Анализ эффективности применения упрощенной системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение специального налогового режима УСНО.
В связи с поставленной целью определим задачи работы:
1. Изучение теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения:
2.Проведение анализа эффективности применения упрощенной системы налогообложения :
3. Перспективы развития упрощенной системы налогообложения
4. Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения 4
1.1 Понятие, сущность и особенности упрощенной системы налогообложения 4
1.2 Условия перехода и методика начисления упрощенной системы налогообложения 8
1.3 Зарубежный опыт начисления упрощенной системы налогообложения 13
Глава 2. Анализ эффективности применения упрощенной системы налогообложени 18
2.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения 18
2.2 Налоговая база и налоговые ставки 25
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговый и отчетный периоды 27
Глава 3. Практика применения положений главы части второй НК РФ и основные выводы. 33
3.1 Перспективы развития упрощенной системы налогообложения 33
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения 41
Заключение 46
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги).docx

— 83.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоговая система являлась неотъемлемой частью любого государства, в любые времена. Ее создание было обусловлено необходимостью обеспечения текущих потребностей государства.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы. Одним из таких режимов является Упрощенная система налогообложения.

Основы данного режима установлены главой 26.1 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая была введена в действие Федеральным законом № 104-ФЗ от 27 июля 2002 года.

Цель Упрощенной системы налогообложения заключается в облегчении налогового бремени для субъектов малого предпринимательства. Достижение этой цели способствует развитию малого бизнеса в России, а, как известно это является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики.

Также развитие малого предпринимательства рассматривается правительствами многих стран как важный фактор обеспечения занятости населения. В условиях Мирового экономического кризиса это особенно важно, так как уровень безработицы растет с каждым днем.

Упрощенная система налогообложения позволяет предприятиям снизить расходы, связанные с исчислением и уплатой налога в бюджет. Также среди преимуществ перехода на УСНО можно выделить снижение объема учетных работ и сокращение документооборота.

Применение упрощенной системы налогообложения в настоящее время очень распространено среди малых предприятий, а развитие малого бизнеса очень важно для любой экономически развитой страны. Поэтому тема курсовой работы весьма актуальна.

Целью данной работы является рассмотрение специального налогового режима УСНО.

 

 В связи с поставленной  целью определим задачи работы:

1. Изучение теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения:

2.Проведение анализа эффективности применения упрощенной системы налогообложения :

3. Перспективы развития упрощенной системы налогообложения

4. Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения

    1. Понятие, сущность и особенности упрощенной системы налогообложения

 

Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей.

С 1 января 2003 года статьей 8 Федерального закона №104-ФЗ от 24 июля 2002 года на территории России введена в действие глава 26.2 Налогового Кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения». Так же с 1 января 2009 года вступила в действие новая редакция главы 26.2 Налогового кодекса РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ.1

Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Заметим, что упрощенная система налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового Кодекса РФ), налога на имущество организации, освобождает от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны платить взносы в пенсионный фонд, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также прочие налоги и сборы, например: земельный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на пользование недрами, плату за пользование водными объектами, таможенные платежи и сборы, госпошлину и другие.

Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», а взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - федеральным законом от 24.07.98 № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».2 При этом индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как в отношении, например, наемных рабочих, так и в отношении себя.

Организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны также исполнять обязанности налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Напомним, что налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщика из выплачиваемых ему агентом средств) и перечислению их в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) (ст. 24 НК РФ). В большинстве случаев налогоплательщики выступают в качестве налоговых агентов при исчислении доходов физических лиц. При этом они должны рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц.

Однако выполнять функции налогового агента организациям и предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, придется и в отношении НДС при аренде государственного, муниципального имущества или имущества субъектов РФ.

Так же с 1 января 2009 года вступила в действие новая редакция главы 26.2 Налогового кодекса РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ.

Наиболее значимые изменения были внесены Законодателем в порядок декларирования единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения. С 1 января 2009 года субъекты предпринимательской деятельности обязаны предоставлять налоговую декларацию по УСН лишь один раз в год в сроки установленные ранее, в том числе:

- организации - до 31 марта  года, следующего за истекшим  налоговым периодом (п. 1 статьи 346.23 НК РФ);

- индивидуальные предприниматели - до 30 апреля года, следующего за  истекшим налоговым периодом (п. 2 статьи 346.23 НК РФ).

Предоставление каких либо форм отчетности или иных документов, связанных с применением УСН, по итогам работы за отчетные периоды (квартал, 6 месяцев и 9 месяцев) в налоговые органы не предусмотрено. Сроки уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов остались прежние - не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

По транспортному налогу лица, применяющие УСН, также теперь будут предоставлять налоговую декларацию только один раз в год.

Необходимо отметить следующие изменения, внесенные в главу 26.2 Налогового кодекса РФ:

- Для организаций, применяющих  УСН, с 1 января 2009 года предусмотрено, что при определении объекта  налогообложения не учитываются  доходы, облагаемые налогом на  прибыль организаций по налоговым  ставкам, установленным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, а именно, доходы  виде дивидендов, а также доходов, полученных в результате осуществленных  операций с отдельными видами  долговых обязательств, в том  числе в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, по облигациям с ипотечным покрытием, облигациям валютного облигационного займа и т.п. В отношении данной категории доходов организации являются плательщиками налога на прибыль в порядке, определенном указанными выше нормами главы 25 НК РФ.

- С 1 января 2009 года упрощается  порядок учета расходов на  материалы. Если в действующей в 2008 году редакции главы 26.2 НК РФ для учета расходов на материалы и сырье необходимо выполнение таких условий как оплата и списание в производство, то с учетом изменений, внесенных в подпункт 1 пункта 2.2 статьи 346.17 НК РФ, дополнительное условие о порядке учета в составе расходов затрат по приобретению сырья и материалов по мере их списания в производство исключено.

- Изменениями, внесенными  Федеральным законом N 155-ФЗ, уточнен  порядок переноса убытка, полученного  в предыдущие периоды, на будущее. В частности, сняты ограничения, существовавшие ранее по сумме  переносимого убытка в размере  не более 30% от налоговой базы  текущего периода. Начиная с 1 января 2009 года, сумма переносимого убытка  ограничена лишь его фактическим  размером и налоговой базой  текущего периода. При этом убыток, не полностью учтенный в текущем  году, может быть перенесен целиком  или частично на любой год  из последующих девяти лет. Таким  образом, с вступлением в силу  рассматриваемых изменений порядок  переноса убытка при УСН становится  идентичен правилами переноса  убытка при применении общего  режима налогообложения.

- Начиная с 2009 года при применении УСН на основе патента предприниматели смогут привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых за налоговый период не превышает пяти человек.

- Начиная с 1 января 2009 года  у предпринимателей, удовлетворяющих  условиям по количеству наемных  работников и размеру получаемого  дохода, появляется возможность  выбора - применять УСН на основе  патента или оставаться на  системе налогообложения в виде  ЕНВД.

- Новой редакцией НК  РФ предусмотрена возможность  получения индивидуального предпринимателя  патента на любое количество  месяцев в течение года, а не  только на 3, 6, 9 или 12 месяцев. Абзацем  третьим пункта 4 статьи 346.25.1 НК РФ  предусмотрено, что патент выдается  по выбору налогоплательщика  на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается  при этом срок, на который выдан  патент.3

 

    1. Условия перехода и методика начисления  упрощенной системы налогообложения

 

Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Прежде всего, ограничения касаются получаемого налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

Согласно статье 248 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» к доходам относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено. Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.

Доход налогоплательщика, применяющего УСН, не может превышать 20 млн. рублей в год (данная величина подлежит ежегодной индексации). Так, согласно приказу Минэкономразвития от 3 ноября 2005 г. № 284, коэффициент-дефлятор на 2006 год равен 1,132. В документе сказано, что коэффициент используется для индексации величины доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения УСН. Из этого можно сделать вывод, что перейти на общий режим налогообложения «упрощенцы» должны, если их доходы превысят сумму 22 640 000 рублей.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Итак, ознакомившись со всеми ограничениями, просчитав свой доход, а также налоговые платежи, налогоплательщик должен иметь в виду, что, перейдя на упрощенную систему налогообложения, он станет выпускать товары, оказывать услуги либо производить работы без налога на добавленную стоимость. Если потребителями его товаров, работ, услуг являются плательщики НДС, то они могут отказаться от продукции «без НДС». Ведь им нечего будет поставить к вычету. Если же потребителями его товаров, работ, услуг являются физические лица или организации, сами не являющиеся плательщиками НДС, то проблем с данным вопросом не будет.

Поэтому переход к данному налоговому режиму  имеет целый ряд ограничений, устанавливаемых статьей 346.12 НК РФ.4

1. Предельный размер доходов.

Организация может перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев 2009 года доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн. руб. Это предусмотрено в п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ, введенном согласно пп. "а" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ (далее - Закон N 204-ФЗ). Данное правило действует с 22 июля 2009 г. Причем указанный размер предельного дохода теперь не нужно индексировать на коэффициент-дефлятор.

Информация о работе Анализ эффективности применения упрощенной системы налогообложения