Функции и виды бюджетов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучений теоретических и практических аспектов системы бюджетирования на предприятии. Задачами работы выступают:
- раскрытие сущности бюджетирования и его роли в менеджменте;
- рассмотрение видов бюджетов на предприятии;
- разработка финансового плана ОАО «ВТЗ» на 2008-2010 гг. и проведение анализ его исполнения;
- разработка мероприятий по совершенствованию системы планирования и анализа их выполнения в ОАО «ВТЗ».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии 6
1.1 Сущность бюджетирования и его роль в менеджменте 6
1.2 Виды бюджетов на предприятии 12
Глава 2. Разработка финансового плана ОАО «ВТЗ» на 2008-2010 гг. и анализ его исполнения 18
2.1 Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Составление финансового плана предприятия 20
2.3 Анализ выполнения финансового плана ОАО «ВТЗ» и его контроль 23
Глава 3. Совершенствование системы планирования и контроля в ОАО «ВТЗ» 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложение 1 37
Приложение 2 40

Файлы: 1 файл

Функции и виды бюджетов на предприятии ВШК.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ табл. 2.4 показал, что фактические поступления за период отличаются от плановых на 127065 тыс. руб. или на 21%, а фактические расходы за период меньше плановых на 131867 тыс. руб. или на 22%.

Таким образом, значительное отклонение фактических данных от плановых свидетельствует о неэффективности  существующей на предприятии системы  планирования и контроля. Основная причина расхождения заключается, в том, что плановые величины не корректируются в течение года по результатам каждого квартала.

Исправлению выявленных недостатков в управлении денежными  потоками ОАО «ВТЗ» будет посвящен следующий раздел исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование системы планирования и контроля в ОАО «ВТЗ»

 

Оптимальное управление финансами можно представить как последовательность следующих этапов:

- бюджетирование / скользящее планирование;

- сбор информации о планируемых платежах;

- проверка и утверждение платежей;

- оперативное планирование платежами.

Более подробно взаимосвязь этих этапов показана на рис. 3.2.


 

 

 

 

 

 

 

 


Как было отмечено выше, основным недостатком планирования

Основным недостатком  финансового планирования и контроля ОАО «ВТЗ» является отсутствие ежеквартальной корректировки планов. Выходом из данной ситуации является использование скользящего планирования на предприятии.

Скользящее планирование – технология планирования, предполагающая после прохождения определенного этапа деятельности изменять планы на будущее, «отдаляя» их границу на длину пройденного этапа. Например, еженедельно составлять план на ближайшие 12 недель. При этом, как правило, детальность планов уменьшается пропорционально «удаленности» соответствующего периода от точки планирования.

Такая технология планирования имеет  ряд преимуществ перед традиционным бюджетированием. Традиционное бюджетирование иногда сравнивают с планированием  «в стену»: компания не видит своего будущего за пределами границ бюджета. Например, есть бюджет на год. В начале последнего месяца нам известны планы только на месяц вперед, что во многих случаях неприемлемо. Согласование бюджетов на следующий период планирования довольно долгий процесс, и многие службы компании оказываются в ситуации, когда планы известны на весьма ограниченный срок.



 

Процесс ведения скользящего  планирования обычно более трудоемкий, т.к. требует регулярного пересмотра текущей ситуации и изменения  планов, но с другой стороны при  вовлечении в процесс всех заинтересованных людей дает более качественный прогноз. Одним из способов привлечения конечных пользователей является использование т. н. «Предварительных заявок» в которых указывается лишь наиболее общие реквизиты платежей: подразделение, статья, сумма. Однако этих данных вполне достаточно для составления бюджета скользящего планирования.

Глубину (срок) планирования следует выбирать по деятельности производственно-финансового  цикла. Возможно планирование, например, на 3 месяца или 12 недель вперед. Это  позволяет получить следующие результаты, например, при понедельном планировании:

- знать предполагаемые доходы и расходы с точностью до недели;

- предпринять заблаговременные шаги по предотвращению периодов неплатежеспособности;

- отслеживать «план-факт» еженедельно и оперативно реагировать на ухудшение ситуации (неплатежеспособность) или новые возможности - ее улучшения (дополнительные доходы).

Главное преимущество скользящего  планирования - при приближении конца  периода видно, что делать дальше.

Этап оперативного планирования предназначен для планирования текущих потребностей и поступлений денежных средств. Конечной целью оперативного планирования является, главным образом, платежный календарь, который позволяет выявить кассовые разрывы более точно. В большинстве программных продуктов платежный календарь составляются на основе планируемых поступлений и заявок на расходование денежных средств (далее просто заявок). В заявках сотрудники организации указывают реквизиты предстоящего платежа.

