Анализ налоговых платежей организации и пути их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретические аспекты налоговых платежей организации 7
Налоговая система: сущность, функции, принципы построения 7
Особенности налоговых платежей организации 11
Проблемы налоговых платежей организации 17
2. Анализ налоговых платежей организации (на примере ОАО «Транспневматика») 24
2.1 Анализ федеральных налогов и сборов, уплачиваемых
предприятием 24
2.2 Динамика и анализ региональных и местных налогов 29
2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 33
3. Основные направления совершенствования налоговых платежей организации 38
3.1 Налоговые реформы и перспективы развития налоговых платежей предприятия 38
3.2 Развитие налогового планирования на ОАО «Транспневматика» 43
3.3 Возможности использования зарубежного опыта налоговых платежей организации в отечественной практике 47
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по налогам и налогообложению.docx

— 83.97 Кб (Скачать файл)

Изучив  теоретические данные по налоговой  системе можно сделать вывод, что налог – это сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Он выполняет четыре функции: регулирующая, стимулирующая, распределительная или перераспределительная, фискальная.

 

    1. Особенности налоговых платежей организации

 

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются  в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные  пять налогов создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие  доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических  лиц. В основном это соответствует  мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом  на имущество юридических лиц  и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется  и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой  налог на нужды учреждений народного  образования. Именно он дает необходимые  средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных  налогов крупные поступления  обеспечивают: налог на имущество  физических лиц, земельный налог, налог  на рекламу, налог на содержание жилищного  фонда и социально-культурной сферы  и далее — большая группа прочих местных налогов.

Предприятия являются плательщиками практически  всех налогов, которые должны уплачивать юридические лица.

Источники налогов, как и налоговые ставки, определяются Налоговым кодексом Российской Федерации, законами и постановлениями  Правительства [44, c.91].

Налоги  по источникам их изъятия могут относиться:

- на себестоимость товаров и услуг;

- на увеличение выручки от реализации;

- на финансовые результаты деятельности предприятий;

- на прибыль предприятий.

Налоговыми  платежами, относимыми на себестоимость  продукции (товаров, услуг) считается  большая группа налоговых платежей, включая плату за природные ресурсы, транспортный налог, импортные таможенные пошлины, если они не связаны с  покупкой оборудования [44, c.108–118]. Система платежей за природные ресурсы в бюджет и внебюджетные фонды включает платежи рентного характера: плату за пользование водными объектами, платежи за право пользования недрами, земельный налог, лесной налог и другие налоги:

- Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов. В качестве налогоплательщиков выступают юридические лица - природопользователи, осуществляющие следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов. Объектом налогообложения является объем загрязняющих веществ в натуральном выражении: выброшенных в атмосферу от стационарных и передвижных источников; сброшенных в поверхностные и подземные водные объекты; размещенных в виде отходов. Налоговая ставка устанавливается на основе базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

- Земельный налог. Данный налог уплачивают организации, которым предоставлена земля в собственность, владение или пользование на территории России. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка и утвержденных ставок. Объектом обложения являются: земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим лицам в собственность, владение или пользование. Плата налога установлена дифференцированно за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использование, причем ставка земельного налога устанавливается органами власти субъектов РФ.

- Транспортный налог. Налогоплательщиками транспортного налога признаются юридические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, такие как автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства или единицу транспортного средства .

- Платежи за право пользования недрами. Данные платежи уплачивают юридические лица, пользователи недр, осуществляющие поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. Объектом налогообложения являются: договорная (сметная) стоимость работ по поиску, оценке, разведке месторождений полезных ископаемых; стоимость добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах, исчисленная по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость.

Лимиты  ставок установлены Положением о  порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна: от 3,8 % - калийным солям до 16,5 % - по углеводородному сырью.

- социальные взносы. Налогоплательщиками социальных взносов признаются организации, производящие выплаты физическим лицам.

Объектом налогообложения для  организаций являются выплаты и  иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками  в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом  которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским  договорам.

К налогам, взимаемым с выручки от реализации продукции (работ, услуг), относятся  налог на добавленную стоимость, акцизы, единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности, таможенные пошлины [44, c.93–108]. Охарактеризуем их подробнее:

- Налог на добавленную стоимость (НДС). Налогоплательщиками НДС признаются организации, имеющие выручку от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС в течение календарного периода (1 месяца) в размере 1 млн. руб. и более; юридические лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Объектами обложения НДС являются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; 2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Существуют три основные ставки НДС: по ставке 0 % облагаются экспортированные товары и ряд работ и услуг, связанных непосредственно с  транспортировкой товаров через  таможенную границу; по ставке 18 % облагаются остальные товары, работы, услуги. Кроме  того, используют расчетные ставки: 9,09 % (по ставке 10 %) и 15,25 % (по ставке 18 %), которые применяются при уплате НДС со стоимости реализованных  товаров, работ и услуг, включающей в себя НДС.

– Таможенные пошлины. Пошлины уплачивают юридические  лица, осуществляющие ввоз товаров  на таможенную территорию РФ и вывоз  товаров с этой территории. Объектом обложения являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Налоговые ставки таможенных пошлин делятся на: адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; твердые (специфические), установленные в денежной сумме с единицы измерения облагаемых товаров; смешанные, сочетающие как адвалорные, так и специфические.

В состав группы налогов, относимых на финансовые результаты деятельности предприятия, входят налог на рекламу и налог  на имущество организаций [44, c.118–125].

– Налог  на имущество организаций. Налогоплательщиками  налога на имущество организаций  признаются российские организации; иностранные  организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства  и (или) имеющие в собственности  имущество на территории РФ. Объектами налогообложения являются движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств – для российских организаций..

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов РФ и не могут  превышать 2,2 %. Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости  от категорий налогоплательщиков и  имущества, признаваемого объектом налогообложения.

К налогам, уплачиваемым из чистой прибыли  предприятий, относятся налог на прибыль организаций, местные налоги, вносимые за счет чистой прибыли, а  также платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых и за превышение предельно допустимых норм загрязнения  окружающей среды и другие налоговые  платежи [44, c.125–129]:

– Налог на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, т.е. полученные доходы, уменьшенные на величину производственных расходов. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 %, при этом сумма налога по ставке в размере 2 % зачисляется в федеральный бюджет; в размере 18 % зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Исходя из рассмотренных особенностей налогообложения делаем вывод, что  организация выплачивает рад  налогов: транспортный налог по ставкам, зависящим от вида транспорта, социальные взносы по ставке 30%, налог на добавленную  стоимость по ставке 0% и 18%, налог  на имущество организаций по ставке не выше 2,2%, налог на прибыль организаций  по ставке 20%.

 

    1. Проблемы налоговых платежей организации

 

Процесс формирования налоговой стратегии  предприятия рекомендуется осуществлять по следующим этапам:

  • Определение общего периода формирования налоговой стратегии.

Главным условием его определения  является продолжительность периода  для формирования общей стратегии  развития предприятия, так как налоговая  стратегия носит по отношению  к ней подчиненный характер, она  не может выходить за пределы этого  периода (более короткий период формирования налоговой стратегии допустим).

Важным условием определения периода  формирования стратегии предприятия  в области налогообложения является предсказуемость развития экономии вцелом, налоговой политики государства, конъюнктуры тех сегментов финансовых рынков, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность предприятия,- в условиях нынешнего нестабильного развития экономии страны этот период не должен быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками трех лет.

Условиями определения периода  формирования налоговой стратегии  предприятия являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

  • Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства.

Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий деятельности предприятия с учетом современного состояния налогового поля и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, исходя из того, что стратегия в области налогообложения является частью финансовой стратегии предприятия, на этом этапе разработки налоговой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы, ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей деятельностью предприятия в процессе налогового планирования.

  • Формирование стратегических целей деятельности предприятия в области налогового планирования.

Главной целью такой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация рентабельности производства за счет снижения налоговых расходов. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего развития предприятия.

Система налоговых стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование  собственного капитала; оптимизацию  налогового портфеля; приемлемость уровня налоговых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.

\Систему стратегических целей  в области налогового планирования  следует формулировать четко  и кратко, отражая каждую из  целей в конкретных показателях  – целевых стратегических нормативов. В качестве таких целевых стратегических  нормативов по отдельным аспектам  налогового планирования предприятия  могут быть установлены: минимальная  доля налоговых отчислений в  добавленной стоимости, производимой  предприятием; среднегодовой темп  снижения доли налоговых отчислений; процентное распределение переменных  и постоянных налоговых издержек  предприятия при применении маржинального  подхода определения прибыли;  к переменным налоговым издержкам относятся все косвенные налоги и часть прямых налогов (в частности налог на прибыль), к постоянным издержкам относятся все рентные налоги (земельный налог, налог на имущество и т.п.), единый налог на вмененный доход, социальный налог, взимаемые с работников, имеющих повременную оплату труда, и ряд других налогов; минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий текущую налоговую платежеспособность предприятия; предельный уровень налоговых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ налоговых платежей организации и пути их оптимизации