Действующий механизм исчисления и взимания акцизов и его совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 03:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать причины выбора акцизов в качестве налога на потребление.
2. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ.
3. Осуществить обзор российского законодательства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Акцизы, их сущность и роль в образовании доходов бюджетов РФ.
1.1 Сущность и роль акцизов в налоговой системе страны……………………….4
1.2 Теоретические основы взимания акцизов…………..…………………….........8
1.3 Становление и развитие акцизного обложения в РФ………………………….10
ГЛАВА 2. Анализ действующего механизма взимания акцизов
2.1 Оценка роли акцизов в доходах бюджетов различных уровней…………….13
2.2 Контроль налоговых органов за взиманием акцизов……………………….17
ГЛАВА3.Совершенствование системы взимания акцизов
3.1 Использование зарубежного опята в сфере налогообложения нефтепродуктов………………………………………………………………………………………………………19
3.2 Пути реформирования взимания акцизов в РФ………………………………24
3.3 Арбитражная практика по вопросам, связанным с проблемами взимания акциза…………………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………………..….41

Файлы: 1 файл

Действующий механизм исчисления и взимания акцизов и его совершенствование.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Таможенный  орган, непосредственно производящий таможенное оформление нефти, вывозимой из Российской Федерации, удостоверяет факт поступления таможенных платежей соответствующим подтверждением Энергетической таможни о сумме и дате поступления на ее счет денежных средств, подписанное начальником таможни либо лицом, его замещающим. Суммы таможенных платежей, по которым имеется соответствующее подтверждение энергетической таможни, учитываются как взысканные, минуя счета таможенного органа, производящего таможенное оформление нефти. Оформление и выдачу реестров для представления в налоговые органы производить в соответствии с установленным порядком.

Энергетической  таможне направляется таможенным органам, производящим таможенное оформление нефти, подтверждение о поступлении таможенных платежей на счета энергетической таможни не позднее одного рабочего дня с даты фактического поступления денежных средств на ее счет.

Таможенный орган, производящий таможенное оформление нефти, еженедельно информирует энергетическую таможню об объемах вывезенной нефти, в отношении которых таможенное оформление завершено.

Таможенный  орган, производящий таможенное оформление нефти, в случае непоступления в течение 10 дней (после истечения установленного срока уплаты таможенного платежа) в его адрес соответствующего подтверждения от энергетической таможни о поступлении на ее счет подлежащих уплате таможенных платежей, информирует об этом энергетическую таможню.

Таможенный  орган, производящий таможенное оформление нефти, в случае непредставления экспортером в сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, платежного документа об уплате таможенных платежей на счета энергетической таможни, заводит дело о нарушении таможенных правил в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации, и информирует энергетическую таможню для принятия мер по взысканию неуплаченных таможенных платежей.

Энергетическая  таможня на основании информации таможенных органов принимает меры по взысканию неуплаченных таможенных платежей в соответствии с установленным порядком.

Энергетическая  таможня ежемесячно направляет в таможенные органы, производящие таможенное оформление, реестры платежных документов, уплаченных на счет Энергетической таможни для конкретных таможенных органов.

 

ГЛАВАЗ. Совершенствование  системы взимания акцизов.

3.1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ.

 Основные задачи государственной политики в сфере налогообложения нефтяного сектора — изъятие природной ренты в секторе нефтедобычи и мобилизация в бюджет части прибавочной стоимости, создаваемой в секторе обращения и переработки нефти.

Для решения первой задачи базовым показателем является мировая  цена на нефть, соответственно, налоговое  законодательство во всех нефтедобывающих странах предусматривает гибкое реагирование на изменения конъюнктуры на мировом рынке нефти.

 При решении второй  задачи основным показателем  является общая налоговая нагрузка  предприятий и экономических  агентов, действующих в сфере  производства и потребления нефтепродуктов. Фискальная политика в этой сфере состоит в распределении этой нагрузки по видам налогов и по отдельным звеньям общего процесса производства и обращения продуктов нефтяной отрасли. От правильного решения этих вопросов зависит как общая рациональность структуры производства в данной отрасли, включая вопросы экономии нефтересурсов и энергосбережения, так и доля поступлений от налогообложения отрасли в общих налоговых доходах каждой страны. Приведем пример из смежной отрасли: с российского газа, поставляемого в Германию, немецкая казна получает больше налогов, чем весь консолидированный бюджет Российской Федерации.

Немаловажное значение имеет  также выбор таких методов  и инструментов налогообложения, которые  обеспечивали бы высокую собираемость налогов и относительно низкие издержки на поддержание должной налоговой дисциплины в отрасли.

В Российской Федерации значительная доля добываемой нефти расходуется  как топливно-энергетический ресурс — на производство топлива для транспортных средств, обогрев помещений и выработку электроэнергии.