В платежном календаре  отображаются планируемые остатки  денежных средств на начало и конец  периода по каждому банковскому  счету. Однако этих данных может быть недостаточно для анализа причин кассовых разрывов. Поэтому почти  всегда используется дополнительная детализация по статьям ДДС, а иногда и по контрагентам, договорам и др.

 

 

Таблица 3.5

Пример платежного календаря

 

01.04.2010

02.04.2010

Банковский счет 1

Начальный остаток

1000

-200

Приход

500

1000

Расход

1700

500

Конечный остаток

-200

300

Контрагент 1

Приход

500

1000

Расход

   

Контрагент 2

Приход

   

Расход

1700

500

Банковский счет 2

Начальный остаток

200

200

Приход

50

40

Расход

50

50

Конечный остаток

200

190

Касса 1

Начальный остаток

100

50

Приход

 

50

Расход

50

 

Конечный остаток

50

100


 

Таким образом, модуль оперативного планирования решает следующие задачи:

- регистрация планируемых расходов и поступлений денежных средств;

- сверка с бюджетом, контроль остатков и резервирование средств;

- процесс утверждения заявок;

- планирование оплат с помощью удобных интерфейсов распределения заявок по банковским счетам и дням.

Оперативное планирование не может ограничиваться отражением заявок и корректировкой платежного календаря. Важно провести предварительный  отбор и проверку заявок. Они должны быть согласованы с ответственными лицами компании, причем процедура согласования должна быть достаточно быстрой. Для этого предназначен этап утверждения документов.

Наиболее распространенная схема утверждения документов выглядит следующим образом. Инициатор составляет заявку на расходование денежных средств. Руководитель подразделения проверяет правильность заполнения полей заявки. В зависимости от подразделения, количество проверяющих может быть различным. Срочным заявкам разумно назначать укороченный путь утверждения. Наконец, ответственный за оплату проверяет возможность включения заявки в платежный календарь.

Этап утверждения документов необходим не только для фильтрации заявок, он несет еще и функцию  улучшения коммуникаций внутри компании. Утверждая заявки, ответственные лица становятся более осведомленными о деятельности компании, что повышает качество принимаемых решений.

Анализ движения денежных потоков – это, по сути, определение  моментов и величин притоков и  оттоков денег. Основной целью анализа денежных потоков является, прежде всего, анализ финансовой устойчивости и доходности предприятия. Во многом темпы развития и финансовая устойчивость предприятия определяются тем, насколько притоки и оттоки денежных средств синхронизированы между собой во времени и по объемам, поскольку высокий уровень такой синхронизации позволяет пользоваться меньшими кредитами и эффективно использовать имеющиеся денежные средства, уменьшает объемы «упущенной выгоды» и т.п.

Действительно, рациональное формирование денежных потоков способствует ритмичности операционного цикла предприятия и обеспечивает рост объемов производства и реализации продукции. При этом любое нарушение платежной дисциплины отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции, положении предприятия на рынке и т.п.

 

 

 

 

Заключение

 

Жизнедеятельность фирмы  невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное планирование и бюджетирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой любого бюджета является бюджет продаж, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов, с составлением соответствующих бюджетов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли.

Бюджетирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование  дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный  характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

В настоящее время  бюджетирование является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать  любому менеджеру. Процесс бюджетирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли). Бюджетирование позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных российских условиях, но правильно проведенное бюджетирование позволит свести риск к минимуму.

Разработанный план баланса  денежных расходов и поступлений  ОАО «ВТЗ» показал, что предприятие  будет испытывать избыток денежных средств, который надо обязательно  эффективно использовать. В противном  случае избыток денежных средств будет свидетельствовать о том, что предприятие в действительности несет убытки, связанные с инфляционным обесценением денег, а также упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств.

При планировании денежных потоков на предприятии наблюдается значительное отклонение фактических данных от плановых, что  свидетельствует о неэффективности существующей на предприятии системы планирования и контроля денежных средств.

Основным недостатком  планирования ОАО «ВТЗ» является отсутствие ежеквартальной корректировки планов. Выходом из данной ситуации является использование скользящего планирования на предприятии.

Таким образом, для ОАО  «ВТЗ» рекомендуется следующее:

- работу по совершенствованию  организации финансового планирования  и контроля на предприятии необходимо начинать с выявления существующих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия;

- систему финансового  планирования и контроля необходимо  рассматривать как составной  элемент всей системы планирования на предприятии, используя единый подход к выбору методов и инструментов для всех видов составляемых на предприятии планов;

- предприятие, в зависимости  от наличия у него тех или  иных проблем в области финансового  планирования, должно делать акцент на определенные функции финансового планирования, уделяя их реализации наибольшее количество сил и средств;

Информация о работе Функции и виды бюджетов на предприятии