Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и газового конденсата и пути их решения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ существующей системы налогового регулирования нефтегазовой отрасли, а именно: существующих элементов налоговой нагрузки нефтегазовой отрасли в виде НДПИ и экспортных пошлин, последних изменений законодательства а также рассмотрение спорных вопросов по данной теме и путей их решения.
В связи с этим был определен ряд задач:
• исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющейся в научной литературе информации;
• обобщить и агрегировать имеющиеся данные для построения заключений или практического подтверждения полученных выводов;
• рассмотреть основные пути решения выявленных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РФ………………5
Значение нефтегазового сектора для экономики РФ……………………5
Основные виды рисков и пути их решений в нефтегазовой отрасли….8
II АНАЛИЗ МЕТОДИК СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ……………………………………………….. 11
Особенности формирования налоговой базы и применения налоговых ставок в рамках налогообложения добычи нефти и газа по НДПИ…...11
Способы дифференциации НДПИ в целях повышения эффективности добычи углеводородного сырья…………………………………………18
Международный опыт стимулирования нефтегазовой отрасли………21

III ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ТАТАРСТАНЕ И БАШКОРТАСТАНЕ…..25
Налоговое стимулирование добычи углеводородов в Башкортостане..25
Практика налогообложения нефтегазовой отрасли Татарстана……….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Klyuchko_Ya_P_n3-1_Kursovaya.docx

— 2.34 Мб (Скачать файл)

• По третьей категории  − в течение 10 лет с даты начала добычи, но не позднее 12 апреля 2037 года

• По четвертой категории  − в течение 15 лет с даты начала добычи, но не позднее 12 апреля 2037 года..

 

В Западной Сибири сосредоточено более  половины российских запасов газового конденсата. В 2011 г. суммарная его  добыча на территории Ямало-Ненецкого  автономного округа составила 11, 427 млн т, что на 10% больше, чем годом ранее. Извлечение данного сырья осуществляют 17 предприятий на 24 месторождениях. Лидирующие позиции занимают дочерние структуры ОАО «Газпром», на которые приходится 7, 424 млн т, или 65% всего произведенного в округе конденсата. Далее следуют ОАО «НОВАТЭК» (2, 811 млн т, или 24, 6%), ЗАО «Роспан Интернешнл» (678, 903 тыс. т, 5, 9%), ОАО «НК «Роснефть» (256, 439 тыс. т, 2, 2%). В 2012 г. в регионе планируется добыть 12,3 млн т газоконденсата. Прирост данного показателя связывают с разработкой Южно-Тамбейского ГКМ и строительством завода по сжижению газа.

В рамках поддержки инвестиционной программы действует ряд налоговых льгот на газовый конденсат, добытый на территории полуострова Ямал вместе с природным газом, который будет использоваться исключительно для производства СПГ.

Во-первых, установлена нулевая  ставка НДПИ. Данную льготу налогоплательщики  вправе применять до тех пор, пока накопленный объем добычи не достигнет 20 млн т на участке недр, и при  условии, что срок разработки запасов  не превысит 12 лет.

Во-вторых, ставка налога на прибыль, отчисляемого в региональный бюджет, снижена до 13,5%.

В-третьих, введена нулевая ставка по налогу на имущество, используемое для производства газового конденсата.

В связи с несовершенством технологий разработки газоконденсатных месторождений  в России часть сырья безвозвратно теряется. С августа 2011 г., согласно поправкам в статье 342 Налогового кодекса, по нулевой ставке облагается газ, закачанный обратно в пласт  для поддержания давления в целях  извлечения газового конденсата. Данная мера направлена на стимулирование внедрения  технологии сайклинг-процесса. Эта  технология позволяет повысить конденсатоотдачу пластаи увеличить извлечение жидких углеводородов на 10-35%. Для применения льготы установлены ограничения: добыча газа и конденсата и обратная закачка  газа должны осуществляться в пределах одного участка недр.

Безусловно, принятые льготы будут  способствовать увеличению добычи газового конденсата, однако ждать существенной фискальной экономии от предложенных мер не стоит. Так, для практического  применения льгот на Ямале необходим  запуск завода по сжижению газа, ввод в  эксплуатацию которого планируется  лишь в 2016-2018 гг.

Что касается льготы, призванной стимулировать  более полное извлечение конденсата, то на сегодняшний день подавляющее  большинство месторождений разрабатываются  без поддержания пластового давления в связи с тем, что внедрение  технологии сайклинг-процесса требует  больших инвестиционных затрат. Кроме  того, значительные энергозатраты на компримирование, несмотря на экономию на налоге, не могут существенно  улучшить экономику таких проектов, но по крайней мере делают ее разумной. Замглавы Минфина Сергей Шаталов неоднократно говорил, что для конденсата необходима отдельная формула. Минэнерго предлагало рассмотреть вопрос о сбалансированном повышении ставок на конденсат в будущем.

