Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и газового конденсата и пути их решения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ существующей системы налогового регулирования нефтегазовой отрасли, а именно: существующих элементов налоговой нагрузки нефтегазовой отрасли в виде НДПИ и экспортных пошлин, последних изменений законодательства а также рассмотрение спорных вопросов по данной теме и путей их решения.
В связи с этим был определен ряд задач:
• исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющейся в научной литературе информации;
• обобщить и агрегировать имеющиеся данные для построения заключений или практического подтверждения полученных выводов;
• рассмотреть основные пути решения выявленных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РФ………………5
Значение нефтегазового сектора для экономики РФ……………………5
Основные виды рисков и пути их решений в нефтегазовой отрасли….8
II АНАЛИЗ МЕТОДИК СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ……………………………………………….. 11
Особенности формирования налоговой базы и применения налоговых ставок в рамках налогообложения добычи нефти и газа по НДПИ…...11
Способы дифференциации НДПИ в целях повышения эффективности добычи углеводородного сырья…………………………………………18
Международный опыт стимулирования нефтегазовой отрасли………21

III ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ТАТАРСТАНЕ И БАШКОРТАСТАНЕ…..25
Налоговое стимулирование добычи углеводородов в Башкортостане..25
Практика налогообложения нефтегазовой отрасли Татарстана……….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Klyuchko_Ya_P_n3-1_Kursovaya.docx

— 2.34 Мб (Скачать файл)

Стоит отметить, что суды в этом вопросе поддерживают налогоплательщиков.. Арбитражные суды указывают на неверное толкование налоговым органом этого понятия. По мнению судей, первым товарным продуктом следует считать продукт, прошедший лишь первичную обработку, а готовый к реализации и прошедший несколько стадий обработки продукт не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения НДПИ9

Данное расхождение мнений охватывает и проблему, актуальную для многих нефтегазовых компаний –  проблему определения налоговой  базы при добыче газового конденсата. Добыча газового конденсата (иногда нефтяники называют его «белой нефтью») – ценного химического сырья, используемого для получения высококачественных видов моторного топлива, а также пластмасс, синтетических каучуков, волокон и смол, – занимает особое место в деятельности нефтяных и газовых компаний. постепенное истощение в РФ запасов сеноманских газовых залежей приводит к необходимости перехода к освоению месторождений газоконденсатного типа.

В целях выявления наиболее правильного с точки зрения законодательства и практики подхода к решению  проблемы налогообложения газового конденсата, рассмотрим основные теоретические  аспекты затронутого вопроса.

Во-первых, согласно действующему законодательству объектом налогообложения по НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории России, а также на территориях, находящихся под ее юрисдикцией (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) и полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства.

Во-вторых, стоит отметить, что налоговая база в отношении следующих видов полезных ископаемых определяется как количество добытого ископаемого в натуральном выражении:

 

  1.  Нефть, 
  2. Попутный газ,
  3. Газ горючий природный,
  4. Газовый конденсат.

 

Количество добытого полезного ископаемого определяется двумя методами:

1.прямым (посредством применения измерительных средств и устройств),

  2. косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) – применяется в случае невозможности применения прямого метода.

Из данного краткого теоретического обзора можно сделать вывод о  том, что и нефть и газовый конденсат являются объектами налогообложения по НДПИ, а также их база определяется в натуральном значении.  

 

Однако, сложность заключается  в том, что газовый конденсат  имеет две формы – стабильного  и нестабильного газового конденсата. Именно эти понятия являются ключевыми  в основе спорных вопросов.

 

Итак, в чем же различие между этими понятиями? Ответ  кроется в технологическом процессе.

В пластовых залежах сырье находится  в газообразном состоянии. Но в процессе разработки месторождений при падении  пластового давления, а также в  результате сепарации на промысле из добываемой газовой смеси выделяется нестабильный газовый конденсат. Для  доставки газового конденсата на переработку  обычным наливным транспортом его  стабилизируют ректификацией или  выдерживают при атмосферном  давлении и повышенной температуре  для удаления летучих фракций  и получают стабильный конденсат.

Вплоть до 1 января 2012 г. газовый  конденсат занимал особое место  в системе налогообложения добычи углеводородов. Он являлся единственным видом сырья, по которому при исчислении НДПИ применялась адвалорная ставка – 17.5%. В свою очередь, стоимость извлеченного газоконденсата определялась двумя способами.

 Первый – исходя из выручки  от реализации добытых полезных  ископаемых за вычетом расходов  по доставке, таможенных пошлин  и иных сборов. Во втором случае  расчетная стоимость определялась  налогоплательщиком самостоятельно  на основании данных налогового  учета.

