Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и газового конденсата и пути их решения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ существующей системы налогового регулирования нефтегазовой отрасли, а именно: существующих элементов налоговой нагрузки нефтегазовой отрасли в виде НДПИ и экспортных пошлин, последних изменений законодательства а также рассмотрение спорных вопросов по данной теме и путей их решения.
В связи с этим был определен ряд задач:
• исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющейся в научной литературе информации;
• обобщить и агрегировать имеющиеся данные для построения заключений или практического подтверждения полученных выводов;
• рассмотреть основные пути решения выявленных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РФ………………5
Значение нефтегазового сектора для экономики РФ……………………5
Основные виды рисков и пути их решений в нефтегазовой отрасли….8
II АНАЛИЗ МЕТОДИК СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ……………………………………………….. 11
Особенности формирования налоговой базы и применения налоговых ставок в рамках налогообложения добычи нефти и газа по НДПИ…...11
Способы дифференциации НДПИ в целях повышения эффективности добычи углеводородного сырья…………………………………………18
Международный опыт стимулирования нефтегазовой отрасли………21

III ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ТАТАРСТАНЕ И БАШКОРТАСТАНЕ…..25
Налоговое стимулирование добычи углеводородов в Башкортостане..25
Практика налогообложения нефтегазовой отрасли Татарстана……….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Klyuchko_Ya_P_n3-1_Kursovaya.docx

— 2.34 Мб (Скачать файл)

В Оренбургской области «Башнефть» ведет разведку и разработку месторождений  в пределах Китаямско-Благодаровского  и Дачно-Репинского лицензионных участков. Как сообщил Александр Корсик, компания планирует увеличить инвестиции в нефтедобычу Оренбуржья.

Президент «Башнефти» Александр Корсик в своем выступлении предложил в качестве стимула для роста добычи заменить НДПИ, взимаемый с каждой тонны нефти, налогом на финансовый результат, а тестирование эффективности новой системы провести на месторождениях компании в Башкирии.

С его точки зрения, «Башнефти» это интересно, потому что на многих месторождениях добыча ведется уже 60-80 лет, обводненность – более 90%. То, что можно сделать для повышения коэффициента извлечения нефти (КИН) с помощью современных технологий, компания, но всему есть предел. Чтобы продолжать добычу в регионе не 5-10, а много-много лет, сохранить рабочие места, необходимо переходить на принцип налогообложения прибыли. Добыча «Башнефти» в масштабах России – это немного, около 3%. Риск для доходов бюджета небольшой. Поэтому компания предлагает себя в качестве полигона для эксперимента по отработке новой налоговой системы.

Министр энергетики РФ Александр  Новак поддержал инициативу и на первом этапе предложил провести тестирование новой системы в «виртуальном» режиме. «Речь идет о том, чтобы не менять действующую систему налогообложения, но при этом проверить, как будет работать новая система. Создать электронную модель, которая будет работать параллельно с существующей системой налогообложения», – сказал А.Новак. По его словам, предварительные расчеты «Башнефти» показывают, что на первом этапе применения новой системы возможно некоторое снижение налоговых поступлений, но в дальнейшем с ростом добычи доходы растут и в 10-летней перспективе меньше, чем сегодня, точно не будут. Министр добавил, что методология расчета налога может быть разработана к концу текущего года, а тестирование системы можно будет начать с первых месяцев 2014 года.

Стоит отметить, что обоснованность введения налога на добавленный доход  нефтяники мотивируют более справедливым распределением налоговой нагрузки.  На начальном и заключительном этапах освоения месторождений платежи  с дохода получаются гораздо ниже существующих налогов, в период максимальной добычи — выше, при повышении  коэффициента извлечения нефти и  использовании более дорогостоящих  технологий также НДД ниже, увеличивая рентабельность добычи. В итоге общий  объем сборов в казну за весь период эксплуатации не меняется, но варьирование поступлений в зависимости от уровня извлечения сырья более эффективно с точки зрения управления бизнесом.

