Хозяйственные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Деятельность любого хозяйства от создания до его ликвидации состоит из постоянно совершающихся фактов хозяйственной жизни - хозяйственных операций, которые можно сгруппировать по определённым характеристикам, при создании предприятия, сумма внесенных взносов в виде уставного капитала (пассив), всегда равна сумме
размещенных средств (актив), т.е. что они внесли (здания, оборудование, нематериальные активы, материалы, деньги, ценные бумаги и др.). Это отражается в начальном (вступительном) балансе.

Файлы: 1 файл

Контр хоз операции процесс.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)


ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

 

Деятельность  любого хозяйства от создания до его ликвидации состоит из постоянно совершающихся фактов хозяйственной жизни - хозяйственных операций, которые можно сгруппировать по определённым характеристикам, при создании предприятия, сумма внесенных взносов в виде уставного капитала (пассив), всегда равна сумме 
размещенных средств (актив), т.е. что они внесли (здания, оборудование, нематериальные активы, материалы, деньги, ценные бумаги и др.). Это отражается в начальном (вступительном) балансе.

Под хозяйственной операцией понимается комплекс действий сотрудников предприятия, растянутых во времени, результатом которых является решение конкретно поставленной оперативной цели.

В ходе хозяйственной  деятельности на предприятиях выполняется большое количество разнообразных хозяйственных операций. Они отражают изменения в составе хозяйственных средств и источников. Материальность, т.е. сущность каждой хозяйственной операции состоит из перемещения имущества из одного состояния в другое и перемещения источников этого имущества из одного вида в другой. Все хозяйственные операции предприятия можно разделить на условные группы, имеющие место в четырех разных фазах производства:

  • операции процесса снабжения;
  • операции процесса производства;
  • операции процесса реализации;
  • операции процесса результативности.

В процессе снабжения происходит приобретение сырья и материалов, топлива, полуфабрикатов, необходимых для изготовления продукции. Бухгалтерский учет отражает поступление материальных ценностей на склад, возникновение задолженности перед поставщиками и последующие расчеты с ними за поставленные сырье и материалы.

В процессе производства (основном процессе) происходит создание материальных благ для личного и производственного потребления. Бухгалтерский учет процесса производства отражает, с одной стороны, затраты на изготовление продукции, на выполнение каких-либо работ, а с другой стороны, осуществляет контроль над целенаправленностью и целесообразностью этих затрат посредством исчисления себестоимости отдельных изделий или работ и сравнения фактической себестоимости с плановой или с фактом прошлых месяцев, лет.

В процессе реализации завершается кругооборот средств, и создаются предпосылки для возобновления нового кругооборота. Важность этого процесса заключается в том, что в нем продукция предприятия находит свое общественное признание. Если продукт нужен обществу для удовлетворения производственных или личных потребностей, то он будет реализован и за него предприятие получит денежное вознаграждение, которое будет использовано на уплату всех видов задолженности, воспроизводство, развитие и на социальные нужды работников предприятия. Именно на этой стадии признается факт существования предприятия и определяется общественно необходимое время, которое может быть оплачено обществом через цену. Если предприятие завысит материальные и трудовые ресурсы на единицу изделия сверх общественно установившихся средних норм, его продукция не будет находить спроса и предприятие обанкротится.

В процессе результативности выявляется итог деятельности предприятия после уплаты всех налогов, взносов и направления использования полученной прибыли (на инвестирование, на социальные нужды и на дивиденды).

Любое такое  компактное перемещение имущества  или преобразование источников финансирования составляет одну хозяйственную операцию, которая состоит из нескольких конкретных процедур (этапов), выполняемых не всегда в строгой очередности, но всегда заканчивающихся сохранением баланса. Суть выполненной хоз операции фиксируется в первичных документах (одном или нескольких). Запись каждой хоз операции в регистрах бухгалтерского учета совершается через запись (каждой процедуры (этапа) в виде бухгалтерской проводки. Отражение в первичных учетных документах одной (любой) процедуры (этапа), цель которой содействовать выполнению конкретной хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой. Следовательно, каждая хозяйственная операция выражается в виде комплекта взаимосвязанных проводок. Если каждой хоз операции, которых существует конечное число, присвоить типовой номер (код), то каждый комплект взаимосвязанных проводок будет числиться под этим номером, что очень удобно в постоянной работе бухгалтера. Приведем наглядный пример: Предприятие имеет деньги в кассе и ему нужно приобрести материал (т.е. обменять излишки неработающих денег на нужные для производства материалы). По РКО из кассы выдают в подотчет деньги: Д 71 = К 50. Это первый этап операции.

Подотчетное лицо уплатило часть денег в кассу  другого предприятия и взамен получена квитанция от приходного ордера, а часть денег уплачена в кассу магазина и взамен получен кассовый чек. Это второй этап хоз операции полученные в своем предприятии средства уплачены поставщику (продавцу), но материал не получен. Это можно отразить проводкой: Д 60 = К 71, что многие бухгалтера и делают, пропуская все покупки через сч.60. После оплаты стоимости материалов, подотчетное лицо получает материал в натуре и сопроводительный документ - фактуру, накладную (а в магазине копию чека) с расшифровкой - что куплено.

 Доставленный на  предприятие материал может быть  сдан либо на склад, либо  сразу в производство. Кладовщик либо расписывается в фактуре у подотчетного лица и один экземпляр оставляет себе, а второй отдает доставщику, либо выписывает приходный складской ордер для себя, расписавшись в приеме у доставщика. Материал оприходован на склад: Д 10 = К 60 (71). Это последний этап -хозоперация выполнена - деньги обменяли на материалы. Простая хозоперация может оформляться одной проводкой с одним документом, сложная - выполняется оформлением поэтапно множеством прилагаемых документов с разрывом во времени. Поэтому, определив по перечню тип хозоперации, бухгалтер контролирует полное отражение в учете всех начатых хозоперации, независимо от их полного выполнения и независимо с какой проводки в этой цепочке начата хозоперация: она всегда должна быть закончена. На любом предприятии таких типов хозоперации можно составить конечное множество, не превышающее 1000 и поместить в таблицу. У каждой такой хозоперации определяется перечень проводок, которыми эта хозоперация отражается от начала до конца. Таких проводок у любой хозяйственной операции может быть от 1 до 15 шт, то есть не более 99 штук. Ниже в качестве примера приведено несколько хозяйственных операций, реализуемых наборами проводок.

01.ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ ВНОСИТСЯ УСТАВНЫЙ  КАПИТАЛ: Д 75 = К 80 объявлен уставный капитал; Д 01, 04, 07, 08, 10, 11, 50, 51, 58 = К 75 взносы в счет уставного капитала; Д 01, 04, = К 02, 05, зачисление износа по принятым ОС, НА. При выполнении комплекта этих проводок хозяйственная операция по формированию уставного капитала считается законченной.

02.НАЧИСЛЯЕТСЯ  ИЗНОС ПО ДЕЙСТВУЩИМ ОС, НА: Д  08, 20, 23, 25, 26, 29, 91 = К 02, 05.

ОЗ.РАСЧЕТ С  ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА: Д 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 69, 84, 97 =К 70 начисление оплаты за труд, социальные и другие выплаты из спец фондов; Д 70 = К 50, 51, 76 выдача з/платы, удержание переплат по зарплате, гашение задолженностей по хищениям, ссудам, удержание по исполнительным листам и другим документам.

04.ПРИОБРЕТЕНИЕ  ТМЦ ЧЕРЕЗ ПОДОТЧЕТНЫХ ЛИЦ:  Д 71 = К 50 выдача денег подотчет; Д 07, 08, 10, 11, 23, 25, 26, 97, 41, 44, 50 приобретение, доставка и сдача на склад ТМЦ, оплата услуг, возврат неиспользованных сумм в кассу.

05.ПРИОБРЕТЕНИЕ  ТМЦ ЧЕРЕЗ ПОСТАВЩИКОВ: Д 07, 08, 10, 19, 41, 58 = К 60 приём на склад;  Д 60 = К 51, 51, 52, 66, 67, 86 оплата полученных  ТМЦ.

06.ПОЛУЧЕНИЕ  УСЛУГ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ОТ  СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: Д 08, 19, 23, 25, 26, 28, 97, 44, 45 = К 76 получение услуг; Д 76 = К 51, 51, 52, 66, 67, 96 оплата полученных услуг.

07.ПРИОБРЕТЕНИЕ  ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ: Д 76.6 = К 51 перечисление российских рублей  для покупки инвалюты; Д 52.2 = К  76.6 покупка валюты по курсу  ЦБ РФ; Д 52.2 = К 80.6, 83.4 списание

положительных курсовых разниц; Д 26, 44, 08, 10, 12, 80 = К 76.6 оплата комиссионных банку за услуги по покупке валюты; Д 88 = К 76.6 списание суммовых разниц при покупке по курсу выше курса ЦБ.

08.РЕАЛИЗАЦИЯ  ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ: Д 45.2 = К 43.2 отгрузка экспортной продукции импортеру; Д 76.2 = К 45.2 на сумму возможных недостач, возникших в пути; Д 43.2 = К 45.2 недостачи в пути в пределах естественной убыли; Д 44.2 = К 68.8 начисление экспортной пошлины; Д 68.8 = К 51 оплата экспортной пошлины; Д 44.2 = К 51,52 уплата сборов за таможенное оформление и накладных расходов (в рублях, в валюте); 44.2 = 76.5 оплата различных услуг по доставке товара; Д 52-1 = К 62.2 зачисление средств от покупателя на транзитный счет; Д 62.2 = К 46.2 выписан счет-фактура инопокупателю; Д 46.2 = К 45.2 списание на реализацию фактической с/стоимости; 46.2 = 44.2 списываются на реализацию накладные, таможенная пошлина и сборы за таможенное оформление; 90 = 99.2 прибыль от реализации экспорта; 91.2 = 76.2 недостачи во время доставки; 90 = 91.2 корректировка дебиторской задолженности на сумму курсовых разниц.

