Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
рассмотрим экономическое значение учетной политики и сравним национальную практику учета с международной;
раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая природа и некоторые проблемы в формировании учетной политики 5
1.1 Роль и значение учетной политики в хозяйственной деятельности 5
1.2 Проблемы, возникающие при формировании учетной политики 7
1.3 Учетная политика в соответствии с МСФО 9
2 Учетная политика в целях бухгалтерского учета и ее состав в текущей практике учета 16
2.1 Нормативная и законодательная база по созданию учетной политики 16
2.2 Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета 19
2.2.1 Организационно-технические аспекты 20
2.2.1.1 Рабочий план счетов 21
2.2.1.2 Формы первичных учетных документов 22
2.2.1.3 Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 24
2.2.1.4 Правила документооборота и технологии обработки информации 26
2.2.1.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями 28
2.2.2 Методологические аспекты учетной политики 29
2.2.2.1 Учет основных средств 29
2.2.2.2 Учет нематериальных активов 38
2.2.2.3 Учет материально-производственных запасов 43
2.2.2.4 Учет готовой продукции и товаров 53
2.2.2.5 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 56
2.2.2.6 Учет займов и кредитов 64
2.2.2.7 Учет создания и формирования резервов 66
2.3 Учетная политика с целью налогообложения 73
3 Типовые практические ситуации 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсач начало!.docx

— 232.79 Кб (Скачать файл)

7. Метод учета затрат  на производство и калькулирование  себестоимости. Различают нормативный,  позаказный, попередельный и попроцессный  методы учета затрат на производство  и калькулирования себестоимости  продукции. В качестве методов  калькулирования применяют нормативный  метод и метод директ-костинга.

- Позаказный метод используется  в индивидуальных и мелкосерийных  производствах (строительстве, производстве  турбин, блюмингов, самолетов и  т. п.). Кроме того, он широко применяется во вспомогательных производствах, особенно на ремонтных работах. При использовании позаказного метода все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания работ по заказу.

- Попередельный метод  предполагает учет затрат на  производство не только по  видам продукции и статьям  калькуляции, но и по переделам.Под  переделом понимают совокупность  технологических операций по  выработке промежуточного продукта (полуфабриката) или готовой продукции  (на последнем переделе).

- Попроцессный метод применяется  в организациях со следующими  признаками производственного процесса: массовый характер производства  одного или нескольких видов  продукции; краткий период технологического  процесса; незавершенное производство  отсутствует или оно незначительно.

При выборе метода учета  затрат на производство и калькулирования  себестоимости продукции нужно  иметь в виду, что в организациях могут применяться не один, а несколько  или даже все методы учета затрат на производство и калькулирования  себестоимости продукции. Например, в крупных организациях в основном производстве может применяться  попередельный метод; учет затрат по ремонтным работам осуществляется, как правило, с помощью позаказного  метода; во вспомогательных производствах, вырабатывающих один или несколько  однородных видов продукции (котельная, электроцех), применяется попроцессный метод.

 

 

 

2.2.2.6 Учет займов и кредитов

ПБУ 4/99 и ПБУ 15/2008 установлены  следующие элементы учетной политики:

- порядок учета процентов, дисконта по облигациям и векселям;

- порядок учета дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов.

1. Порядок учета процентов,  дисконта по облигациям и векселям. Согласно пунктам 15 и 16 ПБУ 15/2008 проценты, дисконт по облигациям и векселям учитываются организацией-заемщиком в составе прочих расходов:

1) в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления;

2) равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты полученных взаймы денежных средств и в течение срока действия договора займа.

Равномерное включение процентов, дисконта в состав прочих расходов позволит унифицировать порядок  признания расходов в бухгалтерском  и налоговом учете.

2. Порядок учета дополнительных  затрат, связанных с получением займов и кредитов. В соответствии с п. 3 ПБУ 15/2008 в состав указанных дополнительных затрат могут быть отнесены расходы, связанные с оказанием заемщику юридических и консультационных услуг, проведением экспертиз, осуществлением копировально-множительных работ и т. п.

Дополнительные затраты, связанные с получением займов и  кредитов, получением и размещением  заемных обязательств, в соответствии с п. 6 и 8 ПБУ 15/2008 могут:

1) учитываться в составе прочих расходов в отчетном периоде, в котором они были произведены;

2) равномерно включаться в состав прочих расходов в течение срока действия договора займа (кредитного договора).

Второй вариант обеспечивает равномерное включение данных затрат в расходы организации, и поэтому  он представляется более предпочтительным.

3. Определение состава обычных и прочих видов деятельности. В соответствии с п. 4 ПБУ 9/99 [4] и п. 4 ПБУ 10/99 [5] доходы и расходы в зависимости от их характера, условий получения, направлений деятельности организации подразделяются следующим образом:

а) доходы и расходы по обычным видам деятельности;

б) прочие доходы и расходы.

Доходами от обычных видов  деятельности являются выручка от продажи  продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ (оказанием услуг).

В организациях, предметом  деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления от указанных видов деятельности.

По видам деятельности, являющимся предметом деятельности организации, доходы учитываются на счете 90 «Продажи», а расходы –  на счетах 20, 26, 44 и др.

4. Элементы учетной политики по видам деятельности, резервам и расходам будущих периодов. В соответствии с п. 4 ПБУ 9/99 и п. 4 ПБУ 10/99 доходы и расходы в зависимости от их характера, условий получения, направлений деятельности организации подразделяются следующим образом:

а) доходы и расходы по обычным видам деятельности;

б) прочие доходы и расходы.

Доходами от обычных видов  деятельности являются выручка от продажи  продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ (оказанием услуг).

В организациях, предметом  деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления от указанных видов деятельности.

Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное  пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретении, промышленные образцы, и других видов  интеллектуальной собственности и  от участия в уставных капиталах  других организаций, когда это не является предметов деятельности организации, относятся к прочим доходам.

Соответственно доходами квалифицируются и расходы организации (п. 5 ПБУ 10/99).

В учетной политике организации  необходимо указать:

- перечень основных видов деятельности;

- перечень прочих видов деятельности;

- критерии квалификации видов деятельности как предметов деятельности.

Отдельные виды доходов и  расходов в учетной политике в  целях бухгалтерского учета целесообразно  квалифицировать в соответствии с подходами по решению данного  вопроса в учетной политике для целей налогообложения .

 
2.2.2.7 Учет создания и формирования резервов

Порядок создания резервов в бухгалтерском учете регулируется соответствующими законодательными и  другими нормативными актами. Следует  при этом отметить, что в соответствии с приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186 н п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, разрешающим создавать перечисленные в п. 72 резервы, с 01.01.2011 утратил свою силу. Однако отмена указанного пункта в положении не означает запрет на создание всех перечисленных в нем резервов.

Начиная с 2011 г. право и обязанность организаций на создание ряда резервов необходимо определять в соответствии с требованиями ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и активы».

Оценочным называется обязательство  организации с неопределенной величиной  и (или) сроком исполнения. Указанное  обязательство может возникнуть:

- из норм действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров;

- в результате действий организации по принятию на себя определенных обязанностей перед другими организациями и лицами.

Оценочное обязательство  признается в бухгалтерском учете  при одновременном соблюдении следующих  условий:

- наличие у организации обязанности, являющейся следствием прошлых событий хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;

- уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства;

- величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена по каждому обязательству отдельно или по их совокупности.

Примеры анализа обстоятельств  с целью признания в бухгалтерском  учете оценочных обязательств приведены  в приложении 1 к ПБУ 8/2010. Примерный  перечень оценочных обязательств содержится в ПБУ 8/01, в котором они назывались условными фактами.

Методика определения  величины оценочных обязательств приведена  в разделе III ПБУ 8/2010. При этом если срок исполнения оценочного обязательства  превышает 12 месяцев после отчетной даты, или меньший срок, установленный  организацией в учетной политике, то такое обязательство оценивается  по стоимости, определяемой путем дисконтирования  его величины.

1. Резервы под оценочные  обязательства. Основной целью указанных резервов является уточнение балансовой оценки ряда объектов бухгалтерского учета. Признанные оценочные обязательства отражаются по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Величина оценочного обязательства в зависимости от их характера относится на расходы по обычным видам деятельности, на прочие расходы, либо включаются в стоимость соответствующего актива.

Уплачиваемые организацией штрафы, пени и неустойки относятся  к прочим расходам. Потому создание резерва под оценочные обязательства, являющиеся результатом судебных разбирательств, в которых организация выступает  ответчиком, отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и  кредиту счета 96 «Резервы предстоящих  расходов».

При наступлении фактов хозяйственной  деятельности по оценочным обязательствам составляются бухгалтерские записи по использованию созданных на эти  цели резервов. Например, уплачиваемые по исполнительным листам судебных органов  суммы штрафов, пеней, неустоек отражаются по дебету счета 96 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52 и др.).

Если сумма созданного резерва недостаточна для покрытия оценочного обязательства, то непокрытая сумма обязательства оформляется  обычными бухгалтерскими записями по учету соответствующих расходов (дебетуются счета учета расходов и кредитуются счета учета  расчетов или счета по учету денежных средств).

Если сумма созданного резерва на покрытие оценочного обязательства  оказывается выше фактических расходов на погашение обязательства, то неиспользованная часть резерва признается прочим доходом организации и отражается по дебету счета 96 и кредиту счета 91.

Часть созданных резервов под оценочные обязательства  в конце года может оказаться  неиспользованной. Кроме того, организация  может получить дополнительную информацию, позволяющую уточнить величину создаваемых  резервов под оценочные обязательства.

Для уточнения правильности расчетов и обоснованности резервов под оценочные обязательства  в конце отчетного года, а также  при наступлении новых событий, проводится их проверка.

По результатам проверки сумма резервов под оценочные  обязательства может остаться без  изменения, быть увеличена, уменьшена  или полностью списана.

Следует отметить, что организации  могут создавать резервы, не предусмотренные  правилами бухгалтерского учета  и налоговым законодательством. Например, в некоторых торговых организациях создают резерв «на забывчивость покупателей при оплате покупок». Сопоставление фактических недостач с величиной создаваемого резерва  позволяет администрации организации  жестче контролировать дисциплину ее работников.

Для получения информации о состоянии и движении резервов предстоящих расходов используется пассивный счет 96 «Резервы предстоящих  расходов».

В учетной политике на соответствующий  год организация должна предусмотреть  создание резервов, рассчитать ежемесячные  отчисления на текущий год и остаток  резерва на начало следующего года.

В конце года после инвентаризации расчетов начисленные суммы резервов доводятся до величины фактических  расходов. По некоторым резервам организации  могут иметь переходящий на следующий  год остаток.

Если при уточнении  учетной политики на следующий год  организация отказывается от начисления каких-либо резервов, то остатки средств  по этим резервам по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, подлежат присоединению к финансовому  результату организации с отражением в бухгалтерском учете за январь.

2. Резерв на оплату  отпусков. Обязанности организации по оплате отпусков являются оценочными и они должны признаваться в бухгалтерском учете по правилам ПБУ 8/2010. Это означает, что начиная с 2011 года организации обязаны создавать резерв по оплате отпусков. Право создавать и не создавать указанный резерв осталось у малых предприятий, за исключением субъектов малого предпринимательства – элементов публично размещаемых ценных бумаг.

Информация о работе Учетная политика предприятия