Основная суть проблемы заключается  в том, что на практике было неясно, на каком этапе технологического цикла рассчитывать стоимость газового конденсата. В действовавшей до 1 января 2006 г. редакции статьи 337 Налогового кодекса (НК) для целей налогообложения НДПИ полезным ископаемым признавался газовый конденсат, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей. В действительности такое определение давало основания рассматривать в качестве объекта налогообложения стабильную газовую кондицию, так как именно при ее производстве происходит отделение легких углеводородов (метан, этан, бутан, пропан), а также примесей (сероводород и углекислый газ). Следуя данной логике, фискальные органы требовали начислять налог на выручку от реализации более дорогого продукта – стабильного газового конденсата. Судебная практика также подтверждала эту точку зрения.

С 2006 г. в налоговом законодательстве изменилось определение газового конденсата: им признается соответствующее полезное ископаемое, добытое из всех видов  углеводородных месторождений, прошедшее  стадию промысловой подготовки в  соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления  его на переработку. Чтобы исключить  двусмысленность в толковании, законодатель определил в статье 337 НК, что переработкой газового конденсата является отделение  гелия, сернистых и других компонентов  и примесей (при их наличии), получение  стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки.

Но, несмотря на изменения в статье 337 НК, налоговые органы продолжали в отдельных случаях рассматривать  в качестве добытого полезного ископаемым не только нестабильный, но и стабильный газоконденсат. ФНС России некоторое  время использовала в работе письмо Ростехнадзора, позиция которого заключалось  в следующем: если техническим проектом разработки месторождения предусмотрена (на площади горного отвода) подготовка добываемого углеводородного сырья  до стадии стабильного газового конденсата, то включаемым в исходные данные для  расчета НДПИ добытым полезным ископаемым следует считать стабильный газовый  конденсат. В ходе выездных налоговых  проверок решения о достоверности  исходных данных по конкретным месторождениям принимались по результатам рассмотрения проектной и иной разрешительной документации.

После внесения изменений в Налоговый  кодекс с 2006 г. суды перестали поддерживать позицию налоговых органов. Был  сделан вывод, что в силу прямого  указания кодекса получение стабильного  газового конденсата является переработкой добытого сырья, и он, в соответствии с пунктом 1 статьи 337, не может быть признан полезным ископаемым и объектом обложения НДПИ, несмотря на то обстоятельство, что стабилизация конденсата нередко  происходит непосредственно на промысле. Таким образом, признание именно нестабильной кондиции газового конденсата в качестве подлежащего налогообложению  вида добытого полезного ископаемого  стало окончательной сформировавшейся практикой.

С 1 января 2012 г. налогообложение газового конденсата производится исходя из налоговой  ставки 556 руб. за 1 т. На период с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно она  увеличится до 590 руб., а с 2014 года до – до 647 руб. По сравнению с действовавшей адвалорной ставкой новые ставки должны обеспечить существенное снижение НДПИ. При приблизительной рыночной стоимости газового конденсата на уровне 15 тыс. рублей за 1 т., сумма налога, рассчитанная по ставке 17.5%, составила бы 2 625 рублей, тогда как новая налоговая ставка в размере 556 рублей составляет около 4%.

Однако, согласно п. 2 ст. 338 и п. 1 ст. 343 НК, налоговая база и сумма налога могут определяться по указанной  схеме только при добыче угля, обезвоженной, обессоленной и стабилизированной  нефти, попутного и горючего природного газа. А вот газовый конденсат  в этом списке отсутствует. Получается, что налогоплательщики должны рассчитывать налоговую базу по НДПИ на данное сырье «по старинке», исходя из его стоимости.

Многие нефтяные компании осуществляют добычу и реализацию газового конденсата вместе с нефтью. Технологически это  возможно ввиду значительного сходства физических свойств данных видов  полезных ископаемых. На практике при  подобной организации технологического процесса налоговые органы требуют  применения ставки НДПИ на нефть, которая  значительно выше (например, за январь 2012 г. она составляла 5 105 руб за т). Теоретически такой подход ошибочен, поскольку речь идет о реализации двух различных видов сырья, но судебная практика складывается не в пользу нефтяных компаний.