 

 

 

  1. ЛИКВИДАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ: Д 01 = К 01 списана балансовая стоимость ликвидируемого объекта; Д 02.1 = К 01 списан износ по ликвидируемым ОС; Д 10 = К 01 оприходованы материалы от ликвидации ОС; Д 01 = К 23, 60, 69, 70, 71, 76 расходы по ликвидации ОС (разборка, демонтаж);Д 91 = К 01 убытки от не полностью амортизированного объекта.
  2. СПИСАНИЕ ОС В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕДОСТАЧ: Д 01 = К 01 списана балансовая стоимость недостающего объекта; Д 02.1 = К 01 списан износ по недостающим ОС; Д 94 = К 01 списан объект на остаточную стоимость;

 Д 73.3 = К  84 списана остаточная стоимость  на виновное лицо; Д 73.3 = К 98.3 дооценка до рыночной стоимости; Д 70,50,51 = К 73.3 удержано из зарплаты (внесено в кассу или на р/счет); Д 98.3. = 91.9 на сумму дохода; Д 26 = К 94 вся сумма списывается на затраты производства, если виновное лицо не установлено; Д 91.3 = К 94 вся сумма списывается на убытки, если объект похищен.

ПРОЦЕСС БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА принято подразделять на четыре основные стадии.

На первой стадии все хозяйственные операции, совершаемые на предприятии, оформляются документами. На второй - учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения в специальных накопительных ведомостях (карточках, сальдо-оборотных ведомостях, регистрах).

На третьей стадии формируются отчеты, содержащие все необходимые данные для государственных органов.

На четвертой, заключительной стадии учетного процесса проводится анализ деятельности предприятия, результаты которого используются, прежде всего, администрацией для принятия решений и оценки своей деятельности. Такое по стадийное исполнение технологии учета позволяет в целом всю первичную информацию, предназначенную для бухгалтерского учёта использовать более полноценно в его составляющих: в финансовом учёте (внешний) и управленческом учёте (внутрипроизводственный). Однако на практике указанные четыре стадии учетного процесса должны рассматриваться в единстве, что отвечает важнейшим требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета.

Предприятия всех организационно-правовых форм ведут  учет имущества, обязательств и хозяйственных операций выполнением проводок способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению. При ведении бухгалтерского учета предприятие должно обеспечить:

а) соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения хозяйственных операций и оценки имущества. Изменения учетной политики, планируемые на следующий год, 
должны быть зафиксированы в пояснительной записке, прилагаемой к годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год;

б) полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этом периоде, и результатов инвентаризаций имущества и обязательств;

в) правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

г) разграничение в учете текущих затрат на производство, на капитальные вложения и другие цели;

д) тождество информации аналитического учета данным об оборотах и остатках по синтетическим счетам на первое число каждого месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской  Федерации «О бухгалтерском учете» от

21.11-96 г. №  129-ФЗ (в ред. Федерального закона  от 23.07.98 г. № 123-ФЗ).

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть первая и вторая (с учетом главы 25 «Налог на  прибыль организаций) – М.: Проспект, 2001. – 464с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. – М.: Проспект, 2002 – 480с.

4. План счетов  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкция  по его применению. Утверждены  приказом Министерства финансов  РФ от 31.10.2000 № 94н.

5. Бакаев А. С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и  комментарии. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: МЦФЭР, 2001. – 352с.

6. Барышников Н.П. Бухгалтерский  учет, отчетность и налогообложение.  Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. – 400с.

7.Баретдинова.С.Б. Учет  операций, облагаемых и необлагаемых  НДС // Бухгалтерский учет. – 2002. - №2. – с.42-46.

8. Божко П.Г. Формирование  фактической себестоимости материально-производственных  запасов // Бухгалтерский учет. – 2001. - №13. – с. 27-35.

9. Борисов А. Инвентаризация  имущества и финансовых результатов  // Финансовая газета. – 2001. - №6. – 7 февр.

10. Бухгалтерский учет. Учебник. / Под ред. А. Д. Ларионова.  – М.: «Проспект», 1999.-392с.

11. Власов Д.В. Покупка товаров за наличные/Углавбух. – 2002

 

 

 

 


Информация о работе Хозяйственные операции