Федеральные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных налогов в формировании бюджетов разных уровней.
Задачи:
- рассмотреть основы налоговой политики РФ;
- определить роль федеральных налогов в бюджете РФ;
- проанализировать состав поступлений налоговых платежей в бюджеты;
- определить влияние кризиса на уплату федеральных налогов;

Файлы: 1 файл

курсовая по фед налогам.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Совершенствование механизма  правового регулирования налогообложения  в условиях рыночной экономики достигается  посредством развития конституционных  основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма.

Предмет исследования –  федеральные налоги и их роль в  формировании бюджетов разных уровней, а также основные направления  налоговой политики РФ в области  федеральных налогов.

Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных  налогов в формировании бюджетов разных уровней.

Задачи:

- рассмотреть основы  налоговой политики РФ;

- определить роль федеральных  налогов в бюджете РФ;

- проанализировать состав  поступлений налоговых платежей в бюджеты;

- определить влияние  кризиса на уплату федеральных  налогов;

- проследить основные  изменения налоговой политики  в 2010 году и ее влияние на  бюджет;

- сделать выводы и  внести предложения по результатам  исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы налоговой политики и  федеральных налогов

1.1 Основы налоговой  системы 

Законодательство Российской Федерации  о налогах и сборах состоит  из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает  систему налогов и сборов, а  также общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и  сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

5)формы и методы  налогового контроля;

6)ответственность за  совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования  актов налоговых органов и  действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие Налогового Кодекса РФ распространяется на отношения  по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это  прямо предусмотрено НК РФ.

Законодательство субъектов  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и  сборы. Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщиками  или плательщиками сборов; организации  и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

В Российской Федерации  устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и  сборы, которые установлены Налоговым  Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

1.2 Виды федеральных  налогов 

Федеральные налоги устанавливаются  и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми правительством РФ и президентом РФ.

В настоящее время  почти все федеральные налоги регулируются НК РФ (раздел 8 НК РФ). Постепенно налоговый кодекс будет заполнен федеральным налогами т.к. продолжается реформирование налоговой системы. Отдельные налоги не включенные в налоговый кодекс до сих пор регулируются федеральными законами. Поскольку налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересованно в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политик в стране.

При формировании бюджетов разных уровней за счет налогов жестко соблюдается правило зачисления и зачета налогов в строго определенные уровни бюджета в соответствии с  бюджетной классификацией. Если налог является федеральным то это значит, что он регулируется федеральным законодательством, но может распространятся между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется распространение этого налога по трем уровням бюджета: федеральный, региональный и местный. Все остальные налоги, как правило, регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому относится и зачисляются.

К федеральным налогам  относятся:

1. НДС регулируется главой 21 НК РФ.

2. Акцизы регулируются  главой 22 НК РФ.

3. НДФЛ регулируется  главой 23 НК РФ.

4. ЕСН, с начала 2010 г.  отменен, введены новые страховые  взносы на отдельные виды обязательного  социального страхования.

5. Налог на прибыль  регулируется главой 25 НК РФ.

6. Сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов регулируются  главой 25.1 НК РФ.

7. Водный налог регулируется  главой 25.2 НК РФ.

8. Государственная пошлина  регулируется главой 25.3 НК РФ.

9. Налог на добычу  полезных ископаемых регулируется  главой 26 НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль федеральных  налогов в формировании бюджетов

2.1 Анализ и  состав поступления федеральных  налогов в бюджеты

В условиях рыночной экономики  все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы в стране. Рассмотрим структуру поступления федеральных налогов в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2008 – 2009 гг.

Таблица 1. Поступление  администрируемых ФНС России доходов  в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды в 2008-2009 гг.

 

Поступления в бюджетную  систему

2008 год, Млрд. руб.

