Анализ эффективности применения упрощенной системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение специального налогового режима УСНО.
В связи с поставленной целью определим задачи работы:
1. Изучение теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения:
2.Проведение анализа эффективности применения упрощенной системы налогообложения :
3. Перспективы развития упрощенной системы налогообложения
4. Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения 4
1.1 Понятие, сущность и особенности упрощенной системы налогообложения 4
1.2 Условия перехода и методика начисления упрощенной системы налогообложения 8
1.3 Зарубежный опыт начисления упрощенной системы налогообложения 13
Глава 2. Анализ эффективности применения упрощенной системы налогообложени 18
2.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения 18
2.2 Налоговая база и налоговые ставки 25
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговый и отчетный периоды 27
Глава 3. Практика применения положений главы части второй НК РФ и основные выводы. 33
3.1 Перспективы развития упрощенной системы налогообложения 33
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения 41
Заключение 46
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги).docx

— 83.60 Кб (Скачать файл)

Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено. Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.

2. Ограничение по средней  численности работников

Не вправе применять УСН организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Средняя численность работников рассчитывается согласно Указаниям по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 - П-5, утвержденным Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278.

3. Ограничение по остаточной  стоимости основных средств и  нематериальных активов

Не могут применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством о бухучете, превышает 100 млн. руб.

4. Ограничение по видам  деятельности

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ не могут применять УСН:

- организации, имеющие филиалы  и (или) представительства;

- банки;

- страховщики;

- негосударственные пенсионные  фонды;

- инвестиционные фонды;

- профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

- ломбарды;

- организации и ИП, занимающиеся  производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией  полезных ископаемых, за исключением  общераспространенных полезных  ископаемых;

- нотариусы, занимающиеся  частной практикой, адвокаты, учредившие  адвокатские кабинеты, а также  иные формы адвокатских образований;

- организации и ИП, перешедшие  на систему налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей  в соответствии с гл. 26.1 НК РФ;

- организации, в которых  доля участия других организаций  составляет более 25%;

- бюджетные учреждения;

- иностранные организации.

5. Утрата права на применение  УСН

С 1 января 2010 г. налогоплательщик теряет право на применение упрощенной системы налогообложения, если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. руб.;

Всем организациям и предпринимателям, решившим перейти на упрощенную систему, следует помнить один важный факт: перейдя на упрощенную систему налогообложения, они станут выпускать товары, оказывать услуги либо производить работы без налога на добавленную стоимость. И если потребителями их товаров, работ, услуг являются плательщики НДС, то они могут отказаться от продукции «без НДС», т к. им нечего будет поставить к вычету. А если же потребителями их товаров, работ, услуг являются физические лица или организации, сами не являющиеся плательщиками НДС, то проблем с данным вопросом не будет.

Статья 346.25. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения5

1.Организации, которые до  перехода на упрощенную систему  налогообложения при исчислении  налога на прибыль организаций  использовали метод начислений, при переходе на упрощенную  систему налогообложения выполняют  следующие правила:

2. Организации, применявшие упрощенную  систему налогообложения, при переходе  на исчисление налоговой базы  по налогу на прибыль организаций  с использованием метода начислений  выполняют следующие правила:

3. В случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 настоящего Кодекса, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 настоящего Кодекса.

4. Индивидуальные предприниматели  при переходе с иных режимов  налогообложения на упрощенную  систему налогообложения и с  упрощенной системы налогообложения  на иные режимы налогообложения  применяют правила, предусмотренные пунктами 2.1 и 3 настоящей статьи.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.

6. Организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

1.3 Зарубежный опыт начисления упрощенной системы налогообложения

 

   Основной подход  к налогообложению малого бизнеса  в развитых странах заключается  в введении для этой категории предприятий особых режимов налогообложения.

С теоретических позиций налоговеды выделяют два типа таких режимов: упрощенное и вмененное налогообложения, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные модификации и смешанные формы.6

В чистом виде первый тип налогообложения предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.).

Второй тип, напротив, предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

В налоговой практике развитых стран гораздо чаще применяется упрощенное налогообложение. Вмененное налогообложение в чистом виде используется реже, хотя во многих странах оценка налоговой базы, по аналогии с другими налогоплательщиками, применяется в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.

Возможны различные варианты установления базы упрощенного налогообложения для малого предпринимательства.

Теоретически одной из самых привлекательных форм налогообложения является использование налогов «cash-flow», то есть налогов на потоки денежных средств. Эти налоги по существу являются налогами на потребление. Исследователями подчеркиваются такие черты налогов на потоки денежных средств, как простота их определения и ясность, нейтральность по отношению к капиталовложениям, а также (оспариваемая некоторыми исследователями) легкость администрирования.

Принято выделять три типа налогов «cash-flow», R, RF и S , в зависимости от базы налогообложения.

В случае R-налога базой является чистый поток реальных трансакций в денежном выражении, то есть разница выручки от реализации и стоимости используемых в производстве факторов.