Так, в сентябре 2011 г. Президиум  ВАС поставил точку в двухлетнем споре между нефтяниками и  налоговыми органами10. Доводы налогоплательщика о подтверждении факта добычи конденсата как отдельного ископаемого лицензиями, актами списания запасов и статистической отчетностью не убедили судей. В процессе добычи оба вещества смешивались в межпромысловой системе трубопроводов и проходили совместную промысловую подготовку и переработку. Судьи указали, что в технологических проектных документах на разработку месторождений предусмотрены добыча, совместные сбор, промысловая подготовка и переработка нестабильного газового конденсата и нефти как видов минерального сырья для получения продукции, удовлетворяющей по качеству требованиям только стандарту «Нефть» (ГОСТ Р 51858-2002). При этом в документации отсутствовало описание комплекса технологических операций по доведению извлеченного газового конденсата до надлежащего качества. На основании данных фактов был сделан вывод о том, что промысловой подготовки углеводородного сырья с целью получения газового конденсата как товарной продукции не проводилось, а значит, добытым полезным ископаемым следует считать именно нефть.

Решение ВАС касается большинства  крупных нефтяных компаний России, поскольку они активно добывают конденсат и транспортирует его  в смеси с нефтью. По оценке экспертов  в год нефтяники извлекают  от 3 до 4 млн тонн конденсата.

Теоретически, для того чтобы пользоваться более низкой ставкой НДПИ на газовый  конденсат, компаниям необходимо транспортировать его по межпромысловым трубопроводам  отдельно от нефти, но с практической точи зрения это невыгодно. Можно попытаться защититься от доначислений налогов проектной документацией. Если налоговиков не устраивают геологические отчеты и данные об объемах извлеченного конденсата, представляемые в Комиссию по запасам, то можно принять стандарт качества на конденсат, утверждать по нему нормативы потерь и вести раздельный внутренний учет сырья.11

 

 

 

  1. Способы дифференциации НДПИ в целях повышения эффективности добычи углеводородного сырья

В. В. Путин, Председатель Правительства  России, 12 апреля 2012 года подписал Распоряжение Правительства Российской Федерации №443-Р «О принятии мер по увеличению инвестиционной привлекательности Российской Федерации» (далее − Распоряжение).

Распоряжение предусматривает  специальные условия для проектов освоения морских месторождений  углеводородов в границах внутренних морских вод, территориального моря и на континентальном шельфе России (далее − шельфовые проекты), добыча по которым будет начата после 1 января 2016 года и по которым на данный момент не предусмотрены налоговые льготы и освобождения от вывозной таможенной пошлины.

Предлагается квалифицировать  все шельфовые проекты с учетом сложности технологических решений, природно-климатических условий  и ледовой обстановки, глубины  моря, геологической сложности открытых и перспективных месторождений, удаленности от берега, наличия объектов береговой инфраструктуры и разделить  их на четыре категории:

• К первой категории  предлагается отнести шельфовые  проекты базового уровня сложности, в том числе шельфовые проекты  в Азовском и Балтийском морях

• Ко второй категории −  шельфовые проекты повышенного  уровня сложности, в том числе  шельфовые проекты в мелководной  части Черного моря, в Печорском  и Белом морях, в южной части  Охотского моря, включая шельф  острова Сахалин

• К третьей категории  − шельфовые проекты высокого уровня сложности, в том числе  проекты в глубоководной части  Черного моря и южной части  Баренцева моря

• К четвертой категории  − шельфовые проекты арктического уровня сложности, в том числе  проекты в Карском море, в северной части Баренцева моря и в восточной  Арктике.

В отношении данных категорий  проектов Правительство РФ предлагает установить специальные адвалорные ставки налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью (в процентах  от цены реализации добываемых полезных ископаемых). Таким образом, ставки НДПИ составят для:

• Первой категории проектов –30%

• Второй категории проектов – 15%

• Третьей категории проектов – 10%

• Четвертой категории  проектов – 5%.

В Распоряжении также говорится  о возможности понижения предусмотренных  ставок НДПИ и принятия мер дополнительного  стимулирования разработки шельфовых  проектов в случае существенного  изменения конъюнктуры мирового рынка, а также при наступлении  форс-мажорных обстоятельств.

По мнению экспертов, система  налогообложения нефтяной отрасли  в России не сбалансирована: государство  взимало чрезмерно высокие налоги с деятельности в области разведки и добычи углеводородов.12 Для целей привлечения новых инвесторов и увеличения потока иностранного капитала в Россию Правительство предлагает рассмотреть вопрос о предоставлении гарантий неизменности ставок налогов:

• По первой категории проектов − в течение пяти лет с даты начала добычи, но не позднее 12 апреля 2022 года

• По второй категории −  в течение семи лет с даты начала добычи, но не позднее 12 апреля 2032 года

Информация о работе Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и газового конденсата и пути их решения в Российской Федерации