Государственная промышленная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Среди направлений государственной промышленной политики рассмотрим основные из них, а именно:
- влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;
- деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;
- воздействие государства на отраслевую структуру производства;
- возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса.

Файлы: 1 файл

СГиМУ ксю.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

 

1.5 Возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса

 

Другой, не менее важной задачей макроэкономической политики государства в применении к проблемам модернизации промышленной структуры страны, является создание благоприятных условий для динамичного инвестиционного процесса.

Активно используется следующие инструменты воздействия государства на динамику инвестиционного процесса:

- государственные инвестиции, причем не только в инфраструктуру;

- налоговые стимуляторы инвестиций;

- сдерживание цен на оборудование посредством льготных таможенных пошлин на его импорт;

- воздействие на процентные ставки и поддержание их на уровне ниже рыночного.

Очень важную роль в финансировании инвестиционных программ играет банковский кредит, причем государство активно воздействовало и на стоимость кредита, и на направление его потоков.

Важную роль в финансировании инвестиционных программ во многих динамично развивавшихся странах играли государственные финансовые институты.

Воздействие государства на ценовые пропорции в целях стимулирования инвестиционного процесса не ограничивалось регулированием процентных ставок. Специалисты Всемирного банка указывают на то, что в указанных странах налоговая, тарифная и валютная политика не только снимала часть инвестиционного риска с фирм-инвесторов и в умеренных масштабах подавляла процентные ставки, но и контролировала импорт капитала, а также поддерживала относительно низкие цены на инвестиционные товары.

И еще об одном варианте стимулирования инвестиционной политики, направленной на развитие реального сектора экономики,— использование налоговой системы.[3, с. 28-64]

Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, способные оказывать существенное воздействие на развитие промышленности страны.

Во-первых, воздействуя посредством налогов на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т. е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство способно влиять на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности на распределение национального дохода между накоплением и потреблением.

Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, в части амортизации, государство способно воздействовать на соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулировать инвестиционную деятельность фирм на приоритетных с точки зрения государства направлениях, влиять на региональное размещение промышленных инвестиций.

 

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование в сфере промышленной политики

1. Правовое  регулирование в сфере промышленной  политики основывается на Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законах и осуществляется  в соответствии с настоящим  Федеральным законом, другими федеральными  законами, принятыми в соответствии  с ним, федеральными законами, регулирующими  отношения в сфере промышленной  политики в отдельных отраслях  экономики, иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами  и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской  Федерации, регулирующими отношения  в сфере промышленной политики.

2. Настоящий  Федеральный закон не применяется  к отношениям, связанным с производством  спиртосодержащей пищевой продукции, алкогольной продукции и производством  табачных изделий.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) промышленная  политика - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных  на развитие промышленного потенциала  Российской Федерации, обеспечение  производства конкурентоспособной  промышленной продукции;

2) промышленное  производство (промышленность) - определенная  на основании Общероссийского  классификатора видов экономической  деятельности совокупность видов  экономической деятельности, относящихся  к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению  электрической энергией, газом и  паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации  сбора и утилизации отходов, а  также ликвидации загрязнений;

3) субъекты  деятельности в сфере промышленности - юридические лица, индивидуальные  предприниматели, осуществляющие деятельность  в сфере промышленности на  территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской  Федерации, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации;

4) меры стимулирования  деятельности в сфере промышленности - действия правового, экономического  и организационного характера, которые  осуществляются органами государственной  власти, органами местного самоуправления, организациями, входящими в состав  инфраструктуры поддержки деятельности  в сфере промышленности, и направлены  на достижение целей промышленной  политики;

5) отрасль  промышленности - совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в  сфере промышленности, в рамках  одной или нескольких классификационных  группировок одного или нескольких  видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

6) промышленная  продукция - товары, произведенные в  результате осуществления деятельности  в сфере промышленности;

7) промышленная  продукция, не имеющая произведенных  в Российской Федерации аналогов, - промышленная продукция, которая  отвечает критериям, предусмотренным  пунктом 2 части 1 статьи 6 настоящего  Федерального закона, и не может  быть заменена на продукцию, произведенную  на территории Российской Федерации  и имеющую схожие технические  и эксплуатационные характеристики, позволяющие ей выполнять те  же функции и быть коммерчески  взаимозаменяемой;

8) промышленная  инфраструктура - совокупность объектов  недвижимого имущества, объектов  транспортной инфраструктуры и  коммунальной инфраструктуры, необходимых  для осуществления деятельности  в сфере промышленности;

9) инфраструктура  поддержки деятельности в сфере  промышленности - коммерческие организации  и некоммерческие организации, осуществляющие  меры стимулирования деятельности  в сфере промышленности;

