Экономическая сущность процесса реализации готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Завершающим и в то же время важным этапом производственной деятельности колхозов и совхозов является реализация сельскохозяйственной продукции. Этот этап дает возможность определить выполнение плана реализации государству зерна, картофеля, овощей и других продуктов растениеводства и выявить результат, т. е. прибыль или убыток.

Файлы: 1 файл

UIRS.docx

— 70.51 Кб (Скачать файл)

1.1 Экономическая сущность  процесса реализации готовой  продукции.

     Завершающим и в то же время важным этапом производственной деятельности колхозов и совхозов является реализация сельскохозяйственной продукции. Этот этап дает возможность определить выполнение плана реализации государству зерна, картофеля, овощей и других продуктов растениеводства и выявить результат, т. е. прибыль или убыток.

      Особенностью сельскохозяйственных предприятий является то, что они реализуют не всю произведенную продукцию. Часть продукции в хозяйствах используют для внутреннего потребления (семена, корма и т. д.), другая часть является товарной, т. е. реализуется государству, населению на колхозном рынке, через торговые организации, а также отпускается рабочим и служащим совхозов и колхозникам. Но все же основную часть продукции сельскохозяйственные предприятия реализуют государству по установленному плану.

      На все виды реализуемой продукции установлены закупочные цены с учетом ее сорта и качества. Кроме того, на продукцию, продаваемую сверх плана, закупочные цены выше. Это способствует росту эффективности сельскохозяйственного производства, стимулирует хозяйства к дополнительной продаже государству продукции, повышает ее качество.

      Анализ выполнения плана реализации продукции растениеводства необходимо проводить в течение года, тем более, что в основном товарная продукция растениеводства реализуется во время уборки урожая, т. е. в короткие сроки. В то же время это дает возможность определить причины, оказывающие отрицательное влияние на выполнение плана реализации продукции. В некоторые периоды выполнение плана реализации продукции растениеводства необходимо анализировать ежедневно. Оперативный анализ выполнения плана реализации продукции проводится путем сравнения фактических данных с плановыми.

              Товарной продукцией называется  часть валовой продукции, предназначенная  для реализации. Основным показателем, характеризующим товарность предприятия является уровень товарности. Уровень товарности –это отношение реализованной продукции и валовой, выраженное в процентах:

где ТП –реализованная продукция руб.;

ВП –валовая продукция, руб.

 

      При этом используют показатели как в натуральном выражении (по отдельным видам продукции), так и в денежном (по отраслям, хозяйству в целом).

      Анализируя использования и реализацию продукции в течение месяца или квартала, необходимо большое внимание уделять ее качеству, так как от этого зависят реализационные цены.

      При реализации продукции низкого качества хозяйство вынуждено сдавать государству больше продукции, что приводит к уменьшению расходов ее на внутрихозяйственные нужды. Это - отрицательный фактор.

      Также при анализе качества реализованной продукции устанавливается расхождение между сданной и зачетной массой продукции, выясняется причина отклонений, намечаются пути повышения качества продукции.

      Выполнение плана реализации зависит от количества произведенной и использованной внутри хозяйства продукции. Значительную часть произведенной продукции хозяйства оставляют на семена, корм скоту и т. д. В отдельные периоды невыполнение плана реализация продукции связано с необходимостью создания прочного запаса кормов и семян. Поэтому необходим систематический анализ использования продукции на внутрихозяйственные нужды. При этом надо иметь в виду, чтобы хозяйство не оставляло ее сверх установленной нормы. Такой анализ можно проводить путем сопоставления фактических показателей распределения продукции с плановыми.

      Организации заинтересованы в повышении товарности продукции, так как от ее уровня зависит финансовый результат деятельности хозяйства. Товарность устанавливается по каждому виду продукции путем отношения количества проданной продукции к валовой в натуральном измерителе. В процессе оперативного анализа определяют не только товарность, но и изучают динамику ее по отдельным видам продукции.

      Обобщающим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства является прибыль, характеризующая уровень организации производства, эффективности использования земли, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Получение прибыли -- это результат наиболее полного использования всех этих рычагов и факторов, благоприятно сказывающихся на ее образовании.

      В сельскохозяйственных предприятиях невозможно точно определить размер прибыли в течение года, так как неизвестна фактическая стоимость произведенной в отчетном периоде продукции. Но при оперативном анализе выполнения плана прибили финансовый результат в целом по хозяйству можно подсчитать приближенно на основании данных месячных и квартальных балансов.

      Прибыль определяется как разность между выручкой и себестоимостью реализованной продукции. Невыполнение плана по объему реализации и качеству продукции отрицательно сказывается на выполнении плана прибыли. Поэтому анализ выполнения плана по реализации неразрывно связан с анализом выполнения плана по прибыли.

