Этапы становления системы управленческого учёта direct-costing

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
характеристика и история развития системы учета direct-costing;
раскрытие роли и значения затрат в системе direct-costing;
рассмотрение калькулирования себестоимости по системе direct-costing и целесообразность её применения на примере предприятия ОАО «Гармония света»;
обоснование преимуществ и недостатков системы direct-costing;

Файлы: 1 файл

готовая 1.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Себестоимость продукции, работ, услуг – один из важнейших показателей, необходимых  для управления бизнесом. Однако многих волнует вопрос: может ли себестоимость  быть действительно «правдивой» и отражать реальное положение дел на предприятии? Да, если для калькулирования и формирования финансового результата используется система direct-costing.

В условиях развивающихся  рыночных отношений эффективное  управление производственной деятельностью  предприятия все более зависит  от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета direct-costing, в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

Особая значимость курсовой работы определила цель, которая состоит  в разработке рекомендаций по совершенствованию управленческого учёта и использования метода direct-costing на отечественном предприятии.

Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:

  • характеристика и история развития системы учета direct-costing;
  • раскрытие роли и значения затрат в системе direct-costing;
  • рассмотрение калькулирования себестоимости по системе direct-costing и целесообразность её применения на примере предприятия ОАО «Гармония света»;
  • обоснование преимуществ и недостатков системы direct-costing;

Предметом работы является учёт затрат по системе direct-costing, объектом же будет рассматриваемое предприятие ОАО «Гармония света», на основании которого и разрабатываются рекомендации.

Решая, какой  метод учета и калькуляции  себестоимости стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов. 

Как и любой метод, direct-costing имеет ряд преимуществ и недостатков, но во многих случаях он дает более объективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек. В данной работе проведен анализ того, в каких случаях это происходит, а также когда наиболее выгодно применять именно данный метод планирования учета и калькулирования себестоимости.

 

    1. Этапы становления системы управленческого учёта direct-costing

Непростые рыночные процессы, определяющие усложнение ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебания объемов производства и реализации продукции, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме существенно сказываются на поведении себестоимости изделий, а значит, и на прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) — разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом — дает подсистема управленческого учета direct сosting 

Direct сosting – это метод калькуляции себестоимости продукции, при котором все затраты разделяются на постоянные и переменные, и только переменные затраты относятся на себестоимость продукции. Постоянная часть общепроизводственных затрат относится к затратам периода вместе с затратами на сбыт и администрирование.

Исторически данный подход стал использоваться в западных странах тогда, когда исчерпала себя модель экстенсивного развития производства и на ее смену пришла новая модель — модель интенсивного развития. Использование этой модели, в свою очередь, потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические.

Экономисты затрудняются утверждать, кто из ученых стоял у истоков теоретического обоснования такой классификации затрат. Еще в 1781 году Т.Е. Клинштейн в своей книге “Учение об альтернативах в учете” на примере металлургического производства показал, как прямые затраты нужно относить на отдельные фазы (переделы): добывающее производство; угольное; переработка шлаков; плавка; кузнечное производство. А накладные расходы, по его мнению, следовало списать прямо на счет результатов за период.

Впервые в пользу граничных затрат высказался видный немецкий ученый О. Шмаленбах. В 1899 году в статье “Бухгалтерия и калькуляция в фабричном деле”, опубликованной в газете “Немецкая металлургия”, он провел различия между прямыми затратами покупателя и косвенными затратами. Кроме того, в данной статье были упомянуты такие понятия, как “первичные накладные расходы”, “вторичные накладные расходы”, “постоянные затраты”, “переменные затраты”, “прогрессивные затраты” и “дегрессивные затраты”. О. Шмаленбах уже тогда считал теоретически правильным относить на конкретных покупателей только первичные накладные расходы, а вторичные — покрывать за счет валовой прибыли. Идея же организации учета сумм покрытия впервые им была обнародована в его работе “Основы учета себестоимости и политика цен”, изданной в 1902 году.

В 1936 году, развивая эти идеи, американский экономист Джонатан Гаррисон создал учение — direct-costing, согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 года в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критиковали сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что полная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков капитала и даже для управляющих. И только в последующем direct-costing стал преобладающим методом учета затрат.

