Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в определении основных принципов налогообложения физических лиц и раскрытии сущность налога на доходы физических лиц. Для достижения цели поставлены задачи:
- рассмотреть предпосылки развития налогообложения физических лиц в России;
- изучить элементы налога;
- ознакомиться с механизмом взимания и уплаты налога путем ознакомления с нормативно-правовой базой для НДФЛ;
- дать рекомендации по совершенствованию данного вида налога в стране.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………..3
Глава 1 Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц……………………………………………………………………………………4
1.1 Предпосылки развития подоходного налогообложения физических лиц в России…………….…………………………………………………………………4
1.2 Элементы налога. Ставки налога..……………………………………….7
Глава 2 Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования ……………………….……...……………………….............13
2.1 Механизм исчисления и уплаты НДФЛ .……………………................13
2.2 Налоговые вычеты и их характеристика …………………..…………...17
2.3 Пути совершенствования НДФЛ в России……………………..............24
Заключение……………………………………………………………………29
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

НДФЛ на проверку.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

А. Бунич считает, что равная для всех шкала налогообложения доходов не соответствует структуре российского общества, в котором средний класс составляет более 40 % населения, тем самым нарушается социальная справедливость налогообложения. В то же время прогрессивное налогообложение не станет обременительным для обеспеченных слоев населения, так как данная категория населения может уменьшить свою налогооблагаемую базу за счет социальных и имущественных вычетов. Однако для специфики российского общества А. Бунич считает применение единой величины налогообложения доходов единственно возможной, так как она создает базу для реального декларирования гражданами своих доходов, особенно среди обеспеченных слоев населения. При этом введение прогрессивной шкалы налогообложения может привести к росту «серых» доходов.

Похожей точки зрения придерживается и ведущий экономист С. С. Мурылев отмечая, что плоское подоходное налогообложение применяется не в самых развитых странах (Албания, Румыния, Грузия, Украине), в то же время может привести к сокращению собираемости налога в России. С. С. Мурылев отмечает, что единая ставка налога в России может стимулировать экономический рост в стране.

А. В. Романов отмечает, что введение прогрессивного налогообложения в России возможно только после того, как будут созданы предпосылки для возвращения большей части капитала в страну. В настоящее время, как отмечает А. В. Романов, самые большие доходы получают за пределами государства, что приведет к неэффективности прогрессивного налогообложения. В настоящее время Правительством РФ предпринимаются меры, направленные на возвращение капитала в Россию, но вместе с тем предлагается и мера по установлению налога на сверх доходы в размере 25%. Однако все находится на стадии рассмотрения. 

 Проблемой налогообложения доходов в России является также и то, что размер реальных доходов более 40% налогоплательщиков ниже величины прожиточного минимума, что приводит к неравномерному распределению налоговых обязательств между плательщиками. Современная плоская шкала подоходного налогообложения в России не учитывает реальную платежеспособность населения. В таких условиях удельный вес общих обязательных платежей в доходах малообеспеченных граждан становится гораздо выше, чем у высокообеспеченных.

Применение прогрессивной шкалы налогообложения позволит не только улучшить финансовое положение граждан с низким уровнем дохода, а также увеличить налоговые сборы за счет высокодоходных категорий граждан. Прогрессивная  шкала подоходного налогообложения применяется  в законодательстве большинства зарубежных стран, в том числе в  США, где ставки налога установлены от 10 % до 36%. Мировой опыт доказывает, что применение прогрессивного НДФЛ оказывает положительный результат как для малообеспеченных категорий граждан, так и для экономии страны в целом. При этом применение прогрессивного подоходного налогообложения в России является крайне проблематичным и требует тщательной законодательной подготовки перед его введением.

Еще одним подходом к совершенствованию системы налогообложения доходов в России ученые считают увеличение размера стандартных налоговых вычетов. Кроме того, ряд ученых предлагает вернуться к тому, чтобы стандартные налоговые вычеты применялись для всех граждан с увеличением ими предельного порога доходов до 100 тысяч рублей. Причем размер стандартного налогового вычета должен быть не менее размера прожиточного минимума, так как это должно соответствовать социальным принципам подоходного налогообложения. При этом в разных регионах величина прожиточного минимума варьируется, поэтому необходимо  принять решения в области совершенствования  НДФЛ отдельно по каждому субъекту РФ. В этом случае граждане с низким уровнем доходов будут освобождены от уплаты НДФЛ, что снизит их налоговую нагрузку, повысит уровень материального благосостояния. В развитых странах этот принцип давно практикуется и отмечается его эффективность. Применение стандартного налогового вычета в размере величины прожиточного минимума приведет к тому, что, во – первых, работодатели повысят размер реальной заработной платы до величины прожиточного минимума, во –вторых, повысит чувство социальной защищенности гражданами своих интересов. При этом многие ученые отмечают, что данный метод в России может привести к тому, что работодатели будут регистрировать официальный уровень дохода не выше прожиточного минимума, а доходы сверх этой величины будут выплачиваться по «серым» схемам.