       Для выявления выполнения плана по прибыли от реализации отдельных видов продукции растениеводства и животноводства, а также прочей продукции, работ и услуг, предварительно по указанной методике рассчитывают сумму прибыли от реализации каждого вида продукции и сопоставляют ее с плановой суммой. При этом ожидаемая прибыль от реализации продукции определяется как разность между суммой выручки от реализации и полной себестоимостью реализованной продукции.

        Отклонение фактической прибыли от плановой возможно в результате изменения количества реализованной продукции, ее себестоимости и реализационных цен. Как правило, на изменение цены реализованной продукции основное влияние оказывает ее качество.

        Важное значение имеет определение влияния факторов на прибыль в целом по хозяйству, выяснение причин изменения структуры реализованной сельскохозяйственной продукции.

        Расчет влияния отдельных факторов на выполнение плана по прибыли от реализации дает направление для дальнейшего углубленного анализа причин отклонения от плана.

      На балансовую прибыль большое влияние оказывают внереализационные результаты. Контроль их проводится в несколько ином порядке, так как большинство из них не планируются. Если по планируемым внереализационным результатам фактические показатели сравниваются с плановыми, то по непланируемым -- фактические прибыли или убытки сравнивают с их суммами за те же периоды предшествующих лет.

       К планируемым внереализационным результатам в организациях относятся убытки от уценки до закупочных цен переходящих на следующий год запасов семян, кормов и молодняка животных, а также убытки от перевода молодняка животных в основное стадо; к непланируемым -- убытки от стихийных бедствий, невозмещенные расходы от сдачи в аренду основных средств, от списания за счет хозяйства не взысканной дебиторской задолженности, полученные штрафы, пени, неустойки, а также другие случайные расходы и доходы.

       Следует отметить, что увеличение суммы прибыли -- это главное условие расширения производства и повышения жизненного уровня работников сельскохозяйственного предприятия. Поэтому оперативный анализ размера расчетной прибыли хозяйства в разрезе отдельных видов продукции позволяет в течение года принимать меры к устранению наметившихся нежелательных тенденций по затратам на производство и реализации продукции.

 

2.2. Система факторов, нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение использования и реализации продукции.

 

   Выделяют следующую  систему факторов, которые влияют  на процесс реализации:

- установленные сроки  поставки продуции;

- увеличение выпуска продукции  за счет прироста и улучшения  использования производственных  мощностей и основных фондов;

- производительность труда;

- ввод в действие новых  мощностей и оборудования;

- обеспечение равномерной  загрузки производственных подразделений;

- повышение серийности  производства;

- сезонность и сменность  работы;

- сезонность реализации  продукции;

- снятие с производства  устаревших, нерентабельных изделий, не находящих

потребителей.

Особое внимание уделяется изучению влияния системе факторов, определяющих объем производства продукции.

Баланс товарной продукции имеет вид:

 (2.1)

Отсюда

 

 (2.2)

где ГПн , ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

В процессе анализа следует выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами и эффективность  их использования:

ВП = ЧР х ГВ (2.3)

РП = ЧР х ГВ х Дв (2.4)

2) обеспеченность предприятия  основными производственными фондами  и эффективность их использования:

ВП = ОПФ х ФО (2.5)

РП = ОПФ х ФО х Дв (2.6)

3) обеспеченность производства  сырьем и материалами и эффективность  их использования:

ВП =И х ИО (2.7)

РП = И х ИО х Дв (2.8)

где ЧР - численность рабочих,

ГВ - годовая выработка,

Дв - доля реализованной продукции (выручка) в общем объеме валовой продукции,

ОПФ - основные производственные фонды,

ФО - фондоотдача,

И - ресурсы,

ИО - издержкоотдача.

Расчет влияния данных факторов на объем, валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

, (2.9)

 (2.10)

 (2.11)

 (2.12)

 (2.13)

 (2.14)

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

 (2.15)

 (2.16)

 (2.17)

где  , ,  - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;

РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;

РФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

РЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

 - возможный фонд рабочего времени  с учетом выявленных резервов.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машино-час (РЧВ) рассчитываются по формуле:

 (2.18)

 (2.19)

 (2.20)

 

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции VРП; ее структуры Удi; себестоимости Сi и уровня среднереализационных цен Цi.

    Переход экономики на рыночные условия хозяйствования обусловливает необходимость пересмотра подавляющего большинства управленческих атрибутов, определяющих функционирование организаций и, в конечном счете, эффективности их деятельности. Это привело к изменениям нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь. Изменились и законодательные основы, регулирующие принципы бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях республики. 

    Основные положения и принципы организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь регламентированы в Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». На основании и во исполнение этого закона издаются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета и в то же время использующие все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.  
     Правовое регулирование бухгалтерского учета можно представить в следующем иерархическом порядке. 

     Первый уровень: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти республики, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета. 

      К данному уровню также относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; Трудовой кодекс Республики Беларусь, который регламентирует трудовые отношения; Банковский кодекс Республики Беларусь; Налоговый кодекс Республики Беларусь. 

Информация о работе Экономическая сущность процесса реализации готовой продукции