных органов  исполнительной власти в сфере  реализации промышленной политики, в том числе по разработке  проектов документов стратегического  планирования в сфере промышленности.

3. Уполномоченный  орган наряду с полномочиями  в сфере реализации промышленной  политики, установленными Правительством  Российской Федерации, осуществляет  следующие полномочия:

1) осуществляет  подготовку и опубликование в  средствах массовой информации  ежегодного доклада о состоянии  и развитии промышленности и  мерах стимулирования деятельности  в сфере промышленности, включающего  в себя оценку территориально-отраслевого  состояния и развития промышленности, информацию о применении наилучших  доступных технологий в промышленности, оценку эффективности применения  мер стимулирования указанной  деятельности;

2) участвует  от имени Российской Федерации  в разработке и заключении  специальных инвестиционных контрактов, а также осуществляет контроль  их исполнения;

3) обеспечивает  создание, эксплуатацию и совершенствование  государственной информационной  системы промышленности в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации, и устанавливает требования  к техническим, программным, лингвистическим  средствам обеспечения эксплуатации  государственной информационной  системы промышленности;

4) подтверждает  соответствие индустриальных (промышленных) парков требованиям, установленным  Правительством Российской Федерации, в целях применения к ним мер стимулирования, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

5) заключает  с высшими исполнительными органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации соглашения  о реализации промышленной политики, которыми может устанавливаться  порядок согласования уполномоченным  органом кандидатур руководителей  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии  с законодательством субъектов  Российской Федерации полномочия  по реализации промышленной политики  в этих субъектах Российской  Федерации.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики

1. К полномочиям  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  в сфере промышленной политики  относятся:

1) принятие  законов и иных нормативных  правовых актов субъектов Российской  Федерации, устанавливающих меры  стимулирования деятельности в  сфере промышленности, осуществляемые  за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации;

2) разработка  и реализация региональных научно-технических  и инновационных программ и  проектов, в том числе научными  организациями субъектов Российской  Федерации, осуществляемые за счет  средств бюджетов субъектов Российской  Федерации;

3) содействие  развитию межрегионального и  международного сотрудничества  субъектов деятельности в сфере  промышленности;

4) информирование  субъектов деятельности в сфере  промышленности об имеющихся  трудовых ресурсах и о потребностях  в создании новых рабочих мест  на территориях субъектов Российской  Федерации;

5) установление  дополнительных требований к  индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным  кластерам, специализированным организациям  промышленных кластеров в целях  применения мер стимулирования  деятельности в сфере промышленности  за счет имущества и средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации;

6) осуществление  иных предусмотренных настоящим  Федеральным законом, другими федеральными  законами полномочий в сфере  промышленной политики.

2. Органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации вправе передавать  отдельные полномочия в сфере  промышленной политики органам  местного самоуправления в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, законодательством субъектов  Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере промышленной политики

Органы местного самоуправления вправе осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.[4, интернет ресурс]

 

 

 

 

 

 

  1. Государственная промышленная политика: общие модели задачи для России

 

Государственная ПП в разных странах существенно различается, но вместе с тем имеет следующие общие моменты:

- учет рыночного  механизма;

- общий упор  на предание промышленности адаптивного  характера к окружающей среде;

- оказание  помощи тем отраслям и сферам  промышленности, где нет рыночных  стимулов или они слабы.

 В России  ПП в настоящее время имеет  следующие недостатки:

- фрагментарность  ее осуществления;

- бессистемность  законодательной базы;

- отсутствие  общей методологической основы, особенно в плане определения  приоритетов ПП;

- отсутствие  единого органа, реализующего ПП  в стране.

На современном этапе переоценки постиндустриальных концепций реиндустриализация прочно вошла в повестку дня всех развитых стран. Многие страны мира реализуют государственную промышленную политику, причем на постоянной основе. В США после отрезвляющего влияния финансового кризиса 2008-09 гг. активно осуществляется настоящая реиндустриализация и уже достигнуты определенные успехи.

В России из года в год уже на протяжении многих лет темпы роста промышленного производства отстают от темпов роста ВВП. Обрабатывающие производства с 2014 г. начали стагнировать, а в августе и вовсе пошло сокращение (-0,6% к августу 2013 г. при сокращении инвестиций в основной капитал – на 2,7%)

Несмотря на акцентированный курс на «стратегизацию» и модернизацию национальной экономики РФ (Стратегия 2020, Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г; принятые государственные программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Развитие науки и технологий» и др.), Россия до сих пор живет, прежде всего, на доходы от экспорта углеводородного сырья, доля которых в экспортной выручке составляет около 2/3.

В связи с этим необходимо в кратчайшие сроки усовершенствовать и принять Федеральный закон «О промышленной политике Российской Федерации», прошедший первое чтение в Государственной думе 7 октября 2014 года.

Экспертная оценка представленного варианта вскрывает серьезные недоработки. В существующем варианте Закона нет четкого представления о месте и роли промышленной политики в экономическом развитии страны. Промышленная политика рассматривается, прежде всего, как система мероприятий, направленных на компенсацию ущербного положения, в котором промышленный сектор экономики России оказался в результате радикальных рыночных реформ, осуществляемых в последние 25 лет. В Законе прописаны такие положения, которые должны обеспечить формирование экономико-политической среды, которая бы гарантировала равные конкурентные условия для всех промышленных отраслей в структуре всего народного хозяйства. Но такой методологический посыл, заложенный в Закон, явно недостаточен и неадекватен задачам современного этапа развития России.

Дело в том, что промышленная политика, как её понимают во всем мире, это совокупность государственных регулирующих мероприятий, направленных на создание привилегированных условий для развития отдельных секторов и отраслей как промышленности, так и других сфер экономики. Промышленная политика проводится не для того чтобы обеспечить некие равноценные условия развития всей промышленности, а именно для создания преференциальных условий для определенных сфер, неминуемо, за счет других отраслей.

В существующем варианте текста Закона предложены всего две задачи промышленной политики, которые не являются собственно настоящими задачами промышленной политики, понимаемой как дополнительные усилия государства по созданию точек роста национальной экономики, прогрессивных структурных сдвигов, опережающему технологическому развитию и пр.

В тексте Закона речь идет исключительно о финансовой поддержке и практически не упоминается кредитная поддержка промышленной политики. Финансовая поддержка предполагает безвозмездные условия выделения средств или создание дополнительных преференций в виде, например, налоговых льгот, не подлежащих компенсации со стороны субъектов промышленной деятельности. Кредитная поддержка всегда предполагает льготное, преференциальное обеспечение кредитными ресурсами, подлежащими возврату. Термин «конкурентоспособные» условия долгосрочного заемного финансирования, записанный в Законе, означает «равные», «одинаковые с другими» условиями, так что никакой кредитной поддержки в данном случае не просматривается. Смысл кредитной поддержки предполагает создание лучших, по сравнению со среднерыночными, «конкурентоспособными» условиями кредитования.

Информация о работе Государственная промышленная политика