Анализ налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение действующей системы исчисления налога на доходы физических лиц, проведение анализа и выявление ее недостатков и рассмотрение возможных путей оптимизации.
Для осуществления этих целей были поставлены следующие задачи:
- определить экономическую сущность НДФЛ;
- рассмотреть существующий порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение налоговых вычетов;
- проанализировать существующую систему расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

- сверены  имеющиеся в налоговом органе  данные о поступивших в бюджет суммах налога с имеющимися в делах бухгалтерии предприятия экземплярами копий платежных поручений на перечисление налога с отметкой банка о принятии этих поручений к исполнению, а также с данными бухгалтерского учета о перечисленных в бюджет суммах налога.

Результаты проверки оформлены соответствующим актом (два экземпляра). Акт проверки содержит все реквизиты, касающиеся проверяемого предприятия, сроки и результаты проверки.

Руководитель  налогового органа на основании акта проверки принял решение: устранить нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в результате проверки; на основании ст. 21 Закона РФ, ст. 226 НК РФ произвести перерасчет удержаний налога с доходов физических лиц, приведя их совокупный доход в соответствие с данными налогового органа; удержать недобор налога с доходов физических лиц с соблюдением гарантий, установленных законодательством; в пятидневный срок произвести перечисление в бюджет; внести исправления в бухгалтерский учет.

Анализируя  результаты выездной налоговой проверки по вопросу правильности удержания, полноты перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц можно сделать следующие выводы:

  1. Исчисление налога на доходы физических производится в соответствии с требованиями п. 3 ст. 226 НК РФ, т. е. нарастающим итогом с начала года.
  2. Исключение из совокупного дохода выплат, не подлежащих налогообложению, уменьшение совокупного дохода, на установленный законом размер стандартного налогового вычета производится с нарушением ст. 3 вышеуказанного Закона РФ, в результате чего допущен недобор налога в сумме 468 руб.
  3. Сведения о доходах, полученных гражданами не по месту основной работы, подавались в МР ИФНС России №6 по КБР  не в полном объеме. Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в сумме 1500 рублей.
  4. В результате сверки в соответствии с Приказом МНС РФ от 30.10.2010 г № БГ-3-04/458 «Об утверждении форм отчетности» итогов удержания налога на доходы физических лиц по данным налоговых карточек с данными по главной книге расхождений не установлено.
  5. Включение в совокупный доход граждан сумм материальной помощи и стоимости подарков производится с нарушением требований п. 28 ст. 217 НК РФ, в результате чего допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме 572 руб.
  6. Предприятием нарушен пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, то есть в совокупный доход физических лиц не включена плата за родителей на обучение детей в учебных заведениях. В результате этого допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме 1326 руб.
  7. Возмещение расходов по командировке без оправдательных документов гражданину СНГ (нерезиденту РФ) производится с нарушением требований п.1ст.210 НК РФ, п.3 ст.224 НК РФ в результате допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме 2875 рублей.

Таким образом, в результате проверки выявлены следующие нарушения:

- сумма  не удержанного (недобор) налога  на доходы физических лиц –5839,12руб.

- задолженность  бюджету по удержанному налогу  –20694,47 руб.

- пени  за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет – 2628,28 руб., пени на доначисленный налог – 2412,13 руб.

За  совершение налоговых правонарушений ООО «Сигма» привлекается к налоговой  ответственности в виде штрафа:

-от суммы доначисленного налога на доходы физических лиц в размере 20 % в сумме 1167,82 руб.;

-от задолженности в бюджет в размере 20 % в сумме 4138,90 руб.;

-за непредставление сведений в сумме 500 руб.

Итого по акту проверки –6806,72руб.

  ООО «Сигма» необходимо устранить  нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в результате проверки, в частности:

-на основании ст.226 НК РФ произвести перерасчет удержаний налога на доходы физических лиц с доходов физических лиц, приведя их налоговую базу в соответствие с данными налогового органа.