«Сейчас налог на добычу конденсата находится на очень низком уровне, примерно 2% от стоимость реализации продукта, — рассказывает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. –  Отдельная формула приведет к  увеличению налога». Таким образом, предложение Минэнерго выгоднее для газовых компаний, так как  хотя бы на время НДПИ по конденсату останется на прежнем уровне.

Также Минфин против того, чтобы при  расчете маржи вычитались затраты  на разработку месторождений. Аналитик RMG Securities Михаил Лощинин указывает, что и здесь Министерство финансов беспокоится о бюджете: ведь с  вычетом затрат уменьшается база для расчета налога, а следовательно, и сам НДПИ.

Полищук добавляет, что здесь возникает  еще один спорный момент – нет  определенности, кто будет проводить  оценку затрат. «По каждому проекту  экспертная оценка может быть абсолютно  разной, в зависимости от того, кто  будет ее проводить – сами компании или представители профильных ведомств», – указывает аналитик.

Именно вопрос НДПИ на сегодняшний  день больше всего волнует рынок. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин  считает, что принята будет, скорее, версия Минэнерго. «Президент и правительство  всегда поддерживают инвестиционную программу  «Газпрома», — напоминает эксперт. – Высокие на сегодняшний день нефтяные цены позволяют дать некоторые  поблажки «национальному достоянию», так что инвестпрограмма не пострадает».

 

В «Газпроме» отказались комментировать возможные варианты формулы НДПИ. Представитель крупнейшего независимого газопроизводителя, компании «Новатэк», недоступен для комментариев.

 

 

3.Международный опыт стимулирования нефтегазовой отрасли

В условиях высоких цен  на нефть правительства продолжают увеличивать налоги на нефтяную отрасль. Однако некоторые страны, заботящиеся о долгосрочном развитии нефтегазовой промышленности, пересматривают свое законодательство с целью стимулирования дальнейших капиталовложений в разведку и разработку углеводородных ресурсов путем создания режимов налогообложения с целью привлечения инвестиций

За 2011 год правительства различных стран внесли значительные изменения в свои налоговые режимы, которые напрямую затрагивают нефтегазовую отрасль. Об этом свидетельствуют результаты международного обзора режимов налогообложения в нефтегазовой отрасли за 2011 год.13

Алексей Кондрашов, руководитель международной практики «Эрнст энд  Янг» по оказанию услуг в области  налогообложения компаниям нефтегазовой отрасли, отмечает: «Очевидно, что из-за высоких цен на нефть многие правительства  стремятся повысить налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль, видя в ней  простой и надежный источник бюджетных  поступлений. Опасность такого упрощенного  подхода к налогообложению отрасли  заключается в том, что правительства  не учитывают возрастающие вместе с  ценой на нефть расходы компаний, которые и так несут существенное налоговое бремя. Сочетание роста  налогов и затрат может затормозить  деятельность компаний по разведке и  разработке месторождений нефти и газа, жизненно необходимую для функционирования отрасли».14

Рост налогов наблюдался в ряде стран, в том числе в  Великобритании, где с 24 марта 2011 года дополнительный сбор на добычу увеличился с 20% до 32%. В результате фактический  налог на прибыль от нее достиг 62% (для месторождений, не облагаемых налогом на доход от добычи нефти (petroleum revenue tax) и 81% (для месторождений, облагаемых налогом на доход от добычи нефти). Также было принято решение о повышении налога на добычу полезных ископаемых и в России, где совокупная налоговая ставка (экспортная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых) приближается к 90%. В Казахстане ставка экспортной пошлины выросла до 40 долларов США за тонну. Другие страны также вносят изменения в режим налогообложения. В частности, в Китае повторно введены дополнительные сборы, а в Колумбии отменена льгота в связи с инвестициями в основной капитал.

На фоне обсуждения вопроса  об отмене вычета на нематериальные затраты  на бурение в США и решений  правительства Австралии распространить налог на нефтяные ресурсы (petroleum resource rent tax) на все нефтегазовые проекты  становится очевидной тенденция  к повышению налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль.

Режимы соглашений о разделе  продукции оправдали себя в качестве удобной формы контрактов в нефтегазовой отрасли. Они все еще широко используются во всем мире как странами, имеющими большой опыт в этой области (к  которым относятся Азербайджан, Индонезия, Малайзия, Филиппины и  Вьетнам), так и государствами  с развивающейся нефтегазовой промышленностью (например, Гренландией и некоторыми африканскими странами, которые таким  образом стимулируют деятельность по разведке месторождений нефти и газа). Бразилия посчитала необходимым дополнить законодательство в нефтегазовой сфере типовым контрактом о разделе продукции. Бразильское правительство прибегло к данной мере, чтобы впоследствии использовать такие контракты при проведении аукционов, предоставляющих право на разведку и разработку глубоководных подсолевых стратегических участков недр.

Многие страны ввели или  в данный момент разрабатывают новые  налоговые режимы с целью привлечения  инвестиций в новые области. Например, в Канаде предусмотрены налоговые  льготы для стимулирования разработок нефтяных песков. В российском правительстве  в настоящее время прорабатывается  вопрос о введении нового режима налогообложения, который в большей мере стимулировал бы разработку как старых, так и  новых месторождений нефти.