Многие экономисты отмечают, что для  увеличения социальной справедливости единого размера налога на доходы физических лиц следует обратить внимание именно на стандартные налоговые вычеты, так как социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты связаны с оплатой расходов, а не с выравниванием доходов налогоплательщиков. При этом имущественными вычетами пользуются, как правило, граждане со средним доходом или доходом выше среднего.

Л. Анисимовой, считает, что  «дополнительное поощрение выдающихся граждан или граждан, пострадавших от тех или иных решений государства, крупных аварий и т. д., более целесообразно осуществлять в рамках мер по социальной поддержке населения, нежели с помощью предоставления налоговых льгот и вычетов». Для совершенствования  НДФЛ Л. Анисимова предлагает увеличить стандартный налоговый вычет на детей, так как с помощью таких вычетов можно повысить реальную величину доходов налогоплательщика. Применяемые налоговые вычеты на детей необходимо сопоставлять с величиной прожиточного минимума на ребенка, которую и не следует облагать налогом при одновременном повышении порогового значения накопленного дохода.

 Стандартные  вычеты по НДФЛ на детей  способны выполнять стабилизирующую  функцию по отношению к доходам  малообеспеченных  слоев населения, так как позволить не облагать существенную часть дохода НДФЛ. При этом применение увеличенных стандартных налоговых вычетов на детей в размере прожиточного минимума на ребенка не приведет к росту «серых» заработных плат, напротив, налогоплательщики будут стремиться показать свои реальные доходы, так как большая часть их не будет облагаться налогом, а также это приведет к демографическому росту, так как позволит налогоплательщику с рождением ребенка увеличивать свои реальные доходы.

Так как налог на доходы физических лиц является сильным экономическим стабилизатором, с помощью которого государство не только регулируют доходные статьи бюджетов, но и оказывает влияние на социальную политику, необходимо отметить, что его реформирование должно осуществляться поэтапно и с тщательной подготовкой.

Для более эффективного налогообложения следует более тщательно контролировать фонд оплаты труда как в целом по стране, так и по регионам и отраслям деятельности предприятий.  Так, величина средней заработной платы в организациях должна быть не ниже средней величины по отрасли, к которой организация относится. В случае обнаружения заниженных размеров  средних величин заработных плат следует предусмотреть право налоговых органов изменять размер налогооблагаемой базы исходя из средних показателей по стране  не ниже прожиточного минимума. Также необходимо рассматривать вопрос о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума по стране.

Также необходимо повышать заинтересованность наемных работников в официальном декларировании получаемых ими доходов, отказов от получения «серых» заработных плат.  Во многих странах при предоставлении кредитов в банках, получении налоговых вычетов на лечение, обучение или покупку жилья, требуется заполнение формы 2-НДФЛ, которая подтверждает реальные доходы. Практическая значимость данной меры состоит в том, что будет восстановлена социальная справедливость, так как граждане, получая официальный доход, платят с него налоги, будет увеличен объем налоговой базы за счет доходов, которые будут выведены из зоны «серых» в «белые», и в расширении возможностей реализации работниками своих потребительских возможностей.

Е. А. Камин в своем труде «Пути совершенствования НДФЛ в России» отмечает, что основным направлением совершенствования механизма взимания подоходного налога является разработка методики исчисления налога от доходов, полученных от сдачи в аренду недвижимости. Во многих европейских странах налоги от сдачи имущества поступают в бюджет муниципальных органов самоуправления, и этот налог местные власти могут тратить лишь на реализацию жилищных программ в своем регионе. Тем самым это позволяет не только пополнять бюджет, но и находить денежные средства, необходимые на реализацию социально значимых программ в области жилищной политики.