-суммы недобора удержать с физических лиц и вместе с задолженностью перечислить в бюджет, а суммы пени и штрафов перечислить в бюджет за счет средств предприятия.

-сведения о суммах выплаченных доходов на 10 человек представить в налоговый орган.

Результаты  выездной проверки сведены в  таблицу 5.

Таблица 5

Итоги выездной налоговой проверки правильности исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджет на примере ООО «Сигма»

Направление проверки

Сумма доначисленного налога, руб.

Сумма штрафа, руб.

Сумма пени, руб.

1. Стандартные  налоговые вычеты

468

-

-

2. Материальная  помощь

598,12

-

-

3. Подарки

572

-

-

4. Доходы нерезидента

2875

-

-

5. Оплата за  обучение предприятием

1326

-

-

6. Штраф за  непредставление сведений

-

1500

-

7. Штраф за  неперечисление сумм налога

-

1167,82

2412,13

8. Штраф за  неперечисление удержанного налога

-

4138,90

2628,28

Итого

5839,12

6806,72

5040,41


Источник: материалы  выездной проверки ИФНС №1 по г.Нальчику.

Из таблицы  видно, что в результате проведения выездной налоговой проверки по вопросу правильности удержания, полноты перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц выявлено ряд нарушений, которые привели к недобору налога на доходы физических лиц в сумме 5839,12 руб., не перечислению удержанного налога в сумме 20694,47 руб.

 За совершение  налоговых правонарушений ООО  «Сигма» привлечено к налоговой  ответственности в виде штрафа  в размере 6806,72руб., также начислено пени в сумме 5040,41 руб. ИФНС №1 по г.Нальчику  проведена результативная проверка. Бюджет дополнительно получил денежные средства для финансирования целевых программ.

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1. Пути оптимизация механизма исчисления и уплаты

налога на доходы физических лиц

Налоговая оптимизация  – это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставляемых законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Оптимизация налоговых платежей – это законный способ решения хозяйственных задач.

На сегодняшний день имеются различные способы наиболее распространенных схем оптимизации налога на доходы физических лиц. Различные варианты предусматривают свои подходы к подобному налоговому планированию и разную степень минимизации налогового бремени. Схемы оптимизации позволяют экономить налоги с разной эффективностью, вплоть до полной экономии с отнесением выплат на затраты и отсутствием дополнительных расходов.

Схемы минимизации налога на доходы физических лиц условно можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся  схемы незаконного уклонения  от уплаты НДФЛ, их применение в настоящее  время недопустимо («зарплатные  страховые схемы», «инвалидная схема» - перевод работников в общественную организацию инвалидов, схемы с иностранной компанией, схема с ученическими договорами и т.д.).

Например, схема выдачи компенсации за задержку заработной платы.

Данная схема основана на том, что с сумм компенсации, начисляемых  за задержку выплаты заработной платы, НДФЛ не взимается (Письмо МНС России от 27.12.2002г. № 04-1-06/1383-АТ533). Размер такой компенсации должен быть определен в коллективном договоре фирмы и ее сотрудников. При этом она может даже превышать размер, предусматриваемый в ст. 236 Трудового Кодекса Российской Федерации.

При применении данной схемы  вовремя выплачивается только часть  заработной платы. Позднее, например, через месяц, работнику выдается как невыплаченная заработная плата, так и компенсация, не облагаемая НДФЛ.

НДФЛ это универсальный  налог, его платят практически все  организации независимо от системы налогообложения. Если удержания из выплат сотрудникам складываются в большую величину, то стоит оптимизировать налог с доходов. Организации это может сулить не только признательность сотрудников, но и экономию на заработной плате

Выдавая и компенсацию, и заработную плату, организация  фактически увеличивает доход сотрудника. Поэтому для сохранения его на прежнем уровне, необходимо снизить  размер заработной платы по трудовому договору. Величина экономии зависит от суммы компенсации, поэтому перед использованием схемы необходимо подсчитать, какую часть заработной платы платить официально по договору, а какую – в виде компенсации. Соотношение между этими выплатами организация может устанавливать по своему усмотрению.

