Хозяйственные операции как факт хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретический материал, действующий в настоящее время, быть в курсе последних изменений; рассмотреть экономическую сущность хозяйственных ситуаций и операций как объект бухгалтерского дела.
Основными задачами являются:
проанализировать хозяйственные операций как факт хозяйственной деятельности , проанализировать факт хозяйственной деятельности как объект бухгалтерского дела; проанализировать хозяйственные ситуации и их анализ. Актуальность и значимость этих вопросов и повлияли на выбор темы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ КАК ФАКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. ФАКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
3. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ, ИХ АНАЛИЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Бух дело..Office Word (2).docx

— 35.78 Кб (Скачать файл)

             Негосударственное образовательное учреждение

                Высшего профессионального образования 

          Новосибирский Институт Экономики  и Менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по  Бухгалтерскому делу.

 

 

Тема: Хозяйственные  операции как факт

хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила : Студентка 4 курса  

                                                 Группы БУ 69: Леватаева А.А

                                                                                        Проверила Котлерова Л.К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ  ОПЕРАЦИИ КАК ФАКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. ФАКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

3. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ  СИТУАЦИИ, ИХ АНАЛИЗ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях  – ведение учета, составление  отчетности, формирование учетной политики организации, контроле, анализе отчетных данных, участий в профессиональных организациях.

Цель исследования: изучить теоретический материал, действующий в настоящее время, быть в курсе последних изменений; рассмотреть экономическую сущность хозяйственных ситуаций и операций как объект бухгалтерского дела.

Основными задачами являются:

проанализировать  хозяйственные операций как факт хозяйственной деятельности , проанализировать факт хозяйственной деятельности как объект бухгалтерского дела; проанализировать хозяйственные ситуации и их анализ. Актуальность и значимость этих вопросов и повлияли на выбор темы.

Для достижения целей  были поставлены следующие задачи: изучить теоретические аспекты  бухгалтерского дела (нормативно-правовое регулирование, основы организации); Информационной базой исследования является нормативная документация, публикации экономических журналов и газет, материалы учебников по бухгалтерскому, управленческому учету, финансовой отчетности полный перечень которых дан в списке использованной литературы, которые использовались для получения наиболее свежей информации.

1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ  ОПЕРАЦИИ КАК ФАКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Объектом измерения  в бухгалтерском учете выступают  хозяйственные операции, являющиеся фактами хозяйственной деятельности и оказывающие влияние на финансовое положение организации. В действующих нормативных документах понятия «хозяйственная операция» и «факт хозяйственной деятельности» рассматриваются как синонимы. Согласно определению, приведенному в бухгалтерском словаре, «хозяйственные операции (от лат. operatio - действие) – это отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств». Факт хозяйственной деятельности (жизни) определяется как важнейшая категория бухгалтерского учета, выступающая элементом хозяйственного процесса. Он означает состояние, действие или событие, приводящее к констатации имеющихся в наличии средств и источников организации или к изменению в их составе. Следовательно, факт хозяйственной деятельности составляет предмет бухгалтерского дела. Исходя из приведенных определений следует выделить понятия: состояние, действие, событие. Состояние – это наличие объектов учета на определенную дату и в определенном месте. Под действием понимается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате целесообразной деятельности лиц и контрагентов, занятых в хозяйственном процессе. Событием признается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате каких-либо случайных явлений (например, стихийных бедствий, негативных поступков материально-ответственных лиц, судебных исков). Совокупность фактов хозяйственной деятельности (ФХД) представляет собой объекты, характеризующие процессы деятельности и результаты деятельности. Группировка фактов хозяйственной деятельности предполагает их фиксацию, отражение информации в первичных документах и регистрацию в текущем учете. В международной и российской практике ведения бухгалтерского учета существует классификация фактов хозяйственной деятельности. Основой классификации является экономическое и юридическое содержание отражаемого на счетах факта хозяйственной деятельности. Обзор экономической литературы и собственные исследования автора позволили классификацию фактов хозяйственной деятельности (таб.1.1).

 

Таблица 1.1.

