Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
рассмотрим экономическое значение учетной политики и сравним национальную практику учета с международной;
раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая природа и некоторые проблемы в формировании учетной политики 5
1.1 Роль и значение учетной политики в хозяйственной деятельности 5
1.2 Проблемы, возникающие при формировании учетной политики 7
1.3 Учетная политика в соответствии с МСФО 9
2 Учетная политика в целях бухгалтерского учета и ее состав в текущей практике учета 16
2.1 Нормативная и законодательная база по созданию учетной политики 16
2.2 Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета 19
2.2.1 Организационно-технические аспекты 20
2.2.1.1 Рабочий план счетов 21
2.2.1.2 Формы первичных учетных документов 22
2.2.1.3 Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 24
2.2.1.4 Правила документооборота и технологии обработки информации 26
2.2.1.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями 28
2.2.2 Методологические аспекты учетной политики 29
2.2.2.1 Учет основных средств 29
2.2.2.2 Учет нематериальных активов 38
2.2.2.3 Учет материально-производственных запасов 43
2.2.2.4 Учет готовой продукции и товаров 53
2.2.2.5 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 56
2.2.2.6 Учет займов и кредитов 64
2.2.2.7 Учет создания и формирования резервов 66
2.3 Учетная политика с целью налогообложения 73
3 Типовые практические ситуации 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсач начало!.docx

— 232.79 Кб (Скачать файл)

Существование различных вариантов  учета позволяет организации  в рамках действующего законодательства либо уменьшать величину налогооблагаемой базы и начисляемых налогов, либо, увеличивая прибыль в бухгалтерском  учете, выплачивать более высокие  дивиденды. Кроме того, «подчиненность»  бухгалтерского учета целям налогообложения  становится причиной искажения реальной картины финансово-хозяйственной  деятельности и ограничивает использование  информации, формируемой в системе  бухгалтерского учета, для обоснования  принятия управленческих решений.

Формирование учетной политики и контроль ее раскрытия в коммерческих организациях связаны с определенными  проблемами:

- нет четкого понятийного аппарата в части учетной политики и ее аспектов;

- учетная политика не рассматривается в качестве важного инструмента управления, как составляющая общей финансовой политики общества;

- не обеспечивается эффективное управление финансовыми потоками из-за ориентации на максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета;

- не просчитывается ее влияние на показатели бухгалтерской и налоговой отчетности;

- не в полной мере учитываются организационно-правовая форма и отраслевые особенности деятельности;

- не учитываются стратегические цели развития организации;

- не четко систематизируются подходы к структурированию учетной политики;

- не полностью раскрываются организационный, технический, методический и налоговый аспекты учетной политики;

- не отражены в нормативных актах международный, аналитический и управленческий аспекты;

- отсутствует единая методика проведения аудита учетной политики и механизм оценки ее эффективности. [19]

 

1.3 Учетная политика в  соответствии с МСФО

Внедрение учетной политики в российскую учетную практику неразрывно связано с реализацией государственной программы реформирования отечественного бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Основой для создания ПБУ 1/08 стали  международные стандарты IAS 8 «Учетная политика, изменения в в бухгалтерских оценках и ошибки», IAS 1 «Представление финансовой отчетности», в котором определены требования, предъявляемые к раскрытию информации об учетной политике.

Последние изменения, внесенные в IAS 8, посвященный вопросам применения учетной политики, вступили в действие с 18июля 2012 года; при этом IAS 8 не только был пересмотрен, изменилось и его  название. Действующая в настоящее  время редакция IAS 8 устанавливает  критерии выбора и изменения учетной  политики, а также требования, предъявляемые  к раскрытию информации о влиянии  учетных оценок и ошибок на отчетные данные.

IAS 8 регулирует следующие вопросы:

– выбор учетной политики или  ее изменение;

– изменения учетных оценок;

– исправление ошибок, допущенных в предшествующих отчетных периодах;

– правила отражения в финансовой отчетности событий, которые вызваны  изменением учетной политики, учетных  оценок и исправлением ошибок.

Согласно IAS 8, учетная политика – это конкретные принципы, правила, процедуры и практика, применяемые организацией при составлении финансовой отчетности. Организация обязана избрать и последовательно применять свою учетную политику при отражении аналогичных операций, событий и условий.

Выбор и применение учетной политики должны основываться на соответствующих  МСФО. При использовании различных  активов организация должна обращаться к соответствующим стандартам в  целях определения порядка их отражения в финансовой отчетности.

Различия подходов и задач  формирования и применения учетной  политики, определенных в российских нормативных документах и Международных  стандартах финансовой отчетности (рис. 1), предопределяют структуру и содержание важнейшего внутреннего нормативного документа в сфере бухгалтерского учета каждой организации — приказа (распоряжения) об учетной политике.

Как видно из рисунка, понятия  учетной политики, приводимые ПБУ  и МСФО, если не сказать, что идентичны, то довольно близки друг к другу  по сути и содержанию, гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд. МСФО рассматривают учетную политику как выбор способов 1) подготовки и 2) представления отчетности. Российское определение, построенное на базе элементов  метода бухгалтерского учета, включает в себя четыре составляющих, однако первые три (первичное наблюдение, стоимостное  измерение и текущая группировка) просто более детально раскрывают процесс  подготовки отчетности, а четвертая (итоговое обобщение) есть не что иное, как выбор формы и порядка  представления финансовой отчетности.

Дальнейшее сравнение ПБУ 1/08 и  IAS 8 представлено в таблице 1.

Таблица 1 Подходы к формированию учетной политики

 

ПБУ 1/08

IAS 8

Допущение имущественной  обособленности

Активы и обязательства  организации существуют обособленно  от активов и обязательств собственников  этой организации и активов и  обязательств других организаций (п.5 ПБУ 1/08).

В МСФО допущение имущественной  обособленности не сформулировано в  качестве одного из основополагающих, поскольку  определение активов  и обязательств, приведенное в  п. 49  Принципов подготовки и составления  финансовой отчетности, отражает тот  факт, что  МСФО исходит из  необходимости  отнесения активов и обязательств  к конкретной организации.

Допущение непрерывности  деятельности

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем  и у нее отсутствуют намерения  и необходимость ликвидации или  существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут  погашаться в установленном порядке (п.6 ПБУ 1/08).

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем  и у нее отсутствуют намерения  и необходимость ликвидации или  существенного сокращения деятельности (п. 23 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности)

Допущение последовательности применения учетной политики

Принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного года к другому (п.5 ПБУ 1/08).

Предприятие выбирает и применяет  учетную политику последовательно  для одинаковых операций, прочих событий  и условий (п.13 МСФО 8).

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты  денежных средств, связанных с этими  фактами (п.5 ПБУ 1/08).

Результаты операций и  прочих событий признаются по факту  их совершения (а не тогда, когда  денежные средства или их эквиваленты  получены или выплачены) – принцип  начисления. Они отражаются в учетных  записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.

Требование полноты

Полнота отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной  деятельности (п.6 ПБУ 1/08).

Информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на ее создание (п.38 Принципов подготовки и составления  финансовой отчетности).

Требование своевременности

Своевременное отражение  фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности (п.6 ПБУ 1/08).

Своевременное отражение  информации в отчетности с учетом соблюдения баланса между уместностью  и надежностью информации.

Требование осмотритель-ности

Большая готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п.6 ПБУ 1/08).

Требование осмотрительности изложено в п.37 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности.

Требование приоритета содержания перед формой

Отражение в бухгалтерском  учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п.6 ПБУ 1/08).

Операции и другие события  должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью  и экономической реальностью, а  не только в соответствии с юридической  формой (п.35 Принципов подготовки и  составления финансовой отчетности).

Требование непротиворе-чивости

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний  календарный день каждого месяца (п.6 ПБУ 1/08).

Требование непротиворечивости в МСФО не определено.

Требование рациональ-ности

Рациональное ведение  бухгалтерского учета, исходя из условий  хозяйственной деятельности и величины организации (п.6 ПБУ 1/08).

Требование рациональности в отношении ведения бухгалтерского учета в МСФО не определено.

В то же время в Принципах  подготовки и составления финансовой отчетности содержится положение о  необходимости соблюдения баланса  между выгодами, получаемыми от информации и затратами на ее сбор.

Организацион-ные аспекты  учетной политики

Принятая организацией учетная  политика подлежит оформлению соответствующей  организационно-распорядительной документацией 

Соответствующие положения  в МСФО отсутствуют.


В таблице рассмотрены  принципы и допущения, лежащие в  основе учетной политики. Мы видим, что в МСФО отсутствует требование непротиворечивости, требования рациональности бухгалтерского учета - это объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета. В отличие от ПБУ, МСФО устанавливает четкие критерии и иерархию источников, которыми необходимо руководствоваться при формировании учетной политики по вопросам, не урегулированным действующими нормативными актами.

Что касается вопросов порядка  и принципов изменений в учетную  политику, то существенных различий нет. И по российскому, и по международному стандарту учетную политику следует менять, когда это требуется в соответствии с законом, либо если это приведет к более правильному восприятию информации в отчетности. Существенные ошибки за предшествующие периоды исправляются ретроспективным или перспективным способом. Согласно ПБУ 1/08, в случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно). В отличие от РСБУ, МСФО не регламентирует дату вступления в силу изменений в учетной политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В  ЦЕЛЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И  ЕЕ СОСТАВ В ТЕКУЩЕЙ ПРАКТИКЕ  УЧЕТА

 

2.1 Нормативная и законодательная  база по созданию учетной политики в РФ

Основным документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении хозяйственных  операций, является учетная политика.

Сейчас понятие учетной политики, основы ее формирования (выбора или  разработки) и раскрытия устанавливаются  Положением по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 6.10.2008 №106н, а также статьей 6 «Организация бухгалтерского учета  в организациях» Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ.

ПБУ 1/2008 и другие Положения по бухгалтерскому учету устанавливают правила  формирования учетной политики организации  для целей бухгалтерского учета. После вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль организации» Налогового Кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ у организаций возникла обязанность по формированию учетной  политики для целей налогообложения  и включению ее в систему внутреннего нормативного регулирования. Учетная политика организации для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации.

Применительно к налогу на прибыль  и согласно статье 313 главы 25 НК РФ в  учетной политике для целей налогообложения  организация должна установить порядок  ведения налогового учета. Учетная  политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений  организации.

В случае если организация начала осуществлять новые виды деятельности, она также обязана определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей  налогообложения этих видов деятельности.

Таким образом, на предприятии создается  два вида учетной политики: для  целей бухгалтерского учета и  для целей налогообложения. Каждый из них регулируется различными нормативными документами. 
Создавая учетную политику, руководствуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ. Согласно Закону, принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики используют ПБУ 3/2006 «Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 27.11.2006 №154н.

Также используют ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 09.06.2001 №44н. В нем говорится  о том, что применение способов отпуска  материально-производственных запасов  в производство и ином выбытии  их оценка производится исходя из допущения  последовательности применения учетной политики.

Используют также ПБУ 6/01 «Учет  основных средств», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 30.03.2001 №26н. В учетной политике, в соответствии с ПБУ 6/01, устанавливаются активы принимаемые организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

При формировании учетной политики применяют ПБУ 13/2000 «Учет государственной  помощи», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 16.10.2000 №92н.

Также применяют ПБУ 14/2007 «Учет  нематериальных активов», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 27.12.2007 №153н. В учетной политике отражаются:

- способы оценки нематериальных  активов, приобретенных не за  денежные средства; 
- принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов; 
- способы определения амортизации нематериальных активов, а также установленный коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка;

- изменения сроков полезного  использования нематериальных активов; 
изменения способов определения амортизации нематериальных активов.

В ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 19.11.2002 №115, сказано, что в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация:

- о способах списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам;

- о принятых организацией сроках применения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Применяют ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное Министерством  Финансов РФ от 10.12.2002 №126н. В ПБУ  сказано, что в учетной политике должен отражаться выбранный способ оценки актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений. 
В учетной политике закрепляется рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 №94.

При формировании учетной политики используют Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства Финансов РФ от 28.12.2001 №119. В них сказано, что в учетной политике должны быть использованы счета заготовления и приобретения материалов или субсчета к счетам учета запасов в части  доли транспортно-заготовительных  расходов.

Если по какому-либо конкретному  вопросу нормативными документами  не предусмотрен способ ведения бухгалтерского учета, то организация самостоятельно или при помощи консультационной фирмы разрабатывает соответствующий  способ исходя из нормативных документов по бухгалтерскому учету.

 

2.2  Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета

Законодательными и нормативными документами не регламентируется порядок  составления учетной политики. Организациям дано право самим разрабатывать  ее положения исходя из требований Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/08 и иных положений по бухгалтерскому учету.

На выбор и обоснование  учетной политики влияют следующие  факторы:

- организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т. д.);

Информация о работе Учетная политика предприятия