Функции и виды бюджетов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучений теоретических и практических аспектов системы бюджетирования на предприятии. Задачами работы выступают:
- раскрытие сущности бюджетирования и его роли в менеджменте;
- рассмотрение видов бюджетов на предприятии;
- разработка финансового плана ОАО «ВТЗ» на 2008-2010 гг. и проведение анализ его исполнения;
- разработка мероприятий по совершенствованию системы планирования и анализа их выполнения в ОАО «ВТЗ».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии 6
1.1 Сущность бюджетирования и его роль в менеджменте 6
1.2 Виды бюджетов на предприятии 12
Глава 2. Разработка финансового плана ОАО «ВТЗ» на 2008-2010 гг. и анализ его исполнения 18
2.1 Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Составление финансового плана предприятия 20
2.3 Анализ выполнения финансового плана ОАО «ВТЗ» и его контроль 23
Глава 3. Совершенствование системы планирования и контроля в ОАО «ВТЗ» 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложение 1 37
Приложение 2 40

Файлы: 1 файл

Функции и виды бюджетов на предприятии ВШК.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права»

Факультет экономический

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

на тему: «Функции и виды бюджетов на предприятии»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

группы 3ЗБУ-

 

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

Волжский, 2011

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях развивающихся  рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую  и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.

В настоящее время  немногие российские организации имеют  таким образом поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к  тому, что сотрудники планово-экономических  и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия.

Особенно следует подчеркнуть, что на многих предприятиях используется затратный механизм планирования, когда  цена на готовую продукцию формируется  на основе полной себестоимости и заданного процента рентабельности.

Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто  не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц) такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.

Распространена ситуация, когда ПЭО (планово-экономический  отдел) рассчитывает плановые данные на основе фактических данных по производству за аналогичные периоды в прошлом, при этом, как правило, теряется связь с планом продаж, который должен являться основой комплексного финансового плана предприятия.

Следует подчеркнуть, что  основным недостатком работы многих ПЭО является отсутствие документов, предоставляющих руководству возможность оценить будущее состояние предприятия (например, через месяц), знать какими оборотными средствами оно будет располагать, принимать решения по их наиболее эффективному распределению. Необходимыми для этого документами являются: отчет о прибылях и убытках, плановый агрегированный баланс, план движения денежных средств.

Выходом из такого положения  в условиях рынка является организации  на предприятии системы финансового  планирования и бюджетирования. Прежде всего, именно финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором оптимального по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств, структура баланса и т.д.). Начав планировать, руководители, как правило, начинают более четко понимать свои цели, корректировать бюджеты. Точность планирования при этом повышается.

Планирование и контроль результата деятельности предприятия  стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.

Бюджет представляет собой, выраженные в конкретных показателях  цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.

Целью данной работы является изучений теоретических и практических аспектов системы бюджетирования на предприятии.

Задачами работы выступают:

- раскрытие сущности бюджетирования и его роли в менеджменте;

- рассмотрение видов бюджетов на предприятии;

- разработка финансового плана ОАО «ВТЗ» на 2008-2010 гг. и проведение анализ его исполнения;

- разработка мероприятий по совершенствованию системы планирования и анализа их выполнения в ОАО «ВТЗ».

Предметом исследования является система финансового планирования на предприятии. Объект исследования - Открытое акционерное общество «Волжский трубный завод».

Теоретической и методологической основой курсовой работы стали научные  труды и публикации ученых по экономике  предприятия и финансовому менеджменту таких как Баканов М.И., Шеремет А.Д., Балабанов И.Т., Савицкая Г.В. и др.

 

Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии

1.1 Сущность бюджетирования и его роль в менеджменте

 

Наилучшей системой учета  для принятия управленческих решений  является система бюджетирования, основания  на фактически полученных результатах в предыдущем году в сопоставлении с планом на следующий период планирования. Таким образом, система планирования и управления в менеджменте основывается на:

1) персональных наблюдениях  менеджера,

2) прошлых фактических  данных,

3) бюджетах.

Бюджет является количественным выражением плана действий и способствует его координации и исполнению. Основной бюджет (master budget) суммирует  цели всех подразделений организации, ответственных за сбыт, производство, НИОКР, маркетинг, обслуживание потребителей, финансы.

Ключевая роль бюджета  иллюстрируется рис. 1.1.

Рис. 1.1. Роль бюджетов в менеджменте

Хорошо управляемая  организация обычно использует следующий  цикл бюджетирования:

1. Планирование деятельности организации как всей, так и ее подразделений. Команда менеджмента согласна с тем, чего можно ожидать.

2. Разработка рамочных показателей, по которым может проводиться сравнение действительных результатов с плановыми.

3. Исследование отклонений от плана и соответствующая корректировка действий.

4. Новое планирование с учетом обратной связи в изменившихся условиях.

Основной бюджет объединяет оперативные и финансовые решения. Бюджетные системы чаще используются в больших компаниях, где формализованные процедуры обеспечивают менеджмент. Однако они применяются и в малом бизнесе, особенно на стадии его становления. Бюджеты - главная часть большинства систем управления, так как они заставляют планировать, создают критерии оценки деятельности, поддерживают коммуникации и координацию в фирме.

Бюджетирование помогает менеджменту в координации следующим  образом [2, c. 35]:

- существование хорошо увязанного плана является главным условием обеспечения координации, исполнители воспринимают индивидуальные действия и деятельность компании как единое целое;

- бюджеты помогают сдерживать изменение действия исполнителей, они расширяют мышление менеджеров за пределы своих отделов и не позволяют им действовать только исходя из интересов этих отделов;

- они помогают искать узкие места в организационных структурах. Формулирование и управление бюджетами идентифицирует проблемы в коммуникациях и рабочих взаимоотношениях.

Однако бюджеты, помогая  менеджерам, сами нуждаются в помощи. Высшее руководство должно понимать и с энтузиазмом поддерживать бюджетирование и все аспекты системы управления и контроля.

Как и любое явление  бюджетирование имеет свои положительные  и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования:

  • Оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
  • Позволяет координировать работу предприятия в целом;
  • Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
  • Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
  • Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
  • Способствует процессам коммуникаций;
  • Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
  • Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

  • Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
  • Сложность и дороговизна системы бюджетирования;
  • Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
  • Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает эффективность работы;
  • Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей [6, c. 80].

Бюджетный метод в условиях нестабильности является важным методом управления предприятием. Его применение эффективно в области:

  • финансового менеджмента (этот метод – единственное средство, при помощи которого можно заранее сформировать достаточно ясное представление о структуре бизнеса предприятия, регулировать объем расходов в пределах, соответствующих общему притоку денежных средств, определить, когда и на какую сумму должно быть обеспечено финансирование);
  • управления коммерческой деятельностью (этот метод вынуждает руководителей систематически заниматься маркетингом, т.е. изучать свою продукцию и рынки сбыта для разработки более точных прогнозов, что способствует лучшему знанию ситуации на предприятии; определять наиболее целесообразные и эффективные коммерческие мероприятия в пределах, обеспеченных имеющимися ресурсными возможностями для их осуществления);
  • организации общего управления (этот метод определяет значение и место каждой функции, например коммерческой, производственной финансовой и других, осуществляемой на предприятии, и позволяет обеспечить должную координацию деятельности всех служб управления предприятием);
  • управления затратами (этот метод способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными от руководства разрешениями);
  • общей стратегии развития предприятия (этот метод – средство количественной оценки происходящего, анализа достигнутых результатов по сравнению с прогнозными показателями).

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т.п.).

Таким образом, эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.

Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

Информация о работе Функции и виды бюджетов на предприятии