Федеральный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:36, реферат

Описание работы

Управление бюджетным процессом нуждается в решении сложной проблемы обеспечить в долгосрочной перспективе неизменность государственной политики стабилизации посредством поддержания эффекта от распределения и перераспределения государственных ресурсов. Без этого бюджетная стабилизация может потребовать сокращения расходов и увеличения налогообложения в таких масштабах, которые могут поставить под угрозу политическую поддержку мер по стабилизации и оздоровлению экономики.
Решение данной проблемы состоит именно в рациональной и эффективном управлении государственным бюджетом, т.е. в принципах, институциональной структуре, информационных потоках и методах, лежащих в основе бюджетного процесса и определяющих межбюджетные отношения.
Основная цель данной работы состоит в рассмотрении вопроса: «Федеральный бюджет РФ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА РФ………………………………………………………………….7
2 БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………………...15
3 ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
3.1 ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………17
3.2. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...42

Файлы: 1 файл

Федеральный бюджет.docx

— 57.26 Кб (Скачать файл)

3.2 ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 

       На  этапе к рыночной системе отношений  государству необходимо найти новые  формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными. Таким  образом, создаются предпосылки  для образования новой структуры. Обеспечивающей  исполнение федерального бюджета. Исполнить бюджет, значит обеспечить полное и своевременное поступление  всех предусмотренных по бюджету  доходов и обеспечить финансированием  все запланированные по бюджету  расходы.

       Порядок исполнения бюджета устанавливает  Правительство Российской Федерации  по согласованию с органами власти  субъекта Российской Федерации и  органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов, вся система органов  управления финансами PФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учётом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлений доходов  в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета.

       В мировой практике известны следующие  системы исполнения бюджетов:

       - банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант участия 
и коммерческих банков);

       - смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральном банком;

       - казначейская.

         В Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение  федерального  бюджета. Казначейская, при которой  на специальные органы министерства  финансов (казначейства) возложены  организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными  средствами. Указанные органы являются  кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.

       В Российской Федерации существовала такая банковская система исполнения бюджета, которая допускала фиксирование денежных средств только на стадии платежа, т. е. когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами была уже практически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, эффективно контролировать эти операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.

       Для совершенствования бюджетного процесса в нашей стране были организованы казначейские органы, за счет которых был осуществлен переход от банковской системы исполнения бюджета к казначейской.

       Органы  федерального казначейства  представляло собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства Финансов PФ. Структура территориальных органов казначейства является трех уровневой.

       1 уровень – Главное управление федерального казначейства (ГУФК), возглавляется начальником в ранге заместителя Министерства финансов осуществляет сводный учёт доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Информирует высшие исполнительные и законодательный органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

       2 уровень –Управления Федерального казначейства (УФК)по республикам в составе Российской Федерации , краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возлагается начальником, назначаемым на должность освобождаемым начальником ГУФК. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета. На территории PФ создано88 управлений федерального казначейства. В настоящее время отсутствуют органы казначейства в республике Татарстан.

       3 уровень - Отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК) возглавляются начальниками, назначенными и освобождаемыми от должности УФК. Осуществляют  формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Обеспечивают учёт операций по движению средств на счетах казначейства и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов бюджета на территории. В Российской Федерации создано 2311 отделений федерального казначейства.

       Все органы федерального казначейства –  юридические лица, относятся к  органам исполнительной власти и  руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом, Правительством, Министерством  финансов PФ или  по согласованию с ними. Следует  подчеркнуть, что любые документы  других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета  не являются руководящими для органов  казначейства. Отсюда следует, что любые  действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании  документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения  и руководствоваться ненадлежащими  документами органы федерального казначейства не вправе.

       Бюджет  государства утверждается на финансовый год и является законом. Федеральный  бюджет имеет две основные составляющие:

       - доходная часть - формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами Российской Федерации, в соответствии с налоговым законодательством;

       - расходная часть - формируется исходя из планируемых объёмов поступления доходов должна обеспечить потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.

       Исполнение  федерального бюджета возложено  на органы федерального казначейства, функциями и задачами которых  являются:

       - учёт налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счета казначейства  в банках;

       - распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;

       - возврат и зачёт между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;

       - учёт льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и перерасчёт сумм налогов и платежей между бюджетами;

       - взаимные расчёты между бюджетами различного уровня по отельным постановлениям и решениям уполномоченных органов;

       - доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей, средств федерального бюджета;

       - обеспечение целевого и эффективного расходования средств путём предварительного, текущего и последующего контроля;

       - управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.

       - Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства  на счетах, открытых для учёта доходов и средств в Центральном банке PФ и его учреждениях.

       Порядок исполнения федерального бюджета по доходам. Источники поступлений налогов, платежей и других видов неналоговых поступлений, - отчисления юридических и физических лиц, которые выступают налогоплательщиками. Налоги являются главным источником финансовых ресурсов, централизуемых государством для обеспечения общественно необходимых и законодательно установленных потребностей.

       Законом о бюджете на соответствующий  год за каждым уровнем бюджета  закрепляются налоги, полностью перечисляемые  в доход федерального или регионального  бюджета, - это  так называемые закреплённые налоги. Кроме того, определяется перечень налогов, по которым устанавливается  размер отчислений по уровням бюджетов – это регулирующие налоги. Получатели закрепленных и регулирующие налоги. Получатели закреплённых и регулирующих налогов – органы федерального казначейства на территории. Каждый  налогоплательщик должен перечислять налоги и платежи тому органу казначейства, с которым работает территориальный орган государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей самого налогоплательщика. Это связано с тем, что органы федерального казначейства решают всё вопросы по учёту, возврату и пере зачету налогов по уровням бюджетов с соответствующим территориальным органом налоговой инспекции.

       Таким образом, участники процесса формирования доходной части федерального бюджета:

       налогоплательщики – обеспечивают перечисление налогов и платежей;

       коммерческие  банки и учреждения Центрального банка PФ – осуществляют безналичные  расчёты между плательщиком и  получателем средств;

       органы  федерального казначейства  - обеспечивают получение и учёт поступивших налогов и платежей;

       органы  государственной  налоговой инспекции – регулируют отношения между плательщиком и получателем по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета.

       Все участники процесса имеют свои права  и обязанности по отношению к  бюджету.

       Налогоплательщики обязаны своевременно и в полоном  объёме перечислить налоги и платежи  в доход бюджета. Представив в  банк до наступления срока платежа  соответствующие  платежные документы. Налогоплательщики имеют право  обратиться в органы налоговой инспекции  с заявлением о возврате или зачёте в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.

       Зачисление  доходов  на лицевые счета федерального казначейства  осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка  по каждому лицевому счёту с копиями  платёжных документов к ней.

       Задача  казначейства состоит в учете  всех поступивших сумм  по видам  налогов и платежей. По каждому  платёжному документу учитывается  вид и сумма налога.

       Ещё одна обязанность федерального казначейства  при исполнении федерального бюджета  по доходам – подготовка и передача территориальной налоговой инспекции  сводного реестра поступлений доходов  по закреплённым и регулирующим налогам

       Территориальные органы федерального казначейства ежедневно  отчитываются перед вышестоящим  органом казначейства о суммах, поступивших  в федеральный бюджет, и один раз  в пять дней – о суммах. Поступивших  на счёт распределяемых налогов.  Порядок  и сроки отчётности определяет вышестоящий  орган федерального казначейства. Кроме  того, осуществляется  учёт доходов  нарастающим итогом и представляется в установленном порядке, месячная квартальная и годовая отчётность. Доходы, собранные на территории, с  лицевых счетов отделений федерального казначейства в установленном порядке  поступают на лицевой счёт управления федерального казначейства.

       Управление  федерального казначейства дно право  счёт доходов, собранных на территории осуществлять финансирование расходов. Порядок финансирования определён  совместно с Министерством Финансов PФ, Госналогслужбой PФ и Центральным  банком PФ. Поступления доходов в  федеральный бюджет неравномерны не только по времени поступления, но и  по территориям. Именно по этому исполнение федерального бюджета должно осуществляться по принципу единства кассы.

       Принцип единства кассы. При банковской системе  исполнения бюджета бюджетные средства распределялись по сети счетов бюджетополучателей. Принцип единства кассы предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг.

       Однако  следует уточнить, что единство кассы  не предполагает единственность расчетного счета для казначейского органа. Казначейский орган может иