Анализ эффективности налогообложения организации и предложения по снижению налоговой нагрузки на примере ООО «КОМОС-Авто»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 03:10, дипломная работа

Описание работы

Понятие "налоговая система" следует отнести к дискуссионным вопросам. С одной стороны, термин "налоговая система" является очень распространенным и постоянно используется в нормативных актах, судебных решениях, научных исследованиях и в СМИ. И в то же время авторы мало где раскрывают, что они понимают под налоговой системой. Путем анализа содержания, можно сделать вывод о том, что разные авторы различный смысл вкладывают в термин "налоговая система" или применяют этот термин для обозначения различных общественных отношений.

Содержание работы

Введение
Налоговая система РФ
Сущность налоговой системы. Принципы ее построения
Исторический опыт развития налогообложения юридических лиц в России
Налоговая нагрузка: содержание, классификация, подходы к методике определения
Зарубежный опыт развития юридических лиц
Характеристика ООО «КОМОС-Авто» как объекта исследования
Общая характеристика прдприятия и направлений его деятельности
Структура управления предприятием и функции его подразделений
Анализ трудовых ресурсов ООО «Автоцентр-КОМОС»
Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Автоцентр-КОМОС»
Анализ влияния налоговых платежей на результаты деятельности хозяйствующего субъекта и их оптимизация
Общая характеристика, расчет и анализ уплаты налогов хозяйствующего субъекта в динамике и за отчетный год
Анализ влияния налоговых платежей на результаты деятельности предприятия в отчетный период
Предложения по совершенствованию работы служб, занимающихся планированием, учетом и оптимизацией налоговых платежей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

Все юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов и сборов.

 В понятии «налог» переплелись  не только экономический и  философский смысл, но и конкретная  форма правовых взаимоотношений,  закрепленных в законодательных  актах. 

За весь период существования налогов  было очень много различных теорий налогообложения, какие-то из них совпадали по своей сути, а какие то прямо противопоставлялись друг другу.

По мере развития и совершенствования  теорий налогообложения происходила  эволюция взглядов на понимание термина  «налог». Через его определение  осознается и оценивается отношение общества к налогообложению. Поэтому ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения.

Эволюция существовавших теорий налогообложения представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Эволюция теорий налогообложения

Года

Теория

Представители

Суть/трактовка

ср.века

Обмена

Адам Смит,

П.Леруа-Болье, Р.Стурм, Бастэбль,

Пьер-Прудон

Через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержания порядка и пр.

XVII-XVIII

Атомистическая, включает в себя:  «теорию общественного  договора» и «теорию публичного договора»

Себастьян Ле Претр де Вобан,

Шарль Луи де Мнтескье

Налог есть результат  договора между гражданами и государством, согласно которому поддатный вносит плату государству за охрану его личной и имущественной безопасности, защиту и иные услуги

XVIII-XIX

Налог как страховая  премия

Адольф Тьер,

Джон Рамсей Мак-Куллох, (последователи – Э де Жирардьен  и др.)

Налог – это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай поступления какого-либо риска: войны, пожара и пр.

 

Уплачивать налог каждый должен пропорционально своему доходу или имуществу, т.к. издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности

1-я пол. XIX

Налог как теория наслаждения

Жан Симонд де Сисмонди

При помощи налогов каждый плательщик получает не что иное, как наслаждение: от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д.

Т.е., граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности

XIX

Жертвы

Н.Канар,

Джон Стюарт Миль

Налог носит принудительный характер.

Налог не зло, а жертва, обусловленная необходимостью

XIX- нач. XX

Коллективных (общественных) потребностей

Л.Штейн,

А.Шефле,

Франческо Саверио Нити,

Э.Сакс,

А.Вагнер

Налог – эквивалент за оказываемые государством коллективные услуги.

 

Блага, которые доставляются государством, не могут быть подведены  под понятие меновых благ и не могут оплачиваться меновой ценностью. Но поскольку блага, доставляемые государством, д.б. оплачены, то для этой оплаты пойдет другое мерило соразмерности: это налог.


 

Таким образом, представления о налогах изменялись на протяжении веков. Разнообразие налоговых теорий не сложно объяснить с исторической точки зрения, для каждой эпохи, для каждой экономической системы была справедлива существовавшая в то время теория, но в результате определенных экономических или политических событий, она становилась несостоятельной, и ее сменяла другая.

 Кроме того, у каждого ученого  существовал свой взгляд на ту или иную ситуацию.

С помощью налоговой системы  государство реализует свои функции  по управлению (регулированию, распределению  и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Формируя налоговую систему  нужно исходить из ряда принципов. Под принципами налогообложения подразумеваются базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

 С 1 января 1999г. была введена в действие часть первая НК РФ, где и были изложены принципы налогообложения в РФ.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  1. Принцип обязательности - все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплачивать налоги.
  2. Принцип справедливости - означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Принцип определённости - его суть в том, что нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком. Принцип работает частично.
  4. Принцип удобства (привилегированности) для налогоплательщика -процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб. Принцип работает частично.
  5. Принцип экономичности - издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Принцип пропорциональности - предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Принцип эластичности - подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  8. Принцип однократности налогообложения - один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период 1 раз.
  9. Принцип стабильности - налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

     10. Принцип оптимальности - цель взимания налога должна достигаться наилучшим образом с точки зрения выбора источника и объекта налогообложения.

    1. Принцип стоимостного выражения - налоги должны уплачиваться в денежной форме.
    2. Принцип единства - налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

В рационально построенной системе  налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации

Наличие собственной, независимой  от других государств налоговой системы  является одним из признаков суверенного государства.