RF-налог отличается от R-налога тем, что в его базу  включается еще и разница между  полученными займами и выплаченным  долгом и разность полученных  и уплаченных процентов.

Наконец, S-налогом облагаются чистые потоки средств от предприятия акционерам, то есть сумма выплаченных дивидендов и выкупленных акций за вычетом новых выпусков акций. Если единственным налогом на предприятия является налог «cash-flow», то отличие RF-налога от S-налога в том, что база первого включает величину налога, а второго – нет.

Простейшей для вычисления и поэтому особенно привлекательной при налогообложении малого предпринимательства выглядит база R-налога. Эта база налогообложения эффективна и аналогична базе, используемой для малого бизнеса в других странах. Например, многие консультанты или предприниматели в США предпочитают, чтобы их облагали налогом на предпринимательский доход как индивидуумов. Такое налогообложение по американским правилам предусматривает базу налога, эквивалентную базе налога на поток наличности.

База потока наличности является относительно сложной, потому что при ее исчислении заработная плата должна отделяться от прибыли. Но она позволяет разделить налог на зарплату с налогами на доход от капитала, что является важным для определения величины социальных выплат, которая определяется на базе заработной платы. При этом такой налог не имеет искажающего воздействия на инвестиционные решения.

Налогом может облагаться и валовая выручка. Такую базу проще рассчитывать, потому что не нужно оценивать стоимость факторов. То есть налоговая администрация может контролировать только стоимость выпуска. Издержки такого подхода заключаются в том, что это налог с оборота по реализации, он включается в издержки производства, и, следовательно, экономически неэффективен, так как издержки производства в этом случае искажаются. Следует оговорить, что обычно налог от выручки используется в качестве вмененного налога, заменяющего налог на доход.

Выбор базы налогообложения зависит от того, какие налоги предполагается заменить налогом на малый бизнес, а также соображений администрирования. База потока наличности является лучшей, если налог заменяет налог на прибыль, а налогоплательщикам позволяют быть плательщиками налога на добавленную стоимость на добровольной основе. Базу валовой выручки нужно использовать только тогда, когда преобладают соображения администрирования.

Рассмотрим теперь опыт отдельных стран в применении упрощенных систем налогообложения. Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий.

Наиболее упрощенная схема налогообложения предусмотрена для микропредприятий. Такие предприятия не подают декларации о налоге на добавленную стоимость, однако выплачивают подоходные налоги, уровень которых также зависит от рода деятельности (торговые операции, услуги и прочие виды деятельности). На микропредприятии ведется лишь учет закупок и финансовых поступлений, а также составляются формальные счета на НДС, в которых, впрочем, указывается, что НДС не взимается.

Упрощенный налоговый режим применяется по отношению к малым и средним предприятиям. Налогооблагаемый доход в данном случае представляет собой разницу между фактическим доходом и расходами предприятия. Форма отчетности при упрощенном налоговом режиме также является упрощенной - малые и средние предприятия представляют в налоговые органы основные данные о своем балансе, основных фондах, размере инвестиций и финансовых результатах деятельности. Предприятия, занимающиеся оказанием услуг, могут несколько снизить свой налогооблагаемый доход, если они согласятся на проверку своей деятельности официальным аудитором.

Малые и средние предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают подоходный налог по ставке 19% (стандартный налог во Франции составляет 33%). Часть налогооблагаемой прибыли, с которой взимается сокращенный налог, должна быть использована для капиталовложений в это же предприятие. Такие предприятия также уплачивают и НДС, однако они делают это не ежемесячно, как остальные предприятия, а ежеквартально.7

В Великобритании предприятия, ежегодный доход которых менее 15 000 фунтов стерлингов, заполняют только простую налоговую декларацию без подробных данных о своей деятельности или активах/обязательствах. В стране действует прогрессивная шкала подоходного налогообложения: ставка 10% распространяется на лиц и товарищества с ежемесячным доходом до 1520 фунтов стерлингов, 22% - с доходом от 1521 до 28400 фунтов стерлингов,40% - с доходом свыше 28400 фунтов стерлингов. Аналогичная система распространяется и на корпорации (10% - при доходе до 10000 фунтов стерлингов, 20% - при доходе от 10001 до 50000 фунтов стерлингов и т. д.).

В Голландии предприятия, налогооблагаемый доход которых не превышает 50 000 гульденов (с соответствующим пересчетом в евро), уплачивают подоходный налог по ставке 30%; если же такой доход превышает 50 000 гульденов - по ставке 35%. Налогооблагаемый доход уменьшается за счет инвестиций в некоторые капитальные активы. Правительство также поощряет научно-исследовательскую деятельность предприятий: в том случае, если компания принимает на работу сотрудника для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, то она получает право на уменьшение налогов на фонд заработной платы. Объектом особого льготного налогообложения являются вновь создаваемые предприятия.

Информация о работе Анализ эффективности применения упрощенной системы налогообложения