Государственная промышленная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Среди направлений государственной промышленной политики рассмотрим основные из них, а именно:
- влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;
- деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;
- воздействие государства на отраслевую структуру производства;
- возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса.

Файлы: 1 файл

СГиМУ ксю.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение 

По характеру общей ориентации государственного воздействия на промышленность страны промышленную политику нередко классифицируют как защитительную, ориентированную на сохранение сложившейся промышленной структуры, поддержание занятости, защиту национальных фирм от иностранной конкуренции, адаптивную, направленную на приспосабливание промышленной структуры страны к происшедшим сдвигам в структуре спроса и изменившимся условиям конкуренции на мировом рынке, и инициативную, когда государство активно воздействует на развитие промышленности страны, исходя из своего видения желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе.

В контрольная работа состоит их двух частей. В первой части приведена теория, во второй рассмотрены общие модели и задачи для России.

Среди направлений государственной промышленной политики рассмотрим основные из них, а именно:

- влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;

- деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;

- воздействие государства на отраслевую структуру производства;

- возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса.

Объект исследования - промышленная политика РФ.

 Цель исследования - изучить особенности промышленной  политики РФ.

 Задачи  исследования:

1. изучить  сущность промышленной политики;

2. обосновать необходимость новой промышленной политики;

3. провести анализ проблем промышленного развития России.

 

  1. Государственная промышленная политика

 

Государственная промышленная политика, как элемент общей экономической политики, является одной из наиболее широко обсуждаемых и спорных концепций в экономической литературе и практике.

 ГПП трактуется  как в узком, так и в широком  смысле слова. В узком смысле  под ней понимается отраслевая  политика, суть которой состоит  в конкретизации общей структурной  и экономической политики применительно  к отдельным отраслям индустрии, в широком – обычно трактуется  как государственная поддержка  промышленности.

Методологически категория ГПП не имеет строго определения и не нуждается в однозначном толковании. Наиболее точным является взгляд на нее как на последовательное воздействие на государственный и частный секторы в области производства и инвестирования, развития инфраструктуры и человеческого капитала, а также условия внешней торговли в целях активного стимулирования отечественного производства.

ГПП в системе государственного регулирования взаимодействует со всеми блоками социально-экономической политики. В самом общем виде ГПП можно определить как комплекс долгосрочных экономических политических и организационных мероприятий государства на разных уровнях национальной экономической системы, направленных на:

- развитие  и эффективное использование  промышленного потенциала;

- совершенствование  промышленной организации (размещение  производства, стимулирование инвестиционной  и производственной деятельности, формирование промышленных групп, поощрение мелкого и среднего  бизнеса, санацию неэффективно действующих  предприятий);

- улучшение  отраслевой структуры экономики  за счет создания более благоприятных  условий для развития приоритетных  секторов (с точки зрения социально-экономического  значения, научно-технических перспектив, высокого потенциала роста и конкурентоспособности), и создания новых отраслей;

- разработку  и освоение научно-технических  достижений, реализацию масштабных  общенациональных программ НИОКР;

-  развитие  экспортного потенциала;

- компенсацию  недостатков рыночного механизма  в определенных случаях распределения  ресурсов (инфраструктура, экологические  воздействия, межотраслевые перемещения  ресурсов и т.п.)

- поддержание  оптимальной конкуренции в отраслях (квотирование производства, антимонопольная  политика, стимулирование конкуренции).

Суть ГПП состоит в том, что она представляет собой систему воздействующих на экономическое положение отраслей и предприятий мер прямого и косвенного государственного регулирования инновационного, конкурентоспособного и эффективного развития промышленности и устранения для этого препятствий, которые не могут быть преодолены механизмами саморегуляции рынка. Благодаря этому государство обеспечивает реализацию приоритетов в промышленном развитии через осуществление конкретных производственных проектов, а также поддерживает национального производителя в конкурентной борьбе на национальном и мировом рынках.