Применение налогоплательщиками  схем такого рода на сегодняшний день категорически неприемлемо. И это  вполне объяснимо, поскольку именно им налоговые органы уделяют пристальное внимание при проведении налоговых проверок. Так, например, большинство из подобного рода схем тщательным образом разбирались на прошедшем в марте 2005 г. всероссийском семинаре-совещании налоговых органов по вопросам администрирования единого социального налога (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 05 апреля 2005 г. № 21-08/22742).

Ко второй группе относятся  методики снижения НДФЛ, которые, как  показывает практика, рассматриваются  государством в лице налоговых органов как схемы уклонения от уплаты НДФЛ. Однако, поскольку действующим законодательством прямых запретов на их использование не установлено, при детальности урегулирования всех существенных моментов, касающихся взаимоотношений участников таких моделей и тщательной проработанности всех условий, применения таких методик возможно. Хотя обоснование законности их применения с большой долей вероятности компания вынуждена будет доказывать в суде.

Это – дивидендные  схемы оптимизации, схема выплаты  заработной платы с использованием механизма аутсорсинга и аутстаффингa, использование компенсационных выплат и т.п.

Например, схемой аренды персонала («аутстаффингом») уже воспользовались десятки работодателей. Она удобна по многим причинам. Фирме больше не нужно:

- искать работников  и вести кадровое делопроизводство;

- тратиться на налоги с заработной платы;

- разрешать трудовые  споры, ведь это не свои сотрудники, а кадрового агентства - оно заключило трудовые договоры, и там они получают зарплату.

В подобной ситуации, если у компании нет трудовых отношений  с сотрудниками, которые работают по договору аутстаффинга, то и начислять НДФЛ вообще не нужно. Компания лишь перечисляет сумму, которую обязана заплатить по договору, а зарплату и все налоги им начисляет и удерживает их работодатель.

Прежде всего, подобный способ приема на работу необходим компаниям, нанимающим низкоквалифицированный персонал — например, строительных подсобных рабочих. Их численность, как правило, довольно велика. Ведь придется держать кадровую службу, а самое главное, платить налоги с заработной платы. Кроме того, некоторые компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения и имеют большой штат сотрудников, при помощи аренды персонала сохраняют критерий численности работающих, составляющий 100 человек.

Главный риск такого метода в том, что инспекторы могут установить, что сотрудник, работающий по договору аутстаффинга, имеет трудовые отношения не с кадровым агентством, где он числится, а с фирмой, на которой выполняет обязанности. В этом случае к предприятию будут применены санкции, согласно действующему законодательству: начислят ЕСН, НДФЛ, штраф 20 или 40 процентов, и, естественно, пени.

Применение методик  в рамках данной группы в настоящее  время, хотя и вызывает вопросы у  налоговых органов, однако, при тщательной проработке механизма ее использования и разумном подходе, в большинстве случаев признается для налогоплательщиков законным способом выстраивания отношений с персоналом, имеющим экономическое основание. Например, в отношении аутсорсинга, это объясняется особенностями российского трудового законодательства и наличием опыта развитых стран в использовании института «заемного» труда.

К третьей группе относятся модели, которые следует рассматривать как правомерные с точки зрения действующего законодательства по практике налоговой оптимизации. Отсутствие фиктивности характера сделок и злоупотребления правом, наличие разумной деловой цели, добросовестность участников хозяйственных операций, обеспечивают максимальный уровень прозрачности и законности использования таких методик снижения налогового бремени.

Для применения таких  моделей в настоящее время  установлен «зеленый свет», сигнализирующий об отсутствии налоговых рисков (заключение договора возмездного оказания услуг, модель «Заработная плата в виде арендных платежей», модель «Продажа товаров сотрудником», кредитование сотрудников, уступка права требования, дарение, презенты партнерам по бизнесу и т.п.).

Информация о работе Анализ налога на доходы физических лиц