      1. Исторический опыт развития налогообложения юридических лиц

Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в. способствовали широкому развитию налогообложения юридических лиц.

В 1898г. введено Положение о Государственном промысловом налоге, предполагавшее уплату основного и дополнительного налогов.

Объект налога - прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний.

После его уплаты юридическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, выдавались промысловые свидетельства (патенты). Промысловый налог обеспечивал значительные поступления в бюджет. К уплате промыслового налога обязывались торговые и промышленные предприятия.

Сбор налогов  возлагался на Департамент податей  и сборов при Министерстве финансов.

В 1986г. обострилась проблема учета реальных доходов и сбора налогов в следствии принятия Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности".

Теперь доходы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, подлежали налогообложению. Ставка подоходного налога в зависимости от размера дохода составляла от 12 до 65%. Плательщики налога обязывались вести учет получаемых от занятия кустарно-ремесленным промыслом и другой индивидуальной трудовой деятельностью доходов и расходов и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.

В 1993г. Указом Президента Российской Федерации N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" были дополнительно введены специальный налог с предприятий для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей и транспортный налог с предприятий. Фактически этот налог являл собой пример чрезвычайного налогообложения.

В 1992 - 1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов.

1 января 1994 года были повышены ставки налогов. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массового отказа от налоговой законопослушности. Использовались следующие методы ухода от налогов:

  • предприятие регистрировало в регионе финансовую компанию, в уставной капитал которой вносилась вся готовая продукция этих предприятий. Это означало, что предприятие, производя свою продукцию, не имея реализации и формально являясь убыточной, соответственно не платило налог на прибыль и НДС.
  • для уменьшения выплат по налогу на прибыль, предприятия старались увеличить отчётную долю издержек - путем увеличение фонда зарплаты, для этого фирмы выписывали заработную плату на лица, числившимися в списках работников, но реально не работавших.
  • для уменьшения налогообложения фонда оплаты труда, предприятия платили часть денег своим работникам под видом возврата медицинской страховки через страховые компании, под видом материальной помощи и т. п.
  • для ухода от налога на прибыль, фирмы регистрировались в качестве малых предприятий. Они, согласно действовавшему законодательству, не платили этот налог в течение первых двух лет своей работы с момента регистрации, а также имели другие налоговые льготы. После истечения двух лет предприятие ликвидировалось и вновь регистрировалось уже под новым названием, получая право на очередной двухлетний срок налоговых льгот.
  • пользовались услугами различных общественных организаций, имевших законодательные привилегии: «церковных организаций», «чернобыльцев», «спортсменов», «афганцев», «инвалидов». Чтобы уменьшить свои издержки, фирмы проводили свои операции (в том числе внешнеторговые) не самостоятельно, а через такие организации.
  • минимизировали отчисления налогов за счёт занижения реального финансового оборота. Одним из методов были бартерные сделки, при которых продукция обменивалась по сильно заниженным ценам. Другим методом было широкое использование взаимозачётов.
  • занижали свой реальный доход от внешнеторговых сделок. Например, при экспорте в налоговых отчётах указывалась сильно заниженная по сравнению с фактической цена товара, а неучтённая прибыль оседала на счёте предприятия в каком-нибудь иностранном банке. Другим способом снижения налогов была регистрация за рубежом полностью подконтрольной фирмы, которой российское предприятие поставляло свою продукцию по заниженной цене, а та свою очередь перепродавала продукцию реальному иностранному покупателю по обычной рыночной цене. Подобные внешнеторговые сделки приводили также к масштабной утечке капиталов из России.
  • с 1993 года фирмы стали уходить от налогов с помощью широкого использования наличных денег для расчётов. Значительная часть этого оборота скрывалась от правоохранительных органов, поэтому в обиходе наличные средства, применявшиеся для таких операций, называли «чёрным налом». На наличных операциях был построен практически весь «челночный» бизнес.

Последствия массового уклонения  от уплаты налогов юридическими лицами в 1990-е годы были двоякими (таблица 3).

 

Таблица 3 – Последствия уклонения юридических лиц от уплаты налогов.

Плюсы

Минусы

  • сохранение дополнительных финан-совых ресурсов, которые направлялись для поддержания производства => снижение спада производства
  • уменьшалась налоговая составляющая в стоимости продукции и фирмы могли продавать её дешевле => уменьшение инфляционной динамики в экономике и облегчение проблемы сбыта у фирм
  • не стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России
  • сокращение возможностей для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы
  • снижение  эффективности макроэко-экономических мероприятий

В 1990-е годы власти использовали один путь решения проблем налогообложения — ужесточение налоговых законов и усиление давления налоговых органов на фирмы. И каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм.

Таким образом, до 1999г., до ввода части первой НК РФ, в системе налогов2 отмечены следующие недостатки:

    1. многочисленность налогов,
    2. нестабильность,
    3. сложность исчисления отдельных налогов,
    4. неполнота поступления в бюджеты и внебюджетные фонды.

В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство юридических лиц:

      • была снижена ставка налога на прибыль до 24 %,
      • введена регрессивная шкала единого социального налога,
      • отменены оборотные налоги и налог с продаж.

В настоящее время в России продолжается реформирование экономики и финансовой сферы. Составной частью этого процесса является построение новой системы  налогообложения.

Информация о работе Анализ эффективности налогообложения организации и предложения по снижению налоговой нагрузки на примере ООО «КОМОС-Авто»