Характеристика должностного и численного состава работников службы ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – дать характеристику должностного и численного состава работников службы ДОУ.
Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Рассмотреть организацию службы документационного обеспечения управления.
2. Охарактеризовать структуру и должностной состав службы ДОУ.
3. Выявить особенности определения численного состава службы ДОУ.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Теоритическая часть…………………………………………………...5
Глава 1. Характеристика должностного и численного состава службы документационного обеспечения управления
1.1. Организация службы документационного обеспечения управления
1.2. Характеристика структуры и должностного состава службы ДОУ
1.3. Определение численного состава службы ДОУ
Раздел 2. Практическая часть…………………………………………………...24
2.1 Составить и оформить инструкцию по документированию управленческой деятельности..
2.2. Оформить приказ об инструкции по документированию управленческой деятельности……………………………………………………………………..32
2.3 Оформить приказ по личному составу……………………………………..33
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая-Состав работников службы документ ОУ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

      Метод установления организационной структуры  службы делопроизводства в зависимости  от объема документооборота был сформулирован  в Единой государственной системе делопроизводства. Согласно этому методу все организации, учреждения, предприятия в зависимости от объема документооборота подразделяются на четыре категории:

      1-я  категория – учреждения с объектом  документооборота свыше 100 тыс.  документов в год; 

      2-я  категория – учреждения с объемом документооборота от 25 тыс. до 100 тыс. документов в год;

      3-я  категория – учреждения с объемом  документооборота от 10 тыс. до 25 тыс.  документов в год; 

      4-я  категория – учреждения с объемом  документооборота до 10 тыс. документов в год.

      Так согласно вышепредставленной классификации, если объем документооборота учреждения составляет более 10 тыс. документов в  год, то для эффективной организации  работы с документами необходимо создание службы документационного  обеспечения управления как отдельного подразделения. 

      Несмотря  на то, что данный метод установления организационной структуры службы ДОУ был предложен более 30 лет  назад, в целом он применим и сегодня. Так, например, Бобылева М.П. в своей  книге "Эффективный документооборот: от традиционного к электронному" предлагает следующее развитие организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота (Таблица 1)7.  

      Таблица 1

      Развитие  организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота

Объем документооборота, тыс. документов в год Организационные формы службы ДОУ
менее 10 обычно один-два  секретаря руководителя организации 
от 10 до 25 служба организационно оформляется; требуется группа работников с выделением ответственных за отдельные участки работы (специализация сотрудников)
от 25 до50 создается подразделение, включающее несколько участков работы (обработка и регистрация документов, контроль за исполнением, ведение архива и т.п.)
от 50 до 100 более развитая структура, в рамках которой организационно оформлены все основные участки работы; степень специализации работы сотрудников повышается, в качестве самостоятельного участка (один или несколько специалистов) выделяется корпоративное регулирование и совершенствование ДОУ, в том числе на основе автоматизации
свыше 100 сложная нестандартная  структура службы ДОУ, зависящая  от специфики работы организации  и ее структуры (иерархической, территориально распределенной) и использования  автоматизированных систем

 

      Говоря  о структуре службы документационного обеспечения управления необходимо также рассмотреть основные функции ее подразделений (Таблица 2)8.  