Классификация фактов хозяйственной  деятельности

Признак классификации

Классификационная группа

По отношению к контрагенту

Двусторонние

Односторонние

По отношению к хозяйствующему субъекту (организации)

Внутренние

Внешние

По уровню обобщенности

Индивидуальные

Группировочные

По времени совершения

Моментальные

Длительные

Абсолютные

По записи отражения на счетах

Простые

Сложные

Сборные

Обратные

Сторнированные

Смешанные

По форме изображения

Линейные

Структурные

Графические

Матричные

По степени влияния  на финансовое положение

Фактически проведенные  и признанные в отчетном периоде

Условные

По законности и правомерности  отражения

Правомерные

Неправомерные

По принадлежности к отчетному  периоду

Текущего отчетного периода  отложенные ФХД (доходы и расходы)

По отношению к валюте баланса

Изменения в активе баланса (1-й тип)

Изменения в пассиве баланса (2-й тип)

Изменения в активе и пассиве  баланса одновременно в сторону  увеличения (3-й тип)

Изменения в активе и пассиве  баланса одновременно в сторону  уменьшения (4-й тип)


 

Классификация ФХД  по отношению к контрагенту выделяет односторонние и двусторонние (многосторонние) операции. Двухсторонние ФХД осуществляются под наблюдением контрагента  между независимыми партнерами. Чаще всего в практической деятельности это установление договорных обязательств и их исполнение с применением различных форм расчетов. Односторонние ФХД возникают в деятельности организации в результате чрезвычайных обстоятельств и случайных явлений. В этих случаях организацией должны быть учтены убытки от стихийных бедствий, определены суммы материального ущерба в результате пожара, наводнения, засухи и величина страхового возмещения. Классификация ФХД на внешние и внутренние по отношению к организации обусловлена внешней и внутренней средой. Внешние ФХД отражают информационные связи, установленные организацией с другими контрагентами для осуществления текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. К этой группе можно отнести ФХД, отражающие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с бюджетом по налогам и сборам. Внутренние ФХД характеризуют деловую активность, протекающую во внутренней среде организации. Это расчет амортизационных отчислений, начислений заработной платы персоналу, отпуск материальных ресурсов на производственные и управленческие нужды, формирование себестоимости продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. При выделении классификационного признака по уровню обобщенности следует выделять индивидуальные и обобщенные (группировочные) ФХД. Индивидуальные операции могут быть описаны показателем, характеризующим только один объект бухгалтерского учета. Например, начисление амортизации по единице какого-либо оборудования, находящегося в цехах основного производства. Группировка индивидуальных ФХД по экономическому признаку позволяет представить информацию в обобщенном виде. Например, расчеты амортизации в резерве структурных подразделений хозяйствующего субъекта позволяют определить общую сумму начисленной амортизации в целом по предприятию и отразить ее на счете 02 (ежемесячно). Длительность совершения ФХД по времени оказывает влияние на порядок отражения их по учетным периодам. Данный классификационной признак является основанием выделения разовых, длительных и абсолютных ФХД. Так, разовые (моментальные) ФХД осуществляются в течение одного учетного периода (месяц) или производственного цикла. В составе таких ФХД можно выделить выдачу заработной платы рабочим и служащим из кассы организации в определенные дни месяца; оприходование на склад материальных ресурсов при наличии всех подтверждающих документов; отнесение ежемесячных сумм начисленной амортизации по объектам основных средств и нематериальных актив на счет производственных затрат и т.д. Факт хозяйственной деятельности, осуществляемый в течение нескольких учетных периодов, классифицируют как длительные. К ним можно отнести операции по лизингу, текущей аренде, инвестиционной и финансовой деятельности, финансовым вложениям и др. По мнению некоторых ученных, абсолютные ФХД наступают вследствие истечения сроков исковой давности и списания дебиторской или кредиторской задолженности. Классификация ФХД по степени влияния на финансовое положение и принадлежности к отчетному периоду дополняют друг друга. Перечень доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском учете при наличии соответствующих условий, определен ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Также существуют такие  операции, которые отражаются в бухгалтерском  учете и финансовой отчетности в  особом порядке и называются условными. Условный факт хозяйственной деятельности представляет собой хозяйственную ситуацию, сложившеюся на отчетную дату, последствия которой могут возникнуть или не возникнуть только в будущем, то есть возникновение последствий зависит от того, произойдет или нет в будущем одно или несколько каких-либо событий (ПБУ 8/01). Решением о признании того или иного факта хозяйственной деятельности условным принимается бухгалтером организации в зависимости от степени уверенности в наступлении последствий, а также оценки вероятности их осуществления. Разграничение фактов хозяйственной деятельности по временным периодам (в части доходов и расходов) осуществляется в соответствии с принципом начисления и формирования расходов по направлениям производимых выплат:

текущие расходы;

расходы капитального характера;

расходы будущих  периодов;

отложенные расходы.

