Шпаргалка по "Бухгалтерский учет и аудит"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:08, шпаргалка

Описание работы

Реформа системы бух учета подвержена влиянию обстоятельств и объективных факторов, которые характерны для переходного периода экономики.
Наиболее существенным и объективным фактором, который влияет на процесс реформирования бух учета, является административный характер.
Таким образом, одна из самых главных задач – это нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Нормативное регулирование бухгалтерского учета должно соответствовать требованиям, предъявляемым государством,

Файлы: 1 файл

бех учет зачет ответы.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

1 .Нормативное регулирование и реформирование бух.учёта в России

Реформа системы бух  учета подвержена влиянию обстоятельств  и объективных факторов, которые  характерны для переходного периода  экономики. 
Наиболее существенным и объективным фактором, который влияет на процесс реформирования бух учета, является административный характер.  
Таким образом, одна из самых главных задач – это нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Нормативное регулирование бухгалтерского учета должно соответствовать требованиям, предъявляемым государством, пользователями финансовой и рыночной информации, а так же представлять результат взаимодействия разных экономических институтов.  
Кроме этого, система нормативного регулирования бух учета, переходной экономики должна представлять некий компромисс между уже сложившимися мировыми принципами, которые выстраивались в процессе мировых соглашений, регулирований и прочее, и системой регулирования, которая уже сформирована законодательной системой. 
То есть, система нормативного регулирования бух учета представляет собой самостоятельную систему.  
Таким образом, нормативное регулирование бухгалтерского учета, представляет собой открытую систему с точки зрения изменений экономики и закрытую с точки зрения законодательства. 
Вопросы организации и методологии бух учета в Российской Федерации, регламентируются Минфином. 
Сейчас начат процесс формирования четырех уровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. 
1. Уровень – Закон о бух учете и отчетности в РФ. До того, как был принят этот закон, действовало ПБУ. 
2. Уровень – система национальных положений по бух учету, стандартов. В настоящее время действуют и утверждены следующие положения: 
“Учетная политика предприятия”, “Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте”, “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство”. 
3. Уровень – разные методологические указания. 
4. Уровень – рабочие документы внутри предприятия. 
Так же стоит отметить и специфику предприятия. Обычно, она мало влияет на нормативное регулирование бухгалтерского учета, но все же бывают и исключения, например, если это предприятие имеет государственное значение, или выпускает ограниченное количество товара.

Переход России к рыночной экономике в начале девяностых годов вызвал необходимость реформирования бухгалтерского учета в стране. Система отечественного бухгалтерского учета должна трансформироваться, отражая реформу экономики России и связанные с ней изменения принципов и объектов учета. Этот процесс напрямую связан с расширением деловых связей России в мировом хозяйстве, растущей актуальностью общего понимания данных отечественной финансовой отчетности иностранными пользователями. Необходимость реформы бухгалтерского учета в России была очевидна, однако конкретные направления ее вызывали дискуссии ученых и специалистов.

Высказывалось мнение и  о том, что российским организациям целесообразно использовать как US GAAP, так и Директивы ЕС, в зависимости  от того, с какими иностранными партнерами они имеют дело.

В пользу быстрого перехода высказываются представители  компании "Лукойл", аргументируя свою точку зрения серьезными недостатками российских стандартов для аналитиков; в компании "Газпром", напротив, считают обоснованным лишь постепенный  переход, поскольку форсирование этого процесса сопряжено с повышенными затратами при недостаточном спросе на отечественную отчетность, составленную по МСФО.

Национальные  стандарты бухгалтерского учета  формируются под влиянием общего экономического положения в стране, структуры и источников финансирования предприятий, запросов пользователей финансовых отчетностей

Важнейшей тенденцией в развитии современных отечественных  предприятий является рост и усиление значимости крупных корпоративных  структур, перечень и содержание отчетных показателей которые приближаются к международным стандартам.Наличие в России крупных негосударственных корпораций, структура которых близка к корпорациям развитых стран, и возрастающий их вес в экономике страны свидетельствуют в пользу взвешенных решений, но не промедления на пути адаптации отечественного учета к требованиям МСФО.