 

  1. Практика налогообложения нефтегазовой отрасли Татарстана

Итоги первого полугодия 2012 года группы «Татнефти», опубликованные по системе US GAAP, разочаровали инвесторов из-за неожиданного падения чистой прибыли в первом полугодии 2012 года на 16,7% по отношению  к аналогичному периоду 2011 года. Кроме  того, инвесторов насторожило отсутствие прироста выручки при заработавшем ТАНЕКО.

Согласно опубликованным данным, выручка  крупнейшей компании Татарстана за год  почти не выросла (рост на 0,1% по сравнению  с соответствующим полугодием 2011 года) и составила 294,2 млрд. рублей. Тем временем, добыча нефти группой увеличилась, но тоже незначительно (всего на 0,6% по сравнению с соответствующим полугодием 2011 года) и составила 13 060 тыс. тонн.

Казалось бы, все логично: роста  физических объемов не происходит, цена сырой нефти тоже стоит на месте, выручка в результате тоже одинаковая. Все правильно. Если бы не одно «но» - в первом полугодии 2012 года у «Татнефти» заработал нефтеперерабатывающий  комплекс «ТАНЕКО», который стал в  промышленных объемах производить  нефтепродукты. Ясно, что продажа  нефтепродуктов, по логике вещей, гораздо  более маржинальна, чем торговля сырой нефтью. Причем, согласно отчету, группой было переработано почти 3,6 млн. т сырой нефти, то есть 28% от добытого черного золота. Произведено было 3,4 млн. т нефтепродуктов.

Наличие серьезного объема более дорогих, чем сырая нефть, продуктов ее переработки должно было привести к  значительному росту выручки  «Татнефти», именно за счет фактора  появления своей нефтепереработки. Но этого не произошло… Более того, прирост выручки от продажи нефтепродуктов оказался равен падению выручки  от продажи сырой нефти, связанного с направлением 28% добытой нефти  на переработку.16

Что касается значительного снижения чистой прибыли, то, судя по всему, оно  обусловлено эффектом, неофициально названным в честь бывшего  министра финансов РФ - «ножницы Кудрина». Этот эффект возникает в результате расхождения даты фиксации абсолютной величины налогов на нефтедобывающие  компании в России с датой фактического получения ими доходов от реализации сырья по текущим ценам. И действительно, средние цены на нефть по отношению  к сравниваемому периоду 2011 года были почти те же. А сумма налогов, главным образом НДПИ и акцизы, выросла на 5 млрд. рублей.

Тем временем, в первом полугодии 2012 года группа «Татнефти» отразила расходы  по курсовым разницам в размере 686 млн. рублей против с 4 377 млн. рублей доходов  в соответствующем периоде 2011 года. Совершенно очевидно, что это связано  с волатильностью обменного курса  рубля к доллару США в отчетных периодах, которая в результате привела  к соответствующей переоценке долгосрочных банковских займов, номинированных в  американской валюте. Такое резкое снижение доходов по курсовым разницам – еще один аргумент, объясняющий  падение чистой прибыли «Татнефти» в первом полугодии 2012 года.

Экспортные пошлины, уплаченные «Татнефтью»  в первом полугодии 2012 года, уменьшились  по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года на более внушительную величину - 10,8% и составили 86,7 млрд. рублей. Произошло это с сокращением  экспорта, как мы помним, за счет 3,55 млн. т сырой нефти, отправленных не за рубеж, а на родной ТАНЕКО. Отсюда и экономия, причем серьезная - 10,5 млрд. рублей. Впрочем, она будет намного  снижена из-за перенаправления сырья  из высокомаржинального сектора  экспортной продажи сырой нефти  в низкомаржинальный сектор производства нефтепродуктов первичной переработки.

А вот расходы по акцизам у  «Татнефти», напротив, возросли. За первое полугодие 2012 года они увеличились  на 192 млн. рублей, так же в результате роста установленных акцизных ставок.