При этом следует подчеркнуть, что сложившаяся в России система  производства и потребления энергии  крайне неэффективна, чрезмерно затратна (удельные расходы энергична производство единицы готовой продукции и чистые потери тепла и энергии в разы превышают аналогичные показатели развитых стран) и не стимулирует производство и потребителей к экономии энергоресурсов.

 Показательно, что именно этим моментам уделяется  особое внимание во всех странах  Запада (включая и нефтедобывающие страны, такие, как США, Великобритания и Норвегия) на протяжении последних трех десятилетий, что и определяет основные черты налоговой политики, проводимой в сфере энергетики.      В сфере транспорта политика Европейского союза и США направлена на решение двух главных задач: во - первых, размер налоговой нагрузки на топливо для транспорта должен быть достаточным для того, чтобы покрыть все издержки на поддержание исправного состояния дорог и их строительство; во-вторых, поступления от налогообложения топлива должны покрывать расходы в сфере транспорта. Сверх этого в ряде стран применяется дополнительное налогообложение бензина и моторного топлива для решения некоторых других задач. Например, в европейских нефтедобывающих странах, таких, как Норвегия и Великобритания, установлены повышенные налоги на топливо с целью частичного финансирования некоторых направлений социальной политики государства. Взимание налогов на топливо в разных странах рассматривается также в качестве дополнительного механизма поощрения использования экологически чистых и более безвредных видов топлива. При этом во многих европейских странах при установлении ставки акциза на подакцизные товары исходят из принципа "выше качество — ниже ставка акциза". В России законодатели пока исходят из обратного принципа, обосновывая такой подход заботой о поддержке части населения с низкой платежеспособностью. В рамках сложившихся налоговых систем промышленно развитых стран налоги на топливо играют все более важную роль. При этом выбор акцизов как основного инструмента налогообложения обосновывается тем доводом, что налог собирается там, где находятся потребители топлива. Такая схема в теории позволяет более справедливо распределять доходы в региональные дорожные фонды— очевидно, что больше покупают топлива там, где больше ездят.

 Анализ практики  налогообложения в Российской  Федерации показывает, что основная  масса поступлений от акцизов  на нефтепродукты, напротив, осуществляется  в бюджеты тех субъектов Российской  Федерации, на территории которых  расположены нефтеперерабатывающие мощности либо зарегистрированы головные офисы российских нефтяных компаний (или территориальные сбытовые подразделения этих нефтяных компаний).

В частности, почти  половина всех собираемых акцизов на нефтепродукты сконцентрирована в 8 субъектах РФ: Москва, Башкортостан, Омская, Московская и Рязанская области, Мордовия, Татарстан и Санкт-Петербург. На остальные субъекты Федерации приходится чуть больше половины всей суммы акцизов.

При новой системе  налогообложения сбор акцизов на топливо распределяется на всю сферу производства и потребления нефтепродуктов. Похожая система акцизов существует в США, но без применения взаимозачетов налога — там акциз уплачивается одним продавцом и только один раз.     Фактически у нас под видом акциза применяется особая форма НДС. Налог сначала начисляется на НПЗ, потом оптовику (владельцу нефтебазы), потом владельцу АЗС и только после того, как бензин будет продан конечному потребителю, выплачивается в бюджет и возмещается по цепочке обратно к НПЗ. Такая схема, по идее, должна была ускорить движение нефтепродуктов от производителя к потребителю за счет вытеснения с рынка посредников. Предполагалось, что посредники, покупающие топливо для перепродажи, просто не смогут пройти регистрацию, так как владение автозаправочными станциями или нефтебазами является одним из условий регистрации.

 При этом  необязательность получения продавцами  свидетельств привела к тому, что НПЗ и оптовые продавцы  сразу стали включать сумму  акциза в стоимость топлива  (чтобы гарантировать себя от ситуации, когда счета фактуры начнут свое путешествие по цепочке движения товара и на одном из звеньев система даст сбой).

 Очевидно, что  до введения новой системы  взимания акцизов контролировать  плательщиков было проще: с  30 НПЗ собрать акциз легче, чем с 30 000 АЗС. Можно также акциз брать и в момент продажи конечному потребителю — именно на АЗС, но тогда целесообразно было бы исключить уплату акциза на НПЗ (в таком случае проблему налогового контроля можно будет решить за счет соединения контрольно-кассовых машин с контроллерами заправочных колонок).   Опыт промышленно развитых стран говорит также о необходимости государственного регулирования внутренних цен на нефтепродукты путем дифференцированного налогообложения не только с целью пополнения бюджета, но и для осуществления транспортной и экологической политики государства. Целесообразна также государственная поддержка производства и реализации более качественных нефтепродуктов по примеру европейских стран. Необходимо введение повышенных ставок на низко-октановый бензин и снижение ставок акциза на более качественный бензин.

