Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение налоговой системы Российской Федерации.
Задачами данной работы являются рассмотрение принципов налоговой системы РФ, ознакомление с понятием налогов и сборов и с участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, изучение видов налогов и сборов и России и анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные аспекты налоговой системы Российской Федерации 4
1.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации 4
1.2. Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ 6
1.3. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах 7
1.4. Виды налогов и сборов в России 7
1.4.1. Налог на добавленную стоимость 10
1.4.2. Акциз 12
1.4.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 15
1.4.4. Налог на прибыль. 18
1.4.5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 20
1.4.6. Водный налог 21
1.4.7. Пошлина 24
1.4.8. Налог на имущество 25
1.4.9. Налог на игорный бизнес 26
1.4.10. Транспортный налог 27
1.4.11. Земельный налог 28
Глава 2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ 30
Заключение 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

налоговая система РФ.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Введение

Глава 1. Основные аспекты налоговой системы Российской Федерации

1.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации

1.2. Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

1.3. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1.4. Виды налогов и сборов в России

1.4.1. Налог на добавленную стоимость

1.4.2. Акциз

1.4.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

1.4.4. Налог на прибыль.

1.4.5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

1.4.6. Водный налог

1.4.7. Пошлина

1.4.8. Налог на имущество

1.4.9. Налог на игорный бизнес

1.4.10. Транспортный налог

1.4.11. Земельный налог

Глава 2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение налогов и российского налогообложения — неотъемлемая составная часть современного экономичес­кого образования.

Налоги — необходимое звено экономических отноше­ний в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социаль­но-экономических отношений.

Без знания конкретики налогового производства труд­но себе представить руководителя и ведущих специалис­тов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы.

Именно поэтому в государственные стандарты подав­ляющего большинства экономических специальностей вклю­чены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

Налогообложение находится на стыке всех социально-полити­ческих и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоратив­ного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержа­нию налоговой политики можно судить о типе государства, о проч­ности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-поли­тические и экономические ценности в государстве.

Целью данной работы является изучение налоговой системы Российской Федерации.

Задачами данной работы являются рассмотрение принципов налоговой системы РФ, ознакомление с понятием налогов и сборов и с участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, изучение видов налогов и сборов и России и анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.

 


Глава 1. Основные аспекты налоговой системы Российской Федерации

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На мой взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и  сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с  налогообложением.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

        виды налогов и сборов;

        основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

        принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

        права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и  таможенных органов);

        формы и методы налогового контроля;

        ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

        порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их  должностных лиц.

 

1.1. Принципы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в  соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

  1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.
  2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из  социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В  соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и  организаций.
  6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не  может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
  7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он  должен платить.
  8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и  неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).[3]

 

1.2. Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В  соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

 

 

1.3. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и  регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

        организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

        организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;

        налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

        таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).[13]

 

1.4. Виды налогов и сборов в России

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

       объект налогообложения;

       налоговая база;

       налоговый период;

       налоговая ставка;

       порядок исчисления налога;

       порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

        налог на добавленную стоимость;

        акцизы;

        налог на доходы физических лиц;

        налог на прибыль организаций;

        налог на добычу полезных ископаемых;

        водный налог;

        сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

        государственная пошлина.

Региональные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

        налог на имущество организаций;

        налог на игорный бизнес;

        транспортный налог.

Местные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на  территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12  НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

        земельный налог;

        налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

        система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

        упрощенная система налогообложения;

        система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

        система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.[10]

Рассмотрим поподробнее, что представляет собой каждый из этих налогов и рассмотрим некоторые другие налоги.

 

1.4.1. Налог на добавленную стоимость

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Хотя НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Информация о работе Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