Можно ожидать, что развитие добычи сланцевого газа повлечет за собой  серьезные изменения в налогообложении  отрасли в странах, которые сейчас ведут разведку этих ресурсов. Благодаря  потенциалу месторождений сланцевого газа в нефтегазовой отрасли появятся новые игроки (в том числе Польша и Украина). Ожидается, что эти  страны будут изменять режим налогообложения  по мере развития отрасли.

Алексей Кондрашов приходит к заключению: «На мировой карте  нефтегазовой промышленности нет ни хороших, ни плохих систем налогообложения. Решения правительства в области  налогообложения зависят от многих факторов. Однако, как нам представляется, правительства, занимающие разумную позицию, учитывают долгосрочную перспективу  развития: они готовы подождать, чтобы  позволить инвесторам выйти на более  высокие уровни добычи и разработать  новые месторождения углеводородов. Такие страны переносят налоговую  нагрузку на этап генерирования положительных  денежных потоков».  

 

III  ОСОБЕННОСТИ ИСЧЕСЛЕНИЯ НДПИ В ТАТАРСТАНЕ И БАШКОРТАСТАНЕ

  1. Налоговое стимулирование добычи углеводородов в По Башкортостану.
ОАО "АНК "Башнефть" является седьмой по объемам добычи в России нефтегазовой компанией. В прошлом году «Башнефть» добыла рекордные для Башкирии 15,1 млн тонн нефти, производство которой в республике последние десятилетия неуклонно падало. По темпам роста добычи компания в течение трех последних лет лидировала среди российских ВИНК.Заметим, что 90% добычи нефти Башнефти приходится на территорию Башкортостана, однако месторождения компании характеризуются относительно высоким уровнем обводненности и низким дебитом скважин, что выражается в относительно высоких операционных затратах на извлечение нефти. Вследствие чего стоит отметить особую актуальность изменения порядка расчета НДПИ для месторождений с высокой степенью выработанности и для месторождений сверхвязкой нефти, а конкретно, применения понижающего коэффициента 0.7.

В целях выявления получаемой компанией выгоды, проведем исчисление суммы НДПИ за март 2013 года.

Согласно данным официального сайта компании, среднесуточная добыча «Башнефти» в I кв. 2013 года составила 42,7 тыс. т/сутки, достигнув максимального уровня за последние 17 лет.15 Таким образом, путем умножения на количество дней, получаем 1323,7 тысяч тонн нефти было добыто за март.

Для расчета также требуются  данные по технологическим потерям. В случае «Башнефти» они составляют 0,625% валовой добычи.

 

занимается добычей нефти  на территории России на основании  лицензии, выданной в 2009 году. В учетной  политике организации закреплен  косвенный метод определения  количества добытого полезного ископаемого.  

 

В январе 2012 года организация добыла 350 тонн сырой нефти. Химический анализ сырой нефти показал, что содержание в ней механических примесей, примесей воды, хлористых солей и попутного газа составляет 23,14 процента. Таким образом, количество добытой в январе обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти составило 269,01 т (350 т × (100% – 23,14%)). 

 

Норматив потерь нефти, утвержденный Минэнерго России по данному участку  недр, составляет 0,312 процента. 

 

Бухгалтер рассчитал потери, возникшие при добыче сырой нефти. Они составили 0,839 т (269,01 т × 0,312%). Эти потери (0,839 т) облагаются НДПИ по ставке 0 руб. 

 

Количество нефти, которое  облагается по общей ставке (446 руб./т), составило 268,171 т (269,01 т – 0,839 т). 

 

Коэффициент Кц за январь 2012 года равен 11,4029 (условные данные). 

 

Степень выработанности месторождения (Св), определенная организацией самостоятельно, равна 0,7112. Следовательно, коэффициент  Кв признается равным 1. 

 

Степень выработанности запасов  конкретного участка недр (Свз) превышает 0,05, а сумма запасов нефти категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку  недр по данным государственного баланса  за 2011 год составляет менее 5 000 000 тонн. Следовательно, коэффициент Кз также признается равным 1. 

 

Сумма НДПИ, подлежащая уплате за январь 2012 года, равна: 
268,171 т × 446 руб./т × 11,4029 × 1 × 1 = 1 363 835 руб.

По мнению главы Оренбургской области, «Башнефть» как налогоплательщик – одна из самых порядочных компаний, которая выполняет все свои обязательства. Как рассказал А. Корсик, компания понимает свою ответственность и необходимость роста налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. После присоединения в октябре 2012 года «Оренбургнефтепродукта» к «Башнефти» налоговые платежи предприятия в областной и муниципальные бюджеты увеличились более чем в три раза и составили по итогам прошлого года 490 млн рублей. «Здесь, в Оренбургской области, компания ведет бизнес. Здесь живут и работают наши сотрудники, более тысячи человек. И мы хотим, чтобы они жили в нормальных условиях», – сказал Александр Корсик.

Информация о работе Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и газового конденсата и пути их решения в Российской Федерации