      Таблица 2

      Функции основных подразделений службы документационного  обеспечения управления

Наименования подразделения службы ДОУ Выполняемые подразделением функции
секретариат
  • информационное и организационно-техническое обслуживание руководства организации (руководителя, его заместителей, председателей коллегиальных органов)
  • планирование рабочего дня руководителей
  • предварительное рассмотрение и подготовка к докладу руководителю поступивших в организацию документов
  • составление и оформление документов по заданиям руководителей
  • аналитическая работа по документам по заданию руководителя
  • организация телефонных переговоров руководителей
  • организация командировок и деловых встреч руководителей и др.
экспедиция 
  • прием корреспонденции, поступающей в адрес организации
  • распределение документов по структурным подразделениям, доставка документов в структурные подразделения
  • обработка отправляемых из организации документов
подразделение (группа, отдел) по регистрации и  учету документов
  • регистрация поступающих, отправляемых и внутренних документов
  • ведение информационно-справочной работы по документам организации
  • подготовка документов для представления на рассмотрение руководства
  • контроль за правильностью оформления документов
  • формирование дел
  • подготовка дел к передаче на хранение в архив организации
подразделение (отдел, группа) по контролю исполнения документов
  • организация контроля за сроками исполнения документов
  • постановка документов на контроль
  • проверка своевременности доведения документов до конкретных исполнителей
  • предварительная проверка и регулирование хода исполнения документов
  • снятие документов с контроля
  • учет и обобщение результатов контроля исполнения документов
  • подготовка предложений по совершенствованию контроля исполнения документов
подразделение (отдел, группа) по работе с обращениями  граждан 
  • регистрация и учет обращений граждан (заявлений, предложений, жалоб)
  • подготовка обращений граждан к рассмотрению руководством
  • направление обращений граждан на исполнение
  • контроль за сроками исполнения обращений граждан
  • отправка писем-ответов гражданам
  • обобщение результатов исполнения обращений граждан
  • формирование дел с документами по рассмотрению обращений граждан
  • подготовка предложений для руководства по совершенствованию организации работы с обращениями граждан
подразделение (отдел, группа) по изготовлению документов
  • перепечатка документов по заявкам подразделений и работников
  • считывание документов
отдел совершенствования делопроизводства
  • разработка инструктивных и методических документов по делопроизводству (инструкции по делопроизводству, должностных инструкций работников и др.)
  • разработка и корректировка номенклатуры дел организации
  • консультирование работников организации по вопросам работы с документами
  • методическое руководство и контроль за организацией делопроизводства в подразделениях и подведомственных организациях
  • проведение работ по унификации документов, разработка табеля и альбома форм документов, применяемых в деятельности организации
  • организация повышения квалификации работников, проведение семинаров по делопроизводству
  • разработка предложений по применению средств организационной и компьютерной техники в делопроизводстве
  • постановка задач автоматизации делопроизводства
копировально-множительное бюро
  • копирование и тиражирование документов организации по заявкам структурных подразделений и работников
протокольная  группа
  • разработка планов работы коллегиальных органов
  • оформление и рассылка документов для рассмотрения на заседании коллегиального органа
  • подготовка и проведение коллегиальных мероприятий (заседаний, совещаний)
  • ведение и оформление стенограмм, протоколов заседаний коллегиальных органов
  • рассылка копий протоколов заинтересованным учреждениям и лицам
  • оформление решений коллегиальных органов в форме распорядительных документов
  • контроль за исполнением решений коллегиальных органов
  • оформление выписок из протоколов и др.
редакционная группа
  • редактирование документов, издаваемых в организации
  • корректорская правка
  • подготовка проектов документов для рассмотрения руководством, для издания и опубликования
приемная  
(может быть структурной частью подразделения по работе с обращениями граждан)
  • организация приема посетителей руководством организации
  • составление плана работы приемной
  • ведение учетной документации по личному приему граждан
  • организация исполнения документов, полученных при личном приеме
  • обобщение результатов приема посетителей
  • подготовка предложений по совершенствованию работы приемной
Архив (организации)
  • ведение списков организаций и(или) структурных подразделений организации – источников комплектования архива
  • прием дел структурных подразделений организации и организаций – источников комплектования архива
  • учет и обеспечение сохранности принятых в архив документов
  • создание и поддержание в актуальном состоянии научно-справочного аппарата к документам архива
  • организация информационного обслуживания руководителей и структурных подразделений организации, осуществление использования документов по запросам организаций и частных лиц, ведение учета и анализа использования
  • проведение экспертизы ценности и осуществление комплекса организационных и методических мероприятий по передаче документов на постоянное хранение
  • осуществление проверки правильности формирования и оформления дел в структурных подразделениях организации и других организациях – источниках комплектования
  • организация работы по составлению номенклатуры дел организации
  • оказание методической и практической помощи структурным подразделениям в работе с документами
  • участие в разработке нормативных и методических документов по архивному делу и документационному обеспечению управления
  • участие в проведении мероприятий по повышению квалификации работников архива и службы документационного обеспечения управления9

      Основным  нормативным документом для разработки должностных инструкций является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 21 августа 1998 г. № 37, в котором содержатся квалификационные характеристики должностей.