ГПП представляет собой агрегированное название комплекса следующих основных разновидностей ГЭП, направленных на развитие промышленности:

- инновационная  политика;

- научно-техническая  политика;

- инвестиционная  политика;

- структурная  политика.

Типы и виды промышленной политики (ПП):

1) уровень  проведения ПП:

- макроуровень (федеральная ПП);

- мезоуровень (региональная ПП или муниципальная  ПП);

- микроуровень (уровень предприятия);

2) объект воздействия:

- общесистемная  или ПП по горизонтали (вся  промышленность);

- селективная  или избирательная ПП;

3) механизм  государственного воздействия:

- активная  ПП;

- пассивная  ПП(косвенные методы воздействия: кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая  политика и т.д.);

4) стратегия  развития (что желаем получить):

- экспортно-ориентированная;

- импорто-замещение (стимулирование отраслей для  производства продукции, которая  импортируется);

- инновационная;

5) степень  государственного воздействия:

- жесткая (прямое  регулирование);

- мягкая (косвенное  регулирование).

Принципы промышленной политики:

- системность  промышленной политики (проблемы  – ценности и критерии –  меры и решения – механизм  реализации – обратная связь);

- рефлексивность  промышленной политики, т.е. целенаправленность  управленческого ответа на реальные  вызовы и проблемы;

- отказ от  преобладания в решениях проблем  промышленной политики нагрузки  на бюджет, вскрытие всех возможных  ресурсов;

- постоянный  диалог в режиме прямой и  обратной связи между властью  и бизнесом;

- ПП как  постоянная активная управленческая (цели, ресурсы, механизмы, субъекты  и объекты) деятельность государственной  власти;

- сдерживание  инфляционных процессов;

- активный  межотраслевой и межсекторальный  перелив капиталов на основе  баланса интересов развития взаимодействующих  отраслей и секторов.

 

Основные направления ПП:

- оказание  стимулирующего воздействия на  повышение конкурентоспособности  национальной промышленности. Для  этого необходимо увеличение  гос. инвестиций в разработку  новых технологий, развитие коммуникаций, связи, базовых отраслей инфраструктуры; оказание содействия в подготовке  кадров; создание законодательной  базы по защите интеллектуальной  собственности; субсидирование затрат  по патентованию изобретений;

- участие  государства в совершенствовании  структуры совокупного спроса  путем конкурентного распределения  госзаказа, установления стандартов, инвестирования средств в разработку  новых технологий и т.д.;

- оказание  гос. поддержки формирующемся конкурентоспособным  отраслям промышленности на условиях  частно-государственного партнерства, привлечения иностранного капитала  и т.п.

Инструменты реализации ПП:

- кредитно-денежная  политика (операции на открытом  рынке: продажа гос. ценных бумаг  ЦБ РФ коммерческим банкам  и населению; изменение нормы  обязательных резервов; изменение  учетной ставки (ставки рефинансирования (13%);

- льготное  кредитование;

- налоговые  льготы;

- страхование;

- использование  особых экономических зон.

Методы промышленной политики:

1) экономические:

- финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное  регулирование, инвестирование, субсидирование);

- налоговые (стимулирующие специальные налоговые  режимы, амортизация, отчисления на  науку, недропользование, подготовку  кадров, социальные проблемы);

- таможенные;

- тарифные (по  естественным монополиям);

- банковские (стимулирование межсекторального  перелива капитала, использования  резервов и прибыли ЦБ);

2) институциональные:

- новые инвестиционные  инструменты (пенсионные фонды, ссудный  фонд промышленности, фондовые облигационные  займы, эмиссия ценных бумаг);

- управление  госимуществом в промышленности;

3) бюджетные;

4) законодательные: целевые законы;

5) административные;

6) социально-политические:

- государственное  управление (органы и функции, правовой  инструментарий);

- бизнес-власть (механизмы рефлексии).