 Сегодня  ясно, что даже продавцы бензина,  не говоря уже о потребителях, ждут от государства создания  механизма контроля за ценообразованием  в крупных нефтяных компаниях.  Пока таких механизмов нет. Балансовые задания отменены, меры тарифного регулирования не работают, антимонопольные органы бессильны. Видимо, по этим причинам цены на бензин в России уже сегодня беспрецедентно высоки для нефтедобывающей страны. Ведь при прочих равных российские НПЗ закупают нефть по внутренним ценам, а американские — по мировым, которые выше в разы.

Поэтому в дополнение к изменениям, касающимся режима сбора  акцизов, целесообразно было бы ввести законодательные нормы, ограничивающие монополизм нефтяных компаний, а значит, и их возможности по установлению цен на нефтепродукты. Например, в США проблема монополизации топливного рынка решается путем применения жесткого антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Пути  реформирования взимания акцизов в РФ.

В части налогообложения  акцизами в 2009 году и плановом периоде 2010 и 2011 годов планируется проведение следующей политики в части, не предусмотренной  «Основными направлениями налоговой  политики на 2008 -2010 годы»:

Будут уточнены нормы, регулирующие порядок применения вычетов 
по подакцизному сырью, в том числе при возврате подакцизных товаров или их 
утрате.

В 2008 году введен в действие технический регламент «О требованиях 
к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, 
топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В этой связи в 
Налоговый     кодекс     будут     внесены     изменения,     предусматривающие 
дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо с целью установления 
более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное 
моторное топливо. Дифференциация ставок акцизов будет производится при 
соблюдении условия об отсутствии потерь бюджетов бюджетной системы в 
результате такой дифференциации по сравнению с вариантом индексации 
акцизов без дифференциации (этот вариант подразумевает отсутствие индексации 
акцизов на нефтепродукты в 2009 и 2010годах и ежегодное осуществление такой 
индексации начиная с 2011 года).

При этом предполагается, что будут установлены три  ставки акциза:

• На прямогонный бензин, а также на автомобильный бензин и 
дизельное топливо, не соответствующее классам 3-5;

• На автомобильный бензин и дизельное топливо класса 3;

• На автомобильный бензин и дизельное топливо класса 4 и 5. 
Следует отметить, что с учетом сроков, в течение которых в соответствии с

указанным техническим  регламентом в Российской Федерации  разрешается производство   моторного   топлива  3-го   и   4-го   классов,   а  также   выпуск автомобильного бензина, удовлетворяющего требованиям к октановому числу, установленного регламентом, решение по ставкам акцизов предполагается принять до конца 2008 года.

3. В 2011 году продолжится индексация специфических ставок акцизов на табачные изделия на 20 процентов по отношению к уровню 2010 года, а адвалорные  ставки   -   на   0,5-процентных   пунктах.   Индексацию   прочих специфических ставок акцизов (за исключением акцизов на моторное топливо) предполагается осуществлять пропорционально прогнозируемым темпам роста потребительских цен. При этом с учетом превышения уровня прогнозируемого индекса   потребительских   цен   в   2009 - 2010    годах   над   прогнозом, использовавшимся при подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2008 — 2010 годы, предполагается осуществить соответствующую корректировку специфических ставок акцизов и на 2009 — 2010 годы. В совокупности ставки акцизов будут проиндексированы ежегодно на 10%.

4. В соответствии с принятыми решениями индексация ставок акцизов на нефтепродукты на 2009 и 2010 годы в соответствии с прогнозируемой инфляцией не производится. Однако уже начиная с 2011 года предполагается осуществлять индексацию ставок акцизов в части нефтепродуктов темпами, соответствующими темпам ежегодной инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Арбитражная  практика по вопросам, связанным  с проблемами взимания акциза.

Рассмотрим  на примере случаи, в которых налоговый  орган не согласен с процессом  взимания акциза.

По мнению УМНС по г. Москва, изложенному в Письме от 24 апреля 2007 г. № 24-11/18850, поскольку действующие государственные стандарты (ГОСТы), регламентирующие производство моторных масел, содержат требования по упаковке (розливу, расфасовке) моторных масел в потребительскую тару, эта операция квалифицируется как часть процесса их производства. Следовательно, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розлив (расфасовку) этой подакцизной продукции, возникает объект налогообложения, и в соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ они признаются плательщиками акцизов. Именно такая позиция налоговых органов послужила причиной спора, рассмотренного ФАС Уральского округа от 15 января 2007 года № Ф09-2871/02-АК. В Постановлении отмечено:

Информация о работе Действующий механизм исчисления и взимания акцизов и его совершенствование