К сожалению, внушительная сумма  экономии по экспортным пошлинам была также наполовину смазана возросшими расходами по НДПИ. Расходы по налогу на добычу полезных ископаемых группы выросли на 10,5% (на 4,86 млрд. рублей) и составили 51,1 млрд. рублей в связи с ростом базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых. Парадоксально, но рост НДПИ совпал и со значительным ростом льгот по этому доходу.

Что касается третьего рода льгот  по НДПИ (в связи с режимом «60 - 66»), то они связаны с появлением в НК РФ «именной», татарстанской  статьи: «Статья 3432. Порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при  добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти  на участках недр, расположенных полностью  или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан». Татарстану адресованы льготы по уплате НДПИ на общую сумму 37,8 млрд. рублей или 7,567 млрд. рублей в год (льгота дается на 5 лет).

Введение с 1 октября 2011 года так  называемого налогового режима «60 - 66» здорово ударило по татарстанским  нефтяникам и нефтепереработчикам. Этот режим предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть и  увеличение пошлин на темные нефтепродукты. Цель нововведений – подстегнуть  нефтяные компании к увеличению качества переработки получаемых из нефти  нефтепродуктов. Для всех российских нефтяных компаний были сделаны предварительные  расчеты, потери были предварительно обнаружены лишь у Башнефти, где среднекачественные мощности по переработке в 2 раза превышают  мощности по добыче. Исторически, со времен Союза, башкирская нефтепереработка строилась  в увязке с татарстанской добычей, но парад суверенитетов разъединил этот кластер на два региональных гиганта - Татнефть и Башнефть. По Татнефти фондовые аналитики рисовали радужные перспективы экономии (переработки  нет, а на экспорт нефти снизили  пошлины).17

Когда началось обсуждение компенсаций для Башнефти в виде льгот по налогу на НДПИ (чтобы компенсировать большие объемы выработки темных нефтепродуктов), то по Татарстану всплыл парадоксальный факт. Да, Татнефть в прибылях, у них нет переработки (ТАНЕКО строится), но другое татарстанское предприятие ОАО «ТАИФ-НК» - в убытках, несмотря на глубину переработки в 74%. Потому что у него нет добычи. Поэтому компенсировать увеличение экспортных пошлин на темные нефтепродукты льготами по уплате НДПИ они не могут.

Чтобы разрешить патовую  ситуацию, руководители Татарстана и «Татнефти», в частности, неоднократно обращались с соответствующими просьбами в федеральные органы власти. При этом предлагалась следующая схема: Татнефть транслирует льготы по НДПИ на ТАИФ через поставку на «ТАИФ-НК» сырья по скорректированной цене с учетом полученной льготы. Но минфин РФ вполне логично отказывал по причине непрозрачности и ненадежности механизма трансляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недостаточно справедливое и эффективное налогообложение искажает принятие рациональных экономических решений, отрицательно сказывается на конкуренции, создает риски злоупотреблений со стороны чиновников и стимулы к рентоориентированному поведению экономических агентов. В результате угнетается общая экономическая активность.

В ходе работы была прослежена трансформация налогового регулирования, изучена действующая законодательная  база, выявлены ее недостатки и проблемные стороны, а также положительные  и отрицательные составляющие в  сравнении с зарубежными странами. Выявление общего и частного в  налогообложении нефтегазовой отрасли  помогло в определении влияния на ее регулирование.

Также при выполнении исследования были проведено сравнение действующих  режимов и выявлены их сильные  и слабые стороны, определена эффективность.

Также установлено, что проблемы налогового регулирования нефтегазовой отрасли кроются в основном в несовершенстве налогового законодательства нашей страны.

Таким образом, осуществлено выполнение поставленных задач и  цели данной работы.