Признание текущих  расходов для целей бухгалтерского учета осуществляется в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты (предварительной  или последующей). Для признания  расходов в целях налогообложения  прибыли принимаются во внимание момент осуществления расходов, их состав и величина. Расходы, связанные с инвестиционной деятельностью, учитываются отдельно от текущих. К расходам капитального характера относят расходы (долгосрочные инвестиции), осуществляемые в форме капитального строительства, расширения, реконструкции технического перевооружения действующих организаций, приобретения основных средств, земельных участков, объектов природопользования, создания нематериальных активов, формирования основного стада. В состав расходов будущих периодов включаются расходы, понесенные организацией в данном отчетном периоде, но относящиеся к последующим (будущим) отчетным периодам. Расходы будущих периодов включаются в состав расходов на производство продукции, выполненных работ, оказанных услуг как прямые расходы в течение установленного для их списания срока и учитываются по определенной номенклатуре статей. Организация при принятии учетной политики устанавливает состав, сроки, порядок распределения и списания расходов будущих периодов. Произведенные и документально оформленные расходы включаются в себестоимость исходя из их содержания в соответствии с действующими нормативными актами. Отложенные расходы возникают в том случае, когда они признаются позже оплаченных счетов. Примером отложенных расходов являются расходы на НИОКР, организационные расходы, арендная плата и др. К данной категории в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» относят отложенные налоговые активы. Факты хозяйственной деятельности оказывают постоянное влияние на валюту баланса. Они ведут к изменению величины статей как актива баланса, так и пассива. Существующие ФХД могут оказывать влияние одновременно и на статьи актива, и на статьи пассива баланса. Однако при всем многообразии отражаемых ФХД, осуществляемых в текущей, финансовой и инвестиционной деятельности, перечень изменений, происходящих под их влиянием, сводится к четырем типам.

2. ФАКТ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК  ОБЪЕКТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

При осуществлении  данных действий бухгалтером применяются  правила бухгалтерского учета, представляющие собой способы его ведения. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы. Каждый факт хозяйственной деятельности бухгалтером организации в обязательном порядке должен быть определен во времени, оценен и классифицирован в номенклатуре плана счетов и по видам. Определение во времени ФХД обусловлено необходимостью установления момента времени его регистрации. Этому факту особое внимание уделяется при заключении договоров и контрактов с контрагентами или сторонними физическими лицами. Датой определяется момент перехода права собственности на товар, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, порядок признания доходов и расходов в бухгалтерском учете и финансовой отчетности от обычных и прочих видов деятельности и отражения их по периодам; получение кредитов и займов; осуществление фактов с иностранной валютой и др. Данный элемент должен быть описан в учетной политике организации. Проблема оценки ФХД – самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно принципам бухгалтерского учета, все активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы должны быть отражены в соответствующей оценке. Каждый ФХД имеет свою стоимость при определении его во времени. Стоимостная оценка проводится по первичным документам, подтверждающим факт осуществления хозяйственной операции. Исходя из принципа стоимости задачей бухгалтера является определение себестоимости (стоимости) ФХД на момент его совершения. Так, стоимость активов учитывается в момент их приобретения и сохраняется на этом уровне до тех пор, пока они не будут потреблены в производстве, продан, обменены или переданы безвозмездно. Принципы оценки, обусловленные требованиями бухгалтерского учета, приведены в таблице 2.1. Сам процесс оценки стоимости объекта, основанный на определенных принципах, осуществляется с учетом ограничивающих условий. Методология бухгалтерского учета выделяет доходный, затратный и рыночный подходы к оценке стоимости, в рамках которых используются различные методы. Выбор и использование подходов к оценке осуществляют в зависимости от особенностей объекта оценки, целей ее проведения, применяемых методов и приемов. Классификация ФХД в номенклатуре плана счетов представляет собой запись хозяйственных операций в системе счетов. Выбор системы счетов определяет порядок ведения в организации бухгалтерского учета (финансового и управленческого). Сама классификация зависит не только от правильной квалификации сущности (содержания) ФХД и его воздействия на результаты деятельности организации, но также и от логического построения системы счетов. В учетной практике счета бухгалтерского учета представляют собой способ группировки, контроля, учета и обобщения движения средств, хозяйственных процессов и обязательств с целью получения систематизированной информации о текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. Каждый ФХД имеет двусторонний характер экономических связей между объектами бухгалтерского учета. Установление информационной связи между синтетическими счетами, возникающей при регистрации факта хозяйственной деятельности, в номенклатуре плана счетов принято называть корреспонденцией счетов. Корреспонденция счетов отражает не только информационные связи между хозяйствующими субъектами. Она может быть представлена как хронологической, так и систематической записью.

Информация о работе Хозяйственные операции как факт хозяйственной деятельности