Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в определении основных принципов налогообложения физических лиц и раскрытии сущность налога на доходы физических лиц. Для достижения цели поставлены задачи:
- рассмотреть предпосылки развития налогообложения физических лиц в России;
- изучить элементы налога;
- ознакомиться с механизмом взимания и уплаты налога путем ознакомления с нормативно-правовой базой для НДФЛ;
- дать рекомендации по совершенствованию данного вида налога в стране.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………..3
Глава 1 Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц……………………………………………………………………………………4
1.1 Предпосылки развития подоходного налогообложения физических лиц в России…………….…………………………………………………………………4
1.2 Элементы налога. Ставки налога..……………………………………….7
Глава 2 Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования ……………………….……...……………………….............13
2.1 Механизм исчисления и уплаты НДФЛ .……………………................13
2.2 Налоговые вычеты и их характеристика …………………..…………...17
2.3 Пути совершенствования НДФЛ в России……………………..............24
Заключение……………………………………………………………………29
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

НДФЛ на проверку.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

        С.

Введение …………………………………………………………….………..3

Глава 1 Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц……………………………………………………………………………………4

1.1 Предпосылки развития подоходного налогообложения физических лиц в России…………….…………………………………………………………………4

1.2 Элементы налога. Ставки налога..……………………………………….7

Глава 2 Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования ……………………….……...……………………….............13

2.1 Механизм исчисления и уплаты НДФЛ .……………………................13

2.2 Налоговые вычеты и их характеристика …………………..…………...17

2.3 Пути совершенствования НДФЛ в России……………………..............24

Заключение……………………………………………………………………29

Библиографический список………………………………………………...31

 

 

Введение

Согласно классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) подоходный налог -  это вид налогового платежа, включающий подоходный налог с населения (индивидуальный подоходный налог) и  налог на прибыль корпораций (корпорационный налог или налог на прибыль юридического лица).

Налог на доходы физических лиц занимает одно из основных мест (четвертое по налоговым поступлениям в консолидированный бюджет) в налоговой системе Российской Федерации и непосредственно влияет как на формирование бюджетов страны.

Не смотря на то, что данный вид налога является одним из самых собираемых, он является и самым противоречивым. На протяжении многих лет принцип налогообложения доходов граждан менялся. Не прекращаются доводы о противоречии фиксированной ставки налога принципам справедливости. Плоская шкала для НДФЛ неоднократно подвергалась и подвергается критике. Принцип однократности взимания налога также не находит своего подтверждения когда речь заходит о дивидендах физического лица.

Тема курсовой работы на современном этапе развития экономики является особо актуальной, поскольку реформирование подоходного налогообложения является важнейшим направлением в сфере совершенствования налоговой системы Российской Федерации. От того, насколько правильно построена система взимания налога на доходы физических лиц, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Предметом анализа является порядок взимания и формирования налога на доходы физических лиц.

Цель курсовой работы заключается в определении основных принципов налогообложения физических лиц и раскрытии сущность налога на доходы физических лиц. Для достижения цели поставлены задачи:

- рассмотреть  предпосылки развития налогообложения  физических лиц в России;

- изучить  элементы налога;

- ознакомиться  с механизмом взимания и уплаты  налога путем ознакомления с нормативно-правовой базой для НДФЛ;

- дать  рекомендации по совершенствованию  данного вида налога в стране.

При написании работы использованы труды зарубежных и отечественных ученых, специалистов в области теории и практики налогообложения физических лиц, социальной политики государства, законодательные и нормативно-правовые акты по налогообложению, материалы периодических изданий, научных конференций. Изучению и разработке социально-экономических аспектов налогообложения доходов физических лиц посвящены работы ведущих российских экономистов и социологов: Панков В.Г., Воронцова Н.С., Игнатов А.В., Грузин П.П., Арутюнова О.Л., Шереметьева Э.Л., Ильин А.В., Лермонтов Ю.Л., Черник Д.Г., Брызгании Л.В., Тимофеева О.Ф., Некипелов Н.А., Перов А.В., Сокол М.П., Терентьева С.Н., Клочкова И.В., Левадная Т.Н. Владимирова М.П., Черника, Т.Ф и т.д.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования фискальных элементов налога на доходы физических лиц способствуют расширению его теоретической базы, необходимой для обеспечения эффективного функционирования налога на доходы физических лиц в РФ. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что отдельные результаты работы могут быть использованы для целей реформирования действующей системы налогообложения доходов физических лиц и адресованы органам законодательной власти при разработке норм налогового законодательства.  
Глава 1 Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц

 

1.1 Предпосылки развития подоходного налогообложения физических лиц в России

 

Предпосылкой для создания современного налога на доходы физических лиц было издание Закона РСФСР от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге». Переход к исчислению подоходного налога для всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода - основная отличительная черта этого Закона. В отношении всех видов доходов документом были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.

Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала (Приложение 1).  1

Частое изменение шкалы ставок первоначально происходило по причине инфляции, которая росла в первые годы экономической реформы. Стремительная девальвация рубля заставляла также пересматривать суммы дохода, с которых налог удерживается по соответствующим ставкам.

Следует отметить, что при невысокой роли подоходного налога в общих доходах всей бюджетной системы России, его поступления составляют пятую часть налоговых доходов территориальных бюджетов – бюджетов муниципальных образований и регионов России. Соответственно, у местных властей возникло разумное опасение, что снижение предельной ставки подоходного налога повлечет за собой сокращение пополнения их бюджетов. В силу отсутствия реальных административных механизмов по борьбе с уклонением от уплаты налогов и высокой для  России номинальной ставкой объем уклонения от уплаты подоходного  налога достиг таких масштабов, что привел, в результате, к пониманию необходимости снижения ставки подоходного налога, как важного условия легализации «теневых» доходов бизнеса.

Так же важным является решение о включении в облагаемые доходы денежного довольствия военнослужащих, за исключением проходящих военную службу «срочников». Это увеличило налогооблагаемую базу и фактически явилось своего рода трансфертом доходов из федерального бюджета в бюджеты регионов, в которых дислоцируются воинские подразделения.

Невысокая роль в налоговой системе подоходного налога заключалась не только в низких значениях доли этого налога в общих налоговых поступлениях, но и в слабой перераспределительной функции, вытекавшей из использования различных механизмов уклонения в основном высокодоходными налогоплательщиками. В этой ситуации возможность увеличения поступлений налога за счет увеличения предельной ставки налога была ограничена, так как при слабом налоговом контроле эта мера могла привести к увеличению стимулов к уклонению от налога. В таких условиях сокращение предельной ставки налога и гармонизация совокупной ставки обложения прибыли предприятий и заработной платы, наряду с усилением администрирования, должны были спровоцировать сокращение сокрытия доходов от налогообложения.2

Наряду со снижением ставки, реформа была нацелена на сокращение количества льгот и на переход на шедулярную систему налогообложения Существенным шагом к упрощению расчета налога стал переход на шедулярную систему, которая основана на принципе обложения всех доходов у источника получения. Проведенный экономистами анализ предпосылок, положений и итогов реформы налога на доходы физических лиц в России позволяет сформулировать основные факторы воздействия реформы на тенденцию поступления налога в бюджет, усиление налогового администрирования и влияния на социальные тенденции в обществе. С целью построения теоретических гипотез о воздействии проведенной реформы экономистами использовались модели уклонения от налогообложения типа модели Аллингема–Сандмо.

 К  числу наиболее существенных  выводов, вытекающих из проведенного  анализа предреформенной ситуации, можно отнести следующие:

Малая роль подходного налога в России обуславливалась 3-мя главными факторами:  низким уровнем дохода населения, в первую очередь, заработной платы как основной составляющей базы налога; высокой сложностью налогового законодательства в результате многочисленных изменений и дополнений;  слабостью администрирования налога и, как следствие, высоким уровнем уклонения от него.3

Вывод: Задача увеличения налоговых поступлений, после реформирования законодательства, регулирующего подоходный налог, частично были реализованы. Так поступление данного вида налога выросло  в  2001 году более чем на 45 % по сравнению с 2000 годом. В 2002 году поступления возросли ещё примерно на 40 %. Однако значительная часть увеличения поступлений была вызвана не изменением в системе, а рядом объективных причин, таких как рост экономики России, увеличение номинального доход в вследствие инфляционных процессов, и частично, сокращением масштабов уклонения от уплаты подоходного налога вследствие снижения ставки налога. Реформа 2001 года частично справилась с поставленной задачей, но за 13 лет неизменного существования система подоходного налогообложения она все более подвергается критике специалистов, как нуждающаяся в глубоких преобразованиях область налогового права.

 

1.2 Элементы налога. Ставки налога

 

С введением в действие с 1 января 2001 года положенной главы 23 «Налог на доходы физических лиц» часть II НК РФ в отношении доходов, полученных физическими лицами по правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 года и вводится уплата налога на доходы физических лиц.

НДФЛ как и всякий налог содержит ряд элементов.4

Рассмотрим элементы НДФЛ на рисунке:

«Рис.»1

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

- от  источников в Российской Федерации  и от источников за пределами  Российской Федерации - для физических  лиц, являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

- дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

- страховые выплаты при наступлении страхового случая;

- доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;

- доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

- доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе;

- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации;

- пенсии, пособия, стипендии или аналогичные выплаты;

- доходы, полученные от использования любых транспортных средств, в связи с перевозками;

- доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

- иные  доходы, получаемые налогоплательщиком  в результате осуществления им  деятельности в Российской Федерации.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

- государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

- пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.5

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Информация о работе Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования