Федеральные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги. Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа природы налоговых правоотношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы федеральных налогов 6
1.1. Экономическая сущность федеральных налогов и сборов 6
1.2. Классификация и характеристика федеральных налогов 8
1.3. Роль федеральных налогов в экономике 10
Глава 2. Роль федеральных налогов в формировании бюджетов различных уровне.13
2.1. Налоговые правонарушения на примере федеральных налогов 13
2.2. Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты 23
2.3. Проблемы федеральных налогов и способы их устранения 29
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Н и НО..doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Актуальность  темы. Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги. Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа природы налоговых правоотношений. 
Налогообложение в федеративном государстве имеет двойственную природу. С одной стороны, оно касается взаимоотношений государства и налогоплательщиков по поводу уплаты налогов в бюджет, а с другой – процесса распределения налоговых доходов и налоговых полномочий между федеральными и субфедеральными органами власти. Эти две стороны налоговых взаимоотношений активно изучаются общественными науками (экономической, юридической, политологической, социологической и др.) для выяснения сути явлений, закономерностей их развития и механизмов функционирования, а также постоянно реализуются в практической деятельности органами власти при реформировании налогово-бюджетной системы1.

Налоги относятся  к числу основных макроэкономических инструментов государственной политики. Они являются необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось изменением налоговой системы, в связи с тем, что основным источником формирования государственного бюджета являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, приоритетные национальные проекты, содержатся структуры, обеспечивающие осуществление и функционирование самого государства.

Актуальность  темы  курсовой работы заключается  также и в рассмотрении таких  основополагающих элементов налоговой  системы как Федеральные налоги. С их помощью государство воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости. В целом сущностью налогообложения является установление таких налогов и объемов государственных расходов, которые помогли бы развиваться экономики стабильно, без глубоких спадов2.

Целью данной курсовой работы является выявление проблем поступления федеральных налогов в бюджет.

В рамках этой общей цели определены следующие, связанные с ней задачи:

1) выявить экономическую сущность федеральных налогов;

2) охарактеризовать и классифицировать федеральные налоги;

3) определить роль федеральных налогов в экономике;

4) рассмотреть налоговые правонарушения на примере федеральных налогов;

5) проанализировать поступления  федеральных налогов в бюджеты.

Объектом исследования данной курсовой работы являются федеральные налоги, а предметом исследования являются принципы, конституционно-правовые основы налогообложения и перспективы дальнейшего развития.

Информационной  базой данной работы являлись такие  источники как: Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, различные учебные пособия, статьи из газет и журналов, а также различные электронные источники.

Структура данной курсовой работы состоит из:

Введения, в  котором отражается актуальность выбранной  темы, описываются цели и задачи, и выявляется объект и предмет исследования.

В I главе описывается  теоретическая часть федеральных  налогов, их экономическая сущность, классификация и характеристика.

Во II главе раскрывается роль федеральных налогов в формировании бюджетов различных уровней, а также выявляются проблемы федеральных налогов и способы их устранения.

В заключении делаются выводы по обобщающим изложенным в  данной курсовой работе материалам.

 Методами  данной работы явились, анализ  поступления федеральных налогов  в бюджеты, а также исследования налоговых правонарушений на примере федеральных налогов.

В числе работ, посвященных проблеме формирования федеральных налогов современной  России, следует отметить исследования А.В. Брызгалина, В.И. Волковского, А.З. Дадашева, И.Н. Куксина, Л.П. Окуневой, Л.П. Павловой, М.П. Павловича, В.Г. Панскова, А.Б. Паскачева, С.Г. Синельникова-Мурылева, К.В. Сомика, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и др.

При проведении исследования автор опирался на законодательные  и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструктивные материалы Минфина России и ФНС России. Источниками информации явились данные Минфина России, ФНС России, Росстата, а также экономическая и правовая литература и материалы периодической печати (в т.ч. зарубежной). В исследовании использованы методы статистического, системного и сравнительного анализа, а также математического и логического моделирования.

Таким образом, актуальность изучения федеральных  налогов в принципе в теоретическом аспекте и на практике в действующей в России системе обуславливается важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы федеральных  налогов

1.1. Экономическая сущность федеральных  налогов и сборов

Налоги-важнейшая экономическая категория,исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства.

Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и  их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего  соответствующее государство. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборону, суд, охрану порядка и т.п.  

Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований3.

Налоги  являются специфической формой экономических  отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения и каждым членом общества. Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного государственного фонда финансовых ресурсов. Указанные отношения неравноправные, односторонние. В них государство является главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов — пассивные исполнители. Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (представляют часть национального дохода, принудительно изымаемого государством у предприятий и граждан), во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т. е. возвращаются плательщикам косвенно).

Взимание налогов  производится властью государства  при наличии соответствующего налогового законодательства, т. е. в форме правовых отношений.  
      Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Выделяют четыре основные функции налогов: фискальную, перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую)4.

Функция проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков.Реализация этой функции сопровождается осуществлением других функций, прежде все перераспредительной. Поступившие в централизованные финансовые фонды налоги перераспределяются и в процессе финансирования направляются на те или иные цели. Контрольная функция налогов осуществляется налоговой службой.     

Особая  роль в налогооблажении отводится  регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде экономического рычага стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами, установления необходимых пропорций в развитии экономики, т.е. в качестве стимула экономического развития5.     

Функции налогов используются государством для разработки и реализации налоговой политики.

Налоги представляют собой одну из важнейших  форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода. Таким образом, налоги как экономическая категория выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода. Налог – такая же экономическая категория, как и прибыль, цена, доход и др.      

Из  сказанного можно заключить, что  налог - определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается государством в форме различных принудительных платежей с юридических и физических лиц в установленном размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.     

Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются: 

- необходимость  удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.); 

- необходимость  регулирования экономической деятельности  субъектов хозяйствования, наносящих  вред окружающей среде, и т.д.;  

- долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса); 

- создание общегосударственных  резервов на случай непредвиденных  обстоятельств.     

Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.

1.2. Классификация и характеристика  федеральных налогов

Федеральные налоги устанавливаются Государственной  Думой России и взимаются на всей территории страны. В число федеральных  входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источниками формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможенная пошлина6. Два вида федеральных налогов -отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисления в дорожные фонды - служат источником формирования одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюджеты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - служат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих налогов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными органами власти при утверждении этих бюджетов.

Ставки налогов республик, краев и областей, как правило, определяются органами власти этих административно-территориальных образований и имеют силу на их территории. Вместе с тем сами эти налоги являются общеобязательными, то есть устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и действуют во всех республиках, краях и областях. К ним относятся платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, и налог на имущество предприятий7.

Широк перечень местных налогов, устанавливаемых органами власти краев, областей, иных административно-территориальных образований. Некоторые общеобязательные налоги, такие, как налог на имущество физических лиц, земельный налог, местные налоги за пользование природными ресурсами, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, также относятся к категории местных налогов8.

Федеральные налоги взимаются  по всей территории России. В настоящее  время к федеральным относятся  следующие налоги:

1. налог на добавленную  стоимость;

2. акцизы;

3. налог на доходы физических лиц;

4. налог на  прибыль организаций;

5. налог на  добычу полезных ископаемых;

6. водный налог;

7. сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

8. государственная  пошлина9.

Все суммы поступлений  от налогов указанных в подпунктах 1-7 и 16 зачисляются в федеральный  бюджет10.

Налоги, указанные  в подпунктах 10 и 11 являются регулирующими  доходными источниками, а суммы  отчислений по ним, зачисляемые непосредственно  в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Все суммы поступлений  от налогов, указанных в подпунктах 13-15 зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении  соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

Информация о работе Федеральные налоги