Этому направлению совершенствования НДФЛ в России Е. А. Камин предлагает уделить особое внимание. В настоящее время поступления в бюджет от сдачи имущества в аренду совсем незначительны. Это связано с тем, что в практической деятельности практически невозможно установить факт получения такого вида дохода.  Это связано с отсутствием документов, подтверждающих заключение сделки и получение дохода. Е. А. Камин предлагает разработать систему налоговых проверок физических лиц, сдающих свое имущество в аренду,  для чего необходимо создавать базу данных с ежеквартальным ее обновлением. При этом необходимо разработать методику стимулирования заинтересованности граждан в предоставлении необходимой информации по этим сделкам посредством выплаты материального вознаграждения.

 Вывод: Таким образом, для совершенствования подоходного налогообложения  в России необходимо пересматривать законодательные и нормативные условия в области применения налоговых вычетов, добиваясь доведения размера стандартных налоговых вычетов до размера прожиточного минимума. Введение прогрессивного налогообложения в России требует тщательной проработки и не является первостепенной мерой совершенствования механизмов НДФЛ в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Взимание налогов с населения является неотъемлемой частью функционирования экономики любой страны. Существование самого государство не возможно без какой-либо налоговой нагрузки на население. Однако ключевые функции данного налога не должны превалировать над принципами справедливости. Это означает, что одновременно с собственной выгодой для государства в лице Правительства должно оценивать и платежеспособность граждан.

Постоянный рост фискальной нагрузки на доходы граждан (в том числе занимающихся индивидуальным предпринимательством) не может быть оправдан ни какими видами государственных расходов, так как тем самым нарушается главный принцип построения налоговой системы - принцип равенства и вертикальной справедливости обложения.

В период продолжающегося мирового экономического кризиса, который не мог не затронуть экономику России, возникает необходимость комплексного совершенствования одного из ключевых налогов в бюджете нашей страны – НДФЛ и других подоходный налогов,  базой которых является доход предпринимателя. Руководство страны  понимает , что без государственной поддержки малого предпринимательства невозможно получение конкретных позитивных результатов выхода экономики России из стагнации. Отсутствие возможности у индивидуальных предпринимателей на равных конкурировать с другими субъектами рынка (например коммерческими организациями), по таким параметрам как доступ к кредитным ресурсам, приобретение высоко технологического оборудования, обучение и т.д. делает необходимым осуществление государственной поддержки развития частного предпринимательства.

Однако принятые и принимаемые законы часто на практике оказываются малофункциональны, так как зачастую заимствованы из налоговых систем зарубежных стран, плохо подходят  для условий России и не выполняются должным образом.

Необходимость глубокого изучения и анализа налогообложения доходов физических лиц возникает не только у работодателей – налоговых агентов, но и у работников, а также частных предпринимателей, так как налоговое законодательство предусматривает значительное количество льгот. Точное и своевременное исчисление и перечисление налога на доходы физических лиц позволяет не только пополнять бюджет государства, но и стимулирует рост предпринимательской деятельности.

Основными направлениями реформирования системы налогообложения  НДФЛ являются следующие: создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России; упрощение системы налогов; создание совершенной законодательной налоговой базы; совершенствование системы сбора  НДФЛ, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения; создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.  

В ходе написания работы был сделан главный вывод – чем проще и справедливее будет раскрыто законодательство  по НДФЛ, тем более высокой собираемостью будет обладать данный налог.

 

 

Библиографический список

 

1. Налоговый  кодекс РФ, часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 04.11.2014 г.) // СПС КонсультантПлюс

2. Федеральный  закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) // СПС КонсультантПлюс

3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) // СПС КонсультантПлюс

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 279-ФЗ (ред. от 29.12.2012 г.) // СПС КонсультантПлюс

5. Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611

6. Акимова Н. Р. НДФЛ. порядок предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов / Н.Р Акимова // Налоговая политика и практика. - 2011. - № 7 (103). - С. 69-72.

7. Апарышев И. В. Налог на доходы физических лиц / И.В. Апарышев // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 4 .- С. 33-42.

8. Асатрян С. Р. Изменения по налогу на доходы физических лиц в 2011 году / C. P. Асатрян // Финансовый вестник : финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2011. - № 5. - С. 42-48.

9. Асатрян С. Р. НДФЛ. изменения в законодательстве, проблемы, решения / C.Р. Асатрян // Администратор образования. - 2011. - № 12. - С. 80-88.

Информация о работе Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования