Анализ налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение действующей системы исчисления налога на доходы физических лиц, проведение анализа и выявление ее недостатков и рассмотрение возможных путей оптимизации.
Для осуществления этих целей были поставлены следующие задачи:
- определить экономическую сущность НДФЛ;
- рассмотреть существующий порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение налоговых вычетов;
- проанализировать существующую систему расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

Возврат налога при изменении  статуса работника. Если же излишнее удержание налога произошло из-за того, что в начале года работник имел статус нерезидента (ставка налога 30%), а затем стал резидентом (ставка 13%), следует применять другое правило. Оно закреплено в новом подпункте 1.1. статьи 231 НК РФ. В нем сказано, что возврат НДФЛ в связи с пересчетом налога, вызванного приобретением статуса резидента, производится налоговым органом, в котором физическое лицо поставлено на учет по месту жительства (месту пребывания). В этом случае по окончании налогового периода подается налоговая декларация, а также документы, подтверждающие приобретение статуса резидента.

Из данной нормы напрашивается  вывод, о том, что со следующего года компании не будут самостоятельно возвращать иностранным работникам излишне удержанный НДФЛ. Однако ФНС России пояснило, что это не так.

По их словам, пункт 1.1 статьи 231 НК РФ применяется самим  налогоплательщиком (перерасчет делает именно он) в случае, когда возврат излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ конкретным налоговым агентом невозможен по объективным причинам. Например, иностранный работник уволился из организации еще в тот момент, когда был нерезидентом, либо компания, в которой работал нерезидент, ликвидирована. Кроме того, инспекция должна вернуть НДФЛ иностранцу, который работал у нескольких российских налоговых агентов в течение календарного года более 183 дней по совокупности. При этом, работнику не придется подтверждать в инспекции по месту жительства обстоятельства, по которым возврат налога у налогового агента не возможен.

Излишне удержанный НДФЛ в связи с приобретением работником статуса налогового резидента возвращается налоговой инспекцией при подаче физическим лицом декларации по итогам года (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Во всех остальных случаях возврат налога осуществляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 231 НК.

В заключение отметим, что  некоторые изменения, внесенные  законом № 229-ФЗ в главу 23 НК РФ, формально  начали действовать со 2 сентября 2010 года, но фактически могут применяться  лишь с 2011 года. Назовем наиболее важные изменения, актуальные для физических лиц:

- чтобы получить стандартные  вычеты в налоговой инспекции  помимо документов, подтверждающих  право на вычет, надо подать  налоговую декларацию (п. 4 ст. 218 НК РФ);

- физические лица, с  дохода которых налоговый агент не удержал НДФЛ, должны уплатить налог в общем порядке, то есть не позднее 15 июля следующего года (п. 5 ст. 228 НК РФ утратил силу);

- физические лица, которые  перестали получать выплаты, указанные  в статье 228 НК РФ (например, от  продажи имущества или от сдачи имущества в аренду) должны подавать декларации в общем порядке, то есть до 30 апреля следующего года (изменения внесены в п. 3 ст. 229 НК РФ).

Глава 23 Налогового Кодекса  стала более строгой для налоговых  агентов (организаций, индивидуальных предпринимателей), которые выплачивают данный налог за своих работников. Все новшества начинают действовать с начала 2011 года.

Теперь налоговые агенты обязаны вести учет налоговых  вычетов, вести учет налога на доходы физических лиц, отражая все операции по налогу. Тогда как раньше нужно было только лишь вести учет доходов, полученных от работников. В случае грубого нарушения этого нововведения, налоговый агент попадает под штраф по статье 120. Итак, чтобы избежать штрафа, организациям необходимо будет разрабатывать для подобного учета особые регистры, а также способ отражения данных в регистрах.

Регистры должны содержать (это обязательно!) следующие пункты: идентификаторы налогоплательщика, его  статус, вид полученных им доходов  и вид вычетов, суммы доходов, даты полученных доходов, дату удержания налога и дату перечисления налога, реквизиты платежного документа, по которому было произведено перечисление налога в бюджет.

Поменялся также порядок  возврата работникам сумм излишне удержанных налогов. Теперь налоговый агент обязан в течение 10 дней от даты обнаружения таких сумм сообщить об этом «пострадавшему». А вернуть сумму необходимо в срок до трех месяцев путем перечисления на счет налогоплательщика. Сумма возвращается в счет предстоящих платежей по этому налогу или другим налогам данного гражданина. Если налоговый агент не уложится в трехмесячный срок, то он должен будет заплатить процент в размере ставки рефинансирования за каждый день просрочки в пользу физического лица. Возможна ситуация, когда у налогового агента не будет средств на возврат излишне взысканного НДФЛ – в этом случае он в срок до 10 дней направляет заявление в налоговую службу о возврате лишней суммы. Вернуть налог следует в течение трех месяцев со дня получения заявления физического лица. Возврат возможен за счет предстоящих платежей, как по самому налогоплательщику, так и по иным работникам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ.

Инспекция же возвращает налоговому агенту излишне уплаченный НДФЛ в общем порядке. Возвращаемая сумма налога перечисляется на указанный в заявлении счет налогоплательщика. При этом вместе с заявлением на возврат налоговый агент должен представить в инспекцию выписку из регистра налогового учета, который ведется по новому порядку. Кроме того, теперь закреплена возможность возврата физическому лицу излишне удержанного налога до того, как данная сумма будет возвращена агенту из бюджета. Налоговый агент может возвратить налог за счет собственных средств.

Все это относится  и к налоговым вычетам, ведь ситуация, когда плательщик налогов предоставил заявление о вычете позже, чем налоговый агент перечислил налог, вполне вероятна.

Федеральная налоговая  служба своим приказом № ММВ-7-8/666@ от 30.11.2010 г. утвердила новый порядок  рассмотрения инспекциями заявлений о предоставлении отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) по уплате налогов.  Порядок рассмотрения заявления, полученного от  налогоплательщика, прописан более подробно. Общий срок, в течение которого налоговики должны принять решение составляет не более 30 рабочих дней. Кроме того, теперь изменить срок уплаты налога могут не только организации и предприниматели, но и физические лица, самостоятельно уплачивающие НДФЛ в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был рассмотрен мировой опыт налогообложения доходов физических лиц, проанализированы положения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, определено место этого налога в бюджетной системе Российской Федерации, охарактеризован порядок налогового контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления данного налога в бюджет.

На основании  проведенного исследования, можно прийти к выводам.

Налог на доходы физических лиц с граждан (подоходный налог) – наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.

Широкое распространение  этого налога во многих странах мировой  системы, вызвано тем, что он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального.

В Российской Федерации  налог на доходы физических лиц занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.

Налог на доходы физических лиц является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Плательщиками данного налога выступают, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. Объектом налогообложения у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в РФ.

Необходимо отметить, что налогообложение в Российской Федерации в целом и Кабардино – Балкарской республики в частности, сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей.

Во-первых, отсутствие стабильности в проведении экономической и  финансовой политики.

Во-вторых, несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов.

В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения.

В–четвертых, массовое уклонение от налогообложения.

Что касается непосредственно рассматриваемого налога, то из-за несовершенства налоговой системы в целом, он также далек от совершенства. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания.

Однако есть и положительные  моменты: налоговой реформой, проводимой в стране, взят курс на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширена система льгот в подоходном налогообложении, введены социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

Объектом исследования данной дипломной работы является ИФНС №1 по г.Нальчику, предметом - контрольная деятельность инспекции по налогу на доходы физических лиц.

Главными задачами контроля над соблюдением налогового законодательства является проверка соблюдения требований по ведению налогового учета доходов физических лиц; полноты и своевременности представления сведений о доходах и об удержанных суммах налога; достоверности отчетов об итоговых суммах доходов и удержанного налога на доходы физических лиц; правильности определения совокупного годового дохода физических лиц; удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.

Деятельность инспекции  по налогу на доходы физических лиц, была показана на примере проведения камеральной и выездной налоговой проверки в ООО "Сигма".

Предприятие ООО «Сигма»  обязано в соответствии со ст. 23 НК РФ (часть 1) производить удержания  и своевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц с физических лиц в бюджет.

В результате проведения выездной налоговой проверки по вопросу  правильности удержания, полноты перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц  был выявлен ряд нарушений (представлены в таблице 5), которые привели к недобору налога на доходы физических лиц в сумме 5839,12 руб., не перечислению удержанного налога в сумме 20694,47 руб.

 За совершение налоговых  правонарушений ООО «Сигма» привлечено  к налоговой ответственности  в виде штрафа в размере  6806,72 руб., также начислено пени в сумме 5040,51 руб.

Таким образом, организации обязаны:

1). правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2). в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3). вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4). представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Рассмотренный вопрос контроля за правильностью удержания, полнотой и своевременностью перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц с физических лиц не может быть изолирован от других проблем налогообложения.

Учитывая выше сказанное, основными направлениями в реформировании существующей ныне системы налогообложения налогом на доходы физических лиц являются:

1). построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;

2). создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;

3). упрощение системы налогов;

4). создание совершенной законодательной налоговой базы;

5). совершенствование системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;

6). создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения;

7). повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовые  акты

1. Федеральный закон  «О внесении изменений в часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 19.07.2009 № 204-ФЗ.

2. Федеральный закон  «О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового  кодекса Российской Федерации»  от 19.07.2009 № 201-ФЗ.

Информация о работе Анализ налога на доходы физических лиц