Формы бухгалтерского учета для малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Содержание работы

Введение 3
1. Формы бухгалтерского учета для малых предприятий 4
2. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета 6
3. Единая журнально-ордерная форма счетоводства 7
4. Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций 11
5. Упрощенная форма с использованием регистров бухгалтерского учета 12
6. Простая форма бухгалтерского учета 13
7. Книга учета доходов и расходов 15
8. Формы бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники 16
Практическое задание 18
Заключение 35
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 100.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики  и права

 

Кафедра бухгалтерского учета и  аудита

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Теория  бухгалтерского учета»

на  тему «Формы бухгалтерского учета для малых предприятий»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель _______________   

(дата, подпись)    (группа, Ф.И.О.)

 

Руководитель ______________   ______________________

(дата, подпись)    (должность, Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

1. Формы бухгалтерского учета для малых предприятий 4

2. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета 6

3. Единая журнально-ордерная форма счетоводства 7

4. Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций 11

5. Упрощенная форма с использованием регистров бухгалтерского учета 12

6. Простая форма бухгалтерского учета 13

7. Книга учета доходов и расходов 15

8. Формы бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники 16

Практическое задание 18

Заключение 35

Список литературы 35

 

 

Введение

Предприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного  комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов  о земле, о предприятиях с разной формой собственности получают широкое  развитие новые формы хозяйствования, организуются малые предприятия  и их ассоциации, в обращение вводятся ценные бумаги, развивается оптовая  торговля.

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая  информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском  учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой  и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые  сведения о кругообороте средств  малого предприятия. Бухгалтерский  учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются  и обобщаются полученные данные. Все  изменения, происходящие в хозяйственной  деятельности, регистрируются в бухгалтерском  учете с целью активного воздействия  на улучшение работы малого предприятия  через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной  частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного  обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в  малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80 %, т.е. данная информация составляет основу информационного  обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета  в системе управления не сводится только к функции информационного  обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет  и другую информационную роль –  обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое  значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда  повсеместно внедряются экономические  методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это  значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о  недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании  ресурсов и т.п., но путем соответствующей  организации учетной службы призван  поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической  обстановки. Принятые в последние несколько лет нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами  главными задачами бухгалтерского учета  на предприятиях малого бизнеса являются:

  • обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;
  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.
  1. Формы бухгалтерского учета для малых  предприятий

В организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормами документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:

  • Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 N 86-ФЗ);
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000 N 31н);
  • Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
  • Положений по бухгалтерскому учету;
  • Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 07.05.2003 N 38н);
  • Налогового кодекса РФ и др.

Форма бухгалтерского учета  представляет собой систему его  регистров, предназначенных для  группировки и обобщения информации, отражаемой на счетах. Формы учета  различаются по количеству применяемых регистров, их назначению, внешнему виду и содержанию.

Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства  малому предприятию рекомендуется  вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
  • журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Однако рекомендованными формами возможности малых предприятий  по организации бухгалтерского учета  не ограничиваются. На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета:

  1. мемориально-ордерная форма;
  2. единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий (утверждена письмом МФ СССР от 8 марта 1960 № 63 с учетом рекомендаций, приложенных к письму МФ РФ от 24 июня 1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»);
  3. журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утверждена письмом МФ СССР от 6 июня 1960 № 176 с учетом рекомендаций, приложенных к письму МФ РФ от 24 июня 1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»);
  4. упрощенная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства с использованием регистров бухгалтерского учета, предусмотренная Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждена приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н);
  5. простая форма, предусмотренная Типовыми рекомендациями;
  6. книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утверждена приказом Минфина РФ от 30.12.2005 N 167н). Данная форма может применяться только организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» НК РФ (книгу учета доходов и расходов мы отнесли к формам бухгалтерского учета, хотя следует помнить, что в статье 346.24 НК РФ указывается, что на основании указанной книги ведется налоговый учет, а не бухгалтерский).
  7. форма бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники (требования к программам и регистрам бухгалтерского учета приведены в методических указаниях Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20 февр. 1981 № 35/54-Р/426 по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники).

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым  предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства.

  1. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

Мемориально-ордерная форма  учета основана на раздельном ведении  хронологических и систематических  записей. Оформление бухгалтерских проводок производится специальными документами — мемориальными ордерами, которые составляются на основе первичных документов. Мемориальные ордера регистрируются в специальном журнале (хронологическая запись) и на их основе производятся записи на счетах главной книги (систематическая запись).

Форма счетов главной книги  строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом:

Главную книгу при этой форме также называют контрольно-шахматной  ведомостью.

На счетах главной книги  учитываются только текущие обороты  за отчетный период. Поэтому по данным счетов главной книги составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета (при этом производится проверка полноты и правильности записи хозяйственных операций; итог оборотов по дебету и кредиту счетов сверяется с итогом по регистрационному журналу). В ней определяются и остатки по счетам на конец отчетного периода, по которым составляется новый баланс.

Схема данной формы учета  имеет следующий вид

В этой форме учета многократно  повторяются одни и те же записи в различных учетных регистрах, что увеличивает объем работ.

В условиях повсеместной компьютеризации  и повышенных требований к эффективности  организации бухгалтерского учета на малых предприятиях мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета является устаревшей, очень трудоемкой и почти не находит применения на практике. Возможно по этим причинам, она не вошла в список форм бухгалтерского учета, упомянутых Типовыми рекомендациями.

3. Единая журнально-ордерная форма счетоводства

При применении данной формы  необходимо учитывать письмо Минфина  России от 24.07.92 № 59 «О рекомендациях  по применению учетных регистров  бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей. Однако данная форма является достаточно сложной, и ее следует применять средним и крупным малым предприятиям.

Журнально-ордерная форма  основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический  и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется. Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический  учет осуществляется, как правило, совместно  в единой системе записей. Карточки аналитического учета ведутся по некоторым объектам бухгалтерского учета:

  • основным средствам;
  • нематериальным активам;
  • материально-производственным запасам;
  • затратам на производство по калькулируемым объектам;
  • расчетам с дебиторами и кредиторами при большом объеме операций с ними и др.

В журнально-ордерной форме  счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме указанных регистров, могут применяться специальные разработочные таблицы:

  • разработочная таблица "Распределение заработной платы и расхода материалов" для определения стоимости ресурсов, относимых по направлениям затрат (счетам, субсчетам, заказам, видам продукции);
  • разработочная таблица "Расчет амортизации основных средств" для определения сумм амортизации по цехам, группам объектов основных средств и др.;
  • разработочная таблица "Распределение услуг вспомогательных производств" для исчисления фактической себестоимости услуг собственных вспомогательных производств и сумм, подлежащих списанию на потребителей этих услуг, и другие разработочные таблицы.

Информация о работе Формы бухгалтерского учета для малых предприятий