10) освоение  производства промышленной продукции - мероприятия, обеспечивающие подготовку  субъектов деятельности в сфере  промышленности к выпуску ранее  не производимой ими промышленной  продукции или существенному  увеличению количества ранее  производимой промышленной продукции  и включающие в себя подготовку  к вводу в эксплуатацию основных  средств и их ввод в эксплуатацию, разработку и отработку технологических  процессов, овладение практическими  навыками производства промышленной  продукции;

11) государственная  информационная система промышленности - федеральная государственная информационная  система, содержащая информацию  о состоянии отраслей промышленности  и прогнозе их развития;

12) индустриальный (промышленный) парк - совокупность  объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания  промышленного производства или  модернизации промышленного производства  и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой  организацией, созданной в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

13) промышленный  кластер - совокупность субъектов  деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной  сфере вследствие территориальной  близости и функциональной зависимости  и размещенных на территории  одного субъекта Российской Федерации  или на территориях нескольких  субъектов Российской Федерации;

14) инжиниринговый  центр - юридическое лицо, оказывающее  инженерно-консультационные услуги  по подготовке процесса производства  и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации  промышленных, инфраструктурных и  других объектов, предпроектные  и проектные услуги;

15) уполномоченный  орган - определенный Правительством  Российской Федерации федеральный  орган исполнительной власти  в сфере промышленной политики;

16) интегрированная  структура оборонно-промышленного  комплекса - объединение ведущих  совместную деятельность юридических  лиц, которое не является юридическим  лицом, создается в соответствии  с решениями Президента Российской  Федерации или Правительства  Российской Федерации и в котором  одно юридическое лицо имеет  возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими  лицами;

17) головная  организация интегрированной структуры  оборонно-промышленного комплекса - юридическое лицо, которое входит  в интегрированную структуру  оборонно-промышленного комплекса  и имеет возможность определять  решения, принимаемые остальными  юридическими лицами.

Статья 4. Цели, задачи и принципы промышленной политики

1. Целями промышленной  политики являются:

1) формирование  высокотехнологичной, конкурентоспособной  промышленности, обеспечивающей переход  экономики государства от экспортно-сырьевого  типа развития к инновационному  типу развития;

2) обеспечение  обороны страны и безопасности  государства;

3) обеспечение  занятости населения и повышение  уровня жизни граждан Российской  Федерации.

2. Задачами  промышленной политики являются:

1) создание  и развитие современной промышленной  инфраструктуры, инфраструктуры поддержки  деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического  планирования на федеральном  уровне;

2) создание  конкурентных условий осуществления  деятельности в сфере промышленности  по сравнению с условиями осуществления  указанной деятельности на территориях  иностранных государств;

3) стимулирование  субъектов деятельности в сфере  промышленности осуществлять внедрение  результатов интеллектуальной деятельности  и освоение производства инновационной  промышленной продукции;

4) стимулирование  субъектов деятельности в сфере  промышленности рационально и  эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные  ресурсы, обеспечивать повышение  производительности труда, внедрение  импортозамещающих, ресурсосберегающих  и экологически безопасных технологий;

5) увеличение  выпуска продукции с высокой  долей добавленной стоимости  и поддержка экспорта такой  продукции;

6) поддержка  технологического перевооружения  субъектов деятельности в сфере  промышленности, модернизация основных  производственных фондов исходя  из темпов, опережающих их старение;

7) снижение  риска чрезвычайных ситуаций  техногенного характера на объектах  промышленной инфраструктуры;

8) обеспечение  технологической независимости  национальной экономики.

3. Основными  принципами промышленной политики  являются:

1) программно-целевой  метод формирования документов  стратегического планирования в  сфере промышленности;

2) измеримость  целей развития промышленности  и реализации мер стимулирования  субъектов деятельности в сфере  промышленности;

3) мониторинг  эффективности промышленной политики  и контроль за ее реализацией;

4) применение  мер стимулирования деятельности  в сфере промышленности для  достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического  планирования;

5) координация  мер стимулирования деятельности  в сфере промышленности, осуществляемых  органами государственной власти  Российской Федерации, органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления;

6) рациональное  сочетание форм и методов государственного  регулирования и рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования  деятельности в сфере промышленности;

7) обеспеченность  ресурсами и их концентрация  на развитии приоритетных отраслей  промышленности;

8) информационная  открытость при разработке промышленной  политики и применении мер  стимулирования деятельности в  сфере промышленности с учетом  интересов безопасности государства;

Информация о работе Государственная промышленная политика