Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в определении основных принципов налогообложения физических лиц и раскрытии сущность налога на доходы физических лиц. Для достижения цели поставлены задачи:
- рассмотреть предпосылки развития налогообложения физических лиц в России;
- изучить элементы налога;
- ознакомиться с механизмом взимания и уплаты налога путем ознакомления с нормативно-правовой базой для НДФЛ;
- дать рекомендации по совершенствованию данного вида налога в стране.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………..3
Глава 1 Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц……………………………………………………………………………………4
1.1 Предпосылки развития подоходного налогообложения физических лиц в России…………….…………………………………………………………………4
1.2 Элементы налога. Ставки налога..……………………………………….7
Глава 2 Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования ……………………….……...……………………….............13
2.1 Механизм исчисления и уплаты НДФЛ .……………………................13
2.2 Налоговые вычеты и их характеристика …………………..…………...17
2.3 Пути совершенствования НДФЛ в России……………………..............24
Заключение……………………………………………………………………29
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

НДФЛ на проверку.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

2) 500 рублей за каждый месяц налогового  периода. Данный налоговый вычет распространяется на отдельные категории налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 218 НК РФ.

3) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей - на первого ребенка и второго ребенка; 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка; 3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет е применяется.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

В случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей.

Социальные налоговые вычеты определены в статье 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты применяются в отношении

1) сумм доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований благотворительным организациям; социально ориентированным некоммерческим организациям; некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта, образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности; некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала.12

Указанный социальный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

2) в  сумме, уплаченной налогоплательщиком  в налоговом периоде за свое  обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

3) в  сумме, уплаченной налогоплательщиком  в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Общая сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 000 рублей.

4) в  сумме уплаченных налогоплательщиком  в налоговом периоде пенсионных  взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и в пользу членов семьи и близких родственников, детей-инвалидов,  - в размере фактически произведенных расходов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и добровольному пенсионному страхованию.13

Социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, регулируемых статьей 220 НК РФ:

1) имущественный  налоговый вычет при продаже  имущества, а также доли в нем, доли в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве;

2) имущественный  налоговый вычет в размере  выкупной стоимости земельного  участка и расположенного на  нем иного объекта недвижимого имущества;

3) имущественный  налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилых домов, квартир, комнат или доли в них, приобретение земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства;

4) имущественный  налоговый вычет в сумме фактически  произведенных налогоплательщиком  расходов на погашение процентов по целевым займам, фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, приобретение земельных участков или доли в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, приобретение земельных участков или доли в них.

Имущественный налоговый вычет предоставляется с учетом следующих особенностей:

- имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков или доли в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 1 000 000 рублей, а также в размере доходов, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей;

- вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

- имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ одного или нескольких объектов имущества не превышающем 2 000 000 рублей.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Право на получение налогоплательщиком имущественных налоговых вычетов у налоговых агентов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на получение имущественных налоговых вычетов.

При исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов (статья 221 НК РФ) имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Налогоплательщики – нотариусы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного налогоплательщиками, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьями главы "Налог на имущество физических лиц", непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности;

2) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);

3) налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения  или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование  произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту.

При отсутствии налогового агента профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, указанным в настоящей статье, при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода.

Если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у всех налоговых агентов, оказалась меньше суммы имущественных налоговых вычетов, налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 220 НК РФ. Если в налоговом периоде имущественные налоговые вычеты не могут быть использованы полностью, их остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного их использования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Повторное предоставление налоговых вычетов не допускается.

Размер налоговых вычетов, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах (в течение 10 лет считая с налогового периода, за который производится определение налоговой базы).

Вывод: В данном разделе были рассмотрены виды налоговых вычетов, которые можно  получить предоставив соответствующие документы.

 

2.3 Пути совершенствования НДФЛ в России

 

В настоящее время налог на доходы физических лиц играет огромную роль как в формировании не только доходных статей бюджетов, но и играет решающую роль в социальной политики. Налог на доходы физических лиц в бюджетах региональных и местных может составлять до 30% от всех источников поступлений, поэтому реформирование подоходного налогообложения в стране является важным вопросом.

Целью НДФЛ является не только пополнение бюджетов разных уровней, но и на реализацию основных направлений социальной политики. Подоходное налогообложение касается всех работающих граждан, лиц, официально сдающих имущество в аренду, то есть взимается практически с 60% населения страны. При этом многие экономисты отмечают, что современное подоходное налогообложение в России имеет ряд проблем, устранить которые возможно, учитывая как мировой опыт, так и  особенности экономической системы России.

С 1 января 2001 г. после реформирования в налоговом законодательстве в России была введена единая для всех ставка подоходного налога в размере 13%, что в настоящее время как раз считают основной проблемой НДФЛ.

Применяемую в стране единого размера подоходного налога для всех считают главной проблемой НДФЛ, так как это приводит к серьезному разрыву доходов самых бедных слоев населения с доходами самых обеспеченных слоев населения. Поэтому многие исследователи настаивают на отмене дальнейшего применения единой плоской ставки налога и необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения.

Информация о работе Анализ практики взимания НДФЛ и пути его совершенствования