Учетная политика организации, ее основные аспекты. Анализ деловой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изложение основных аспектов при формировании учётной политики на конкретном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность учёной политики предприятия;
Изучить общие принципы формирования учётной политики;
Рассмотреть использование учётной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учёта;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..2

Глава I. Теоретические основы учетной политики предприятий.
Понятие учетной политики предприятия. ПБУ 1/98……………………..3
Общие принципы формирования учетной политики…………………….8
Использование учетной политики организаций для целей бухгалтерского учета…………………………………………………………………………11
Учет материально-производственных запасов………………………11
Учет основных средств………………………………………………..13
Учет затрат на производство………………………………………….15

Глава II. Особенности формирования учетной политики в сельскохозяйственных организациях.
2.1 Организационный аспект учетной политики предприятия………………17
2.2 Методический аспект учетной политики предприятия…………………...20
2.2.1 Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам…………………………………….................................20
2.2.2 Учет готовой продукции………………………………………………...21
2.2.3 Оценка незавершенного производства…………………………………22
2.2.4 Варианты распределения и использования прибыли………………….23
2.3 Формирования учетной политики в целях налогообложения…………………………………………………………………...24

Глава III. Анализ и оценка деловой активности предприятия.
3.1 Понятие, цели, задачи и источники информации деловой активности предприятия………………………………………………………………………..27
3.2 Анализ и оценка капитала, мобильных средств, материальных оборотных средств, готовой продукции (актив баланса)…………………………………….29
3.3 Анализ доходности собственного капитала, резервов и обязательств организации…………………………………............................................................32

Заключение………………………………………………………………………….36

Литература………………………………………………………………………….37

Приложение…………………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Курсовая по буху(учетная политика).doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

   Форма бухгалтерского учета  представляет собой определенное  сочетание построения и взаимосвязи  регистров, порядок и способы регистрации и группировки в них учетной информации. Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных предприятиях ведется в различных формах бухгалтерского учета: ручных (мемориально-ордерная, журнально-ордерная) и автоматизированных.

   Мемориально-ордерная форма учета в настоящее время используется редко. Она характеризуется составлением  мемориальных ордеров на основе первичных документов или итогов накопительных ведомостей по однородным хозяйственным операциям. Ежемесячно итоговые данные мемориальных ордеров отражается в регистрационном журнале с указанием номера ордера и его даты. Кроме того, данные мемориальных ордеров разносят по счетам синтетического учета в главной книге, которая, в свою очередь, служит основанием для составления оборотной ведомости по счету синтетического учета и бухгалтерской отчетности. Общий итог регистрационного журнала должен соответствовать итого оборотов по дебиту и кредиту в оборотной ведомости по счетам синтетического учета за соответствующий период. Аналитический учет ведется отдельно от синтетического учета на карточках, в книгах и ведомостях.

   Журнально-ордерная форма  является наиболее распространенной  в сельском хозяйстве. Предприятиями  АПК используется 17 журналов-ордеров, 52 ведомости свободного аналитического учета, 5 реестров, 4 книги, бухгалтерские справки, листки-расшифровки, лицевые счета (производственные отчеты) подразделения и сводные.

   При журнально-ордерной  форме учета информация, отраженная  в первичных документах, заносится  непосредственно в журнал-ордер либо предварительно группируется в накопительных ведомостях. Журналы-ордера используют в течение месяца для отражения операций по отдельному синтетическому счету либо группе взаимосвязанных счетов. Они являются регистрами хронологического и синтетического учета. По окончании месяца итоги журналов-ордеров отражают в Главной книге, используемой при составлении отчетности.

   В настоящее время все  более широкое распространение  получает применение автоматизированных  форм учета.

                           

 

 

                                Организация работы в бухгалтерии.

   В соответствии с Федеральным  законом №129 – ФЗ руководитель  организации может, исходя из  объема учетной работы, зависящих  от различного рода факторов:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтеров;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

   Если в организации бухгалтерия  выделена в отдельную службу, в учетной политике необходимо  отразить ее структурное строение. Бухгалтерская служба организации, являющаяся самостоятельным структурным  подразделением, подчиняется главному бухгалтеру.

   Если по каким-либо причинам  в организации меняется форма  организации бухгалтерской службы, приказом руководителя организации  в учетную политику вносятся  соответствующие корректировки, которые  в данном случае не будут  являться изменениями этой учетной политики.

   Структура бухгалтерии зависит  от формы организации учета  на предприятии. Вопрос о выделении  структурных подразделений на  отдельный баланс решается в  рамках учетной политике организации.

   При централизованной форме  весь бухгалтерский учет сосредоточен в главной (централизованной) бухгалтерии, являющейся единым подразделением организации. Подобное построение позволяет организовать разделение труда сотрудников бухгалтерии и обеспечить контроль со стороны этой учетной службы за всеми процессами в организации.

              Документирование хозяйственных операций и регистры бухгалтерского учета.

   Все хозяйственные операции, осуществляемые сельскохозяйственным  предприятием, оформляются оправдательными (первичными) документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Применение унифицированной первичной документации позволяет избежать разнобоя на первоначальном этапе организации бухгалтерского учета и облегчить внедрение компьютерного учета.