Значительное развитие система direct-costing получила после второй мировой войны. Усиление контроля за производственными затратами стало стимулировать дальнейшие исследования в области себестоимости. При этом широкое распространение получили расчеты, связанные с нахождением точки критического объема производства. В результате этого в начале 50-х годов в США ряд компаний стали возвращаться к учету только прямых затрат, но теперь к ним, кроме материалов и заработной платы рабочих, стали относить еще и переменные накладные расходы.

В настоящее время direct-costing широко распространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод получил наименование “учет частичных затрат” или “учет суммы покрытия”, в Великобритании его называют “учетом маржинальных затрат”, во Франции — ”маржинальная бухгалтерия” или “маржинальный учет”.В настоящее время в Германии direct-costing, чаще всего используется на крупных предприятиях. Его применяют здесь 54% предприятий. Особенно популярна эта система в пищевой промышленности (71,4% предприятий) и в строительстве (67,4% предприятий). Помимо Германии direct-costing широко

распространен в Канаде и  Великобритании. В то время как  в США и  Японии  его используют  сравнительно  мало,  но,  тем  не  менее,  доля   его   все   же

значительна,  она  превышает  30%.  Следует  также  учесть,  что  standard-costing   обязателен  для применения.  Так как   подавая   информацию   о деятельности предприятия в государственные органы надо  использовать  именно данный метод. Поэтому можно увидеть, насколько  direct-costing выделяется из  общей  массы  различных  методов.  Ведь,  несмотря   на   обязательность использования   standard-costing,   этот   метод   в   некоторых   странах используется на более чем 50% предприятий.

При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин “учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости”. На наш взгляд, приемлемым названием для озвучивания этой системы у нас в стране является термин: “маржинальный метод бухгалтерского учета”. Мы это связываем с тем, что основным показателем при системе direct-costing является маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д. В этих условиях термин “маржинальный метод” для отечественных специалистов становится более понятным и значимым, чем direct-costing. Кроме того, как мы уже отмечали, в Великобритании и Франции для характеристики данной системы также основной упор делается именно на маржинальную направленность.

 

    1. Понятие и сущность системы direct-costing

В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета direct-costing, в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

Direct-costing — метод учета в системе контроллинга, основанный на определении реальной стоимости продукции и услуг вне зависимости от расчетных условно-постоянных и накладных расходов.

Основной характеристикой direct-costing является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся на финансовый результат.

Главной особенностью direct-costing является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».

Постоянные  расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

В соответсвии с Международными стандартами метод direct-costing не используется для составления внешней отчётности и расчёта налогов. Он применяется во внутреннем учёте для проведения управленческого анализа и для принятия оперативных управленческих решений, что и определяет область и цель рассматриваемого метода.

Схема калькуляции  себестоимости по переменным издержкам  представлена на рисунке 

«Калькуляция себестоимости по системе direct-costing»

Согласно схеме только переменные затраты включают в себестоимость. Для ее определения сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции и предоставленных услуг.

Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и  переменные общепроизводственные расходы (ОПР) являются основными элементами себестоимости, которые участвуют при расчете себестоимости продукции.

 

 

 

Ниже рассмотрен порядок отражения результатов  калькулирования себестоимости  выпущенной продукции (выполненных  работ, оказанных услуг) по методу direct-costing в бухгалтерском учете организации.

 

Счет Дт

Счет Кт

Описание проводки

Сумма проводки

90.2

25

Списание общепроизводственных расходов на себестоимость реализации отчетного перода

Сумма общепроизводственных расходов

90.2

26

Списание общехозяйственных  расходы на себестоимость реализации отчетного перода

Сумма общехозяйственных  расходов

40

23

Отражаем себестоимость  продукции вспомогательных производств

Себестоимость продукции

40

20

Отражаем себестоимость  выпущенной продукции основного  производства

Себестоимость выпущенной продукции

90.2

20

Отражаем себестоимость выполненных работ, оказанных услуг

Себестоимость работ, услуг


 

В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль.

Маржинальный  доход - разница между выручкой и  переменными издержками. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.

Маржинальная  калькуляция себестоимости - распределение  на объект затрат только переменных прямых затрат.

  • Выручка от продажи продукции
  • Переменные затраты
  • Маржинальный доход (МД = Выручка от продажи продукции - Переменные затраты )
  • Постоянные затраты
  • Прибыль (П = Маржинальный доход - Постоянные затраты )

Изменение величины маржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат.

Взаимосвязь показателей  позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.

Информация о работе Этапы становления системы управленческого учёта direct-costing