2009 год Млрд. руб

в процентах к 2008 году

Всего поступило в  бюджетную систему РФ

10,032,8

8,379,3

83,5

в том числе:

     

Налоги и сборы в  консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

8,455,7

6,798,1

80,4

Государственные внебюджетные фонды

1,577,1

1,581,2

100,3

Налоги и сборы –  всего (вкл. ЕСН)

8,455,7

6,798,1

80,4

в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

4,078,7

3,012,4

73,9

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

4,377,0

3,785,7

86,5

из них:

     

Налог на прибыль организаций

2,513,0

1,264,4

50,3

в федеральный бюджет

761,1

195,4

25,7

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1,751,9

1,069,0

61,0

Налог на доходы физических лиц

     

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1,665,6

1,665,0

100,0

Единый социальный налог  в федеральный бюджет

506,8

509,8

100,6

Налог на добавленную  стоимость

     

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

998,4

1,176,6

117,9

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь

40,3

30,6

76,0

Акцизы

314,7

327,4

104,0

в федеральный бюджет

125,2

81,7

65,2

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

189,4

245,7

129,7

Налоги и сборы и  регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1,742,6

1,080,9

62,0

в федеральный бюджет

1,637,5

1,006,3

61,5

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

105,1

74,7

71,1

в том числе:

     

налог на добычу полезных ископаемых

1,708,0

1,053,8

61,7

в федеральный бюджет

1,604,7

981,5

61,2

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

103,4

72,3

70,0

из него нефть:

1,571,6

934,3

59,5

в федеральный бюджет

1,493,0

887,6

59,5

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

78,6

46,7

59,5

Государственные внебюджетные фонды - всего

1,577,1

1,581,2

100,3

в том числе:

     

Страховые взносы, зачисляемые  в Пенсионный фонд (ПФР)

1,251,4

1,267,7

101,3

Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками  на цели государственного социального  страхования)

74,0

61,5

83,1

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС)

89,3

89,8

100,6

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования (ТФОМС)

162,4

162,2

99,9


Исходя из данных таблицы  можно сделать вывод, что в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, поступления в бюджетную систему страны значительно снизились на 16,5%, чтобы понять, с чем связан подобный спад рассмотрим данные таблицы постатейно.

Наблюдается тенденция  резкого спада поступления налога на прибыль организаций, на 49,7%, что связано со снижением основной производственной деятельности предприятий, а, следовательно, с сокращением суммы прибыли, как следствие кризиса и снижения покупательской способности. В федеральный бюджет в 2008 году поступило 761,1млрд. руб., а в 2009 году на 74,3% меньше - 195,4 млрд. руб. Снижение отразилось и на консолидированном бюджете субъектов РФ, если в 2008 году сумма поступлений составила - 1,751,9 млрд. руб., то в 2009 - 1,069,0 млрд. руб., что на 39% ниже предыдущего года.

Налог на доходы физических лиц за анализируемый период существенных изменений не претерпел отчисления в консолидированные бюджеты субъектов РФ 2008 году составил - 1,665,6 млрд. руб., а в 2009 году - 1,665,0 млрд. руб.

Единый социальный налог  в федеральный бюджет в 2008 году поступил в сумме - 506,8 млрд. руб., а в 2009 году - 509,8 млрд. руб., что на 0,6 % больше.

ЕСН отчисляется во внебюджетные фонды и прямо зависит от налога на доходы физических лиц, поэтому также  практически не изменился.

Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в 2008 году составил - 998,4 млрд. руб., а в 2009 году - 1,176,6 млрд. руб., что на 17,9% выше предыдущего года, что свидетельствует о повышении объема реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. На товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь составили в 2008 году - 40,3 млрд. руб., а в 2009 году - 30,6 млрд. руб., что характеризует снижение импорта в 2009 году.

Акцизы поступающие  в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2008 году составили - 189,4млрд. руб., а в 2009 году - 245,7 млрд. руб., следовательно, за анализируемый период их сумма возросла на 29,7%, что свидетельствует об увеличении спроса на подакцизные товары. В федеральный бюджет поступления от акцизов снизились с 125,2 млрд. руб. до

81,7 млрд. руб., что связано  с изменением налоговой политики  государства.

Сумма налога на добычу полезных ископаемых существенно снизилась, подобная тенденция связана с  резким падением цены на нефть на мировом рынке, если в 2008 году сумма налога от продажи нефти была получена в размере 1,571,6 млрд. руб., то в 2009 - 934,3 млрд. руб., и федеральный и консолидированный бюджет субъектов РФ понес существенный ущерб.

Рассмотрев показатели можно сделать выводы, что за анализируемый период произошли изменения в поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды.

Информация о работе Федеральные налоги