 

2. Понятие международных стандартов финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчётности — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

С 1973 по 2001 год  стандарты разрабатывал Комитет  по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял (adopted) существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS .

МСФО, в отличие  от некоторых национальных правил составления  отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления, принцип непрерывности деятельности, осторожности , уместности и ряд других. В 1998 году в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный  совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

В 2011 году принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ.

По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, уже  сейчас 61 из 100 крупнейших российских компаний осуществляют аудит по МСФО.Однако прежде чем законодательно закрепить обязательное применение МСФО, их необходимо адаптировать и перевести на русский язык.

 

3. Предмет бух.учёта, методы учёта

Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий). 
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия. 
Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода. 
Метод бухгалтерского учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность. 
Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается подписями лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании названных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.

Если организация  совершает операции, которые не могут  быть оформлены типовыми документами, она может разработать свою форму  первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной политикой  организации. Разумеется, форма документа  должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтерском учете».

Инвентаризация — это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.

Счета бухгалтерского учета — способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Двойная запись — взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Денежная оценка — денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом. 
Калькуляция — группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерский баланс- это способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату; состоит из двух частей — актива и пассива.

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерский учет и отчетность есть способ итогового  обобщения учетной информации организации  за текущий и отчетный период.

 

 

4. Требования и допущения б/у

Возникновение новых экономических и правовых взаимоотношений предполагает ориентацию бухгалтерского учета на общепринятые в мировой практике принципы его ведения. (Программа реформирования бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283.)

Принцип – это основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все вытекающие из него утверждения. Принципы бухгалтерского учета закреплены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (утв. приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н). Согласно данному ПБУ принципы подразделяются на базовые и основные.

Базовые принципы (допущения) – это условия, которые создаются организацией при постановке учета (п. 6 ПБУ 1/98):

  1. Имущественная обособленность. Имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации и иных организаций.
  2. Непрерывность деятельности. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности.
  3. Последовательность применения учетной политики. Выбранная организацией учетная политика будет последовательно применяться от одного отчетного периода к другому.
  4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Основные принципы (требования) – это общепринятые принципы ведения учета, вытекающие из действующего законодательства (п. 7 ПБУ 1/98):

  1. Полнота. Полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
  2. Своевременность. Все факты хозяйственной деятельности должны быть отражены в учете своевременно.
  3. Осмотрительность (или осторожность). Организация должна быть более готова к учету убытков, чем к учету доходов.
  4. Приоритет содержания перед формой. Отражение в учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания.
  5. Непротиворечивость. Тождественность данных бухгалтерского учета внутренней аналитической информации.
  6. Рациональность. Рациональное и экономное ведение учета, исходя из условий деятельности и величины организации.

 

 

5. Сущность и значение двойной записи на счетах

Счет БУ –  это способ группировки текущего контроля и отражения в денежной оценке хоз операций, которые совершаются  с имуществом, источниками его  формирования и хоз процессами. Счет это основная единица хранения информации. Любая запись сделанная в левой части счета называется дебетованием счета, в правой – кредитованием счета.

Система двойной  записи основывается на принципе двойственности, которая означает, что все экономические  явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, приобретение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Это определение ввел Галаган А.М. Двойная запись представляет собой запись, в результате которой, каждая хоз операция отражается на счетах БУ дважды: по дебету одного счета, и одновременно по кредиту другого взаимосвязанного с ним счета, на одинаковую сумму. Двойная запись является способом отражения на бух. счетах , вызываемых хоз операциями, двойных взаимосвязанных изменений в составе средств и источников образования средств. Метод двойной записи имеет, также контрольное значение. Одна и та же хоз операция в равной сумме отражается дважды, по Д и по К, в случае расхождения сумм возникает ошибка, т.е. нарушается равенство счетов. Счета затрагиваемые в одной хоз операции методом ДЗ, называются корреспондирующими счетами. Взаимосвязь между Д одного счета и К другого счета возникающая в результате ДЗ на них, операций называется корреспонденцией счетов. Письменное отражение схемы корреспонденции счетов и суммы хоз операции называется проводкой.

 

 

 

6. План счетов  бухгалтерского учета, его разделы

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерский учет и аудит"