      Квалификационная  характеристика каждой должности имеет  три раздела10.

      В разделе "Должностные обязанности"  установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью  или частично работнику, занимающему  данную должность с учетом технологической  однородности и взаимосвязанности  работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих. Эти функции переносятся во второй раздел должностной инструкции с таким же названием "Должностные обязанности".

      В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые  к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей. Эти требования переносятся в первый раздел должностной инструкции "Общие положения".

      В разделе "Требования к квалификации"  определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый  для выполнения предусмотренных  должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Эти требования переносятся в первый раздел должностной инструкции "Общие положения".

      При разработке должных инструкций необходимо учитывать, что поскольку квалификационные характеристики, указанные в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, распространяются на работников организаций, предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы11. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников. 
 

 

       1.3. Определение  численного состава  службы ДОУ 

      Для эффективной организации работы службы делопроизводства и в целом  аппарата управления большое значение также имеет определение оптимальной численности делопроизводственного персонала, которая, прежде всего, зависит от объема выполняемых этим подразделением работ и принятой технологии (уровня автоматизации и механизации работы с документами).

      Расчет  численности делопроизводственного  персонала проводится через определение  затрат труда и времени на выполнение делопроизводственных работ (т.е. трудоемкости). Для проведения данного расчета  в сфере делопроизводства в настоящее  время можно применять следующие нормативные документы по труду12:

  • Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 марта 2002 г. № 23;
  • Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 72;
  • Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 сентября 1993 г. № 152;
  • Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий, утвержденные постановлением Минтруда России от 18 декабря 1992 г. № 57.

      Для расчета необходимой численности  сотрудников службы ДОУ могут  применяться следующие виды нормативов:

  • норма времени – это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы одним работником или группой работников соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях;
  • норма выработки – это установленный объем работы, который один работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени при определенных организационно-технических условиях;
  • норма управляемости – это численность работников, деятельностью которых может эффективно управлять при заданных организационно-технических условиях один руководитель;
  • норма обслуживания – это необходимое количество объектов (единиц оборудования, рабочих мест, посетителей и др.), которое один работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях (норма обслуживания является производной от нормы времени обслуживания);
  • норма времени обслуживания – это количество рабочего времени, затрачиваемого одним работником или группой работников необходимой квалификации на обслуживание единицы объекта (единица оборудования, площадь помещения, количество посетителей и т.д.).

      При расчете необходимой численности работников обычно сначала определяют общую годовую трудоемкость, которая вычисляется по следующей формуле:

      

      где То – общая годовая трудоемкость работ;
      Тн – годовая трудоемкость нормируемых работ;
      Тнн – годовая трудоемкость ненормированных работ.

      При этом годовую трудоемкость нормируемых  работ можно рассчитать следующими способами:

      - через нормы времени: 

      

      где Vi – объем работ i -го вида, выполняемый за год;
      Нврi – норма времени на выполнение i -й работы;

      - через нормы выработки: 

      

      где Н вырi – норма выработки в единицах измерения на одного специалиста.

      Годовая трудоемкость ненормируемых работ  определяется методом экспертных оценок с учетом объема выполняемых работ  по формуле:

      

      где Н ннj – трудоемкость ненормируемой j -й работы;
      V j – объем работы j -го вида, выполняемый за год.

      После определения общей годовой трудоемкости работ можно определить численность персонала по следующей формуле:

      

              где Ч – численность персонала;
              Т о – общая годовая трудоемкость работ;
              Ф н  – нормативный фонд рабочего времени на одного работника за год (условно принимается равным 2000 часов или 259 рабочих дней 7 );
              К н  – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников, регламентируемые трудовым законодательством: основные (очередные) и дополнительные отпуска, в том числе отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, отпуска по временной нетрудоспособности, отпуска для учащихся и т.п. Данный коэффициент определяется по формуле:
              

Информация о работе Характеристика должностного и численного состава работников службы ДОУ