   Первоначальные учетные документы должны иметь ряд обязательных реквизитов: наименование документа, код формы, дату составления, наименование предприятия, фамилия и инициалы должностных лиц и подписи лиц, составивших документ, содержание хозяйственной операции, ее количественную характеристику в натуральном и денежном выражении и др.

   Обращение документов на  предприятии осуществляется в  соответствии с установленным  на предприятии графиком документооборота. Под документооборотом подразумевается  движение документов от момента их составления на данном предприятии или получения со стороны до сдачи в архив после обработки и систематизации. В графике документооборота указываются сроки составления, представления и обработки первичных документов, регистрации и группировки учетных данных, с указанием ответственных лиц. Также могут быть добавлены сроки выполнения учетных работ с указанием ответственных лиц. Такой план-график составляется главным бухгалтером сельскохозяйственного предприятия, и после утверждения руководителем становится обязательным для исполнения.

   Информация из первичных  документов переносится в регистры  бухгалтерского учета. Под регистром  в бухгалтерском учете понимают различные виды таблиц, которые заносят данные из первичной документации. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах учета и в бухгалтерской отчетности. Они должны быть защищены от несанкционированных исправлений. В случаях исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета их подтверждают подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Содержание регистров бухгалтерского учета являются коммерческой тайной.

                          Порядок проведения инвентаризации.

   Одним из наиболее важных  разделов при формировании учетной  политики является раздел, регламентирующий  проведение инвентаризации на  сельхозпредприятии.

   В соответствии со ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

   Для целей инвентаризации под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и другие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

   Инвентаризация оформляется  первичными учетными документами  установленной формы (инвентарные  описи, акты инвентаризации, сличительные  ведомости).

   Количество инвентаризаций  в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемой при каждой из них, устанавливается руководителем организации. 

 

 

 

 

 

 

          

 

          2.2 Методический аспект учетной политики предприятия.

 

   Методическая часть учетной политики включает те правила бухгалтерского учета, по которым организация вправе выбирать из нескольких, утвержденных в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету.

   На основании анализа  финансово-экономического состояния  организации необходимо просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателей.

   При определении учетной  политики у предприятия существует  выбор, который касается методов  списания сырья и материалов  в производство, вариантов списания  малоценных и быстроизнашивающихся  предметов, методов оценки незавершенного  производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.    

   В методической части учетной политики предприятия предусматривается:

  1. порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
  2. порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по приобретению и изготовлению материальных ценностей;
  3. методы оценки запасов и расчетов их фактической себестоимости
  4. варианты учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
  5. способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
  6. перечень резервов предстоящих расходов;
  7. порядок учета и финансирования ремонта основных средств;
  8. сроки погашения расходов будущих периодов;
  9. варианты учета выпуска готовой продукции;
  10. варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  11. варианты распределения чистой прибыли предприятия;
  12. порядок начисления дивидендов и их выплата;
  13. порядок формирования резервного капитала;
  14. методы распределения расходов на продажу;
  15. порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.

   Рассмотрим некоторые из  них.

                  Начисление амортизации по основным средствам.

   В соответствии с п.п.21,22 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений начинается с 1-го числа, месяца следующего за месяцем принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта, либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

   Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

   В течение срока полезного  использования объекта основных  средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается. Исключение составляют ситуации, когда основное средство переведено по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев и когда объект находится на восстановлении, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

   Пунктом 18 ПБУ 6/01 установлено четыре способа начисления амортизации объектов основных средств, которыми организации могут воспользоваться:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

   Каждая организация имеет  право использовать различные  способы амортизации для разных  групп однородных объектов основных  средств, однако она обязана применять избранный способ начисления амортизации в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

              Начисление амортизации по нематериальным активам.

   ПБУ 14/2000 разрешат использовать только три метода амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

   В течении отчетного года  амортизационные отчисления по  нематериальным активам начисляются  ежемесячно, независимо от применяемого способа начисления, в размере 1/12 годовой суммы.   

                                  Учет готовой продукции.

   Согласно п.59 Положения по  ведению бухгалтерского учета, готовая  продукция в бухгалтерском учете  может быть оценена либо по фактической, либо по нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др., либо по прямым статьям затрат.

   Выбранный вариант учета  выпуска готовой продукции должен  быть зафиксирован в учетной  политике организации для целей  бухгалтерского учета.

   При учете готовой продукции  по фактической себестоимости  затраты на ее изготовление  организация списывает непосредственно на счет 43.

   При учете готовой продукции  по нормативной себестоимости  организация может применить  один из следующих методов.

   Используя первый метод, организация отражает готовую  продукцию на двух счетах: 40 и 43.

   В этом случае фактическая производственная себестоимость готовой продукции учитывается по дебету счета 40 в корреспонденции со счетами учета затрат:

  • 20 «Основное производство»;
  • 23 «Вспомогательные производства»;
  • 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Информация о работе Учетная политика организации, ее основные аспекты. Анализ деловой активности