 

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.
  3. Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 1850/10
  4. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2001 № А33-4001/00-С3а-Ф02-1197/01-ПС-2, Западно-Сибирского округа от 31.10.2007 № Ф04-7673/2007(39942-А27-34), Ф04-7673/2007(39830-А27-34) по делу № А27-3254/2007-6, Дальневосточного округа от 05.10.2007 № Ф03-А73/07-2/3748
  5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
  6. Доклад Министра энергетики РФ А.В. Новака на Национальном нефтегазовом форуме «Приоритеты государственной политики в российской нефтегазовой отрасли»
  7. Доклад Министра энергетики РФ А.В. Новака на Национальном нефтегазовом форуме «Приоритеты государственной политики в российской нефтегазовой отрасли»
  8. Global Oil and Gas Guide 2011, Ernst&Young
  9. Ernst&Young. Gas @ Oil. ―Москва, 2012г.
  10. Коварный НДПИ: стимулирование добычи с риском снижения капитализации, RBK, 01 марта 2013 г
  11. Альберт Бикбов, Аналитический центр "БИЗНЕС Online"
  12. Налог для «белой нефти»,Виктор Бородин,партнер компании«Эрнст энд Янг»,Александр Понырко,менеджер компании«Эрнст энд Янг»
  13. Газета.ru. (http://www.gazeta.ru/)
  14. Российская газета/ (http://www.rg.ru/)
  15. Сайт Федеральной налоговой службы. (http://www.nalog.ru/)
  16. Сайт Федеральной службы государственной статистики. (http://www.gks.ru/)
  17. Сайт справочно-правовой системы Гарант. (http://www.garant.ru/)
  18. Сайт «Налоговое планирование» (http://www.pnalog.ru/)
  19. Министерство Энергетики Российской Федерации, http://minenergo.gov.ru/activity
  20. Обзор арбитражной практики http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a51/395099.html
  21. Сайт справочно-правовой системы « Консультант  Плюс» http://www.consultant.ru/cabinet/archive/ndpi/2013-01-28/#03
  22. Бизнес-газета http://www.business-gazeta.ru/article/67779/
  23. Российская газета http://www.rg.ru/tema/ekonomika/
  24. Аналитический портал РБК http://www.rbc.ru
  25.  

Приложение 1

Рисунок 1

Рисунок 2

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

1 Министерство Энергетики Российской Федерации, http://minenergo.gov.ru/activity

2 Доклад Министра энергетики РФ А.В. Новака на Национальном нефтегазовом форуме «Приоритеты государственной политики в российской нефтегазовой отрасли»

3 Приложение 1, таблица 1 «Рост добычи нефти»

4 Приложение 1, таблица 2 «Проходка в бурении(по нефти)»

5 Доклад Министра энергетики РФ А.В. Новака на Национальном нефтегазовом форуме «Приоритеты государственной политики в российской нефтегазовой отрасли»

6 Орлов В.П.Президент Российского геологического общества, д.э.н., «Новости газового бизнеса»

7 Проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли

8 Коварный НДПИ: стимулирование добычи с риском снижения капитализации, RBK, 01 марта 2013 г

9  постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2001 № А33-4001/00-С3а-Ф02-1197/01-ПС-2, Западно-Сибирского округа от 31.10.2007 № Ф04-7673/2007(39942-А27-34), Ф04-7673/2007(39830-А27-34) по делу № А27-3254/2007-6, Дальневосточного округа от 05.10.2007 № Ф03-А73/07-2/3748

10 Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 1850/10

11 Налог для «белой нефти»,Виктор Бородин,партнер компании«Эрнст энд Янг»,Александр Понырко,менеджер компании«Эрнст энд Янг»

12 Приложение 2

13 Global Oil and Gas Guide 2011, Ernst&Young

14 Режимы налогообложения нефтегазовой отрасли по всему миру изменяются пока не в пользу инвесторов

15 Пресс-релиз от 30.04.2013, http://www.bashneft.ru/shareholders_and_investors/report/

16 Приложение 3

17 Альберт Бикбов, Аналитический центр "БИЗНЕС Online"

 


Информация о работе Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и газового конденсата и пути их решения в Российской Федерации