 

1.2 Влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства

 

Необходимость государства на повышение конкурентоспособности промышленного производства диктуется такими фундаментальными отличиями современного развитого рыночного хозяйства, как возрастающая интеллектуализация промышленного производства, усиление роли инновационного начала и транснационализация деятельности промышленных фирм.

В результате конкурентоспособность промышленности страны во все большей мере зависит от таких факторов, как качество трудовых ресурсов, прочность связей между промышленными фирмами, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, способность творчески осваивать иностранные технологии, скорость распространения в промышленности технологических и иных инноваций; емкость внутреннего рынка и уровень требований отечественных потребителей промышленной продукции к ее качественным характеристикам, наличие кустов технологически связанных и географически близких предприятий, производящих продукцию, пользующуюся спросом на внешних рынках.

Роль государства, которое не только финансирует основную часть общеобразовательных учебных заведений и университетов, но и в немалой мере определяет отношение общества к образованию и престижность профессии научного работника и преподавателя, в создании системы образования, отвечающей требованиям современного промышленного производства, очень значительна. Очевидно, что инициативная государственная промышленная политика должна подкрепляться целеустремленной политикой в области образования. Для стран с переходной экономикой к наиболее приоритетным направлениям относится резкое расширение подготовки специалистов в области управления, маркетинга и хозяйственного права.[1, с.8]

Важный фактор поддержания конкурентоспособности промышленности страны - наличие условий, благоприятствующих быстрому распространению в ней технологических и иных инноваций. Поскольку эти условия определяются прежде всего динамикой инвестиционного процесса, деятельность государства в этом отношении реализуется в сфере макроэкономической политики, успех которой зависит от способности создавать благоприятный инвестиционный климат средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.

Государство имеет возможность оказывать существенное влияние и на такие условия конкурентоспособности промышленности страны, как наличие емкого внутреннего рынка и жесткие требования отечественных потребителей промышленной продукции к ее качественным характеристикам.

 

 

 

 

1.3 Совершенствование рыночных механизмов

 

Деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов и смягчению свойственных им несовершенств является второй важной составной частью современной промышленной политики.

Области, в которых проявляются несовершенства рыночных механизмов координации, различны: Это, во-первых, производство общественных товаров и услуг (например, научные исследования, услуги в области здравоохранения, производство вооружений и т.п.). Считается, что в производстве такого рода товаров проявляется кардинальное различие между теми параметрами эффективности, на основании которых функционируют частные фирмы, и эффективностью с точки зрения общества в целом.

Во-вторых, несовершенства рыночного механизма связывают с последствиями взаимозависимости и взаимодополняемости инвестиций, проявляющимися в виде "внешних эффектов", в частности, когда часть прибыли от конкретной инвестиции может "схватываться" другими, связанными с ней инвесторами.

В-третьих, конкуренция посредством инноваций вряд ли может удовлетворять принципам совершенной конкуренции. "Конкуренция посредством новых продуктов и процессов, - утверждается в работе американских экономистов, - является несовершенной как по сути, так и по результатам... Без приманки более высокой отдачи не было бы мотивов к инновациям"[2, с.10] .

Наконец, в-четвертых, рыночной экономике свойственны сложные проблемы, затрудняющие распределение ресурсов с акцентом на долгосрочную перспективу.

В рыночной экономике всестороннее информационное обеспечение промышленных фирм служит необходимым условием их выживания и эффективной деятельности.

 

    1. Воздействие государства на отраслевую структуру производства

 

Влиять на достижение динамичных конкурентных преимуществ государственной промышленной политики также можно воздействием на технологии, применяемые в промышленности страны, и соответственно на ее отраслевую структуру.

Наиболее явно воздействие государства на технологическую структуру промышленного производства проявлялось при создании государственных промышленных предприятий и национализации целых отраслей промышленности.

Создание государственных промышленных компаний - не единственный и в современных условиях далеко не самый оптимальный инструмент воздействия государства на технологическую структуру промышленности страны.

Информация о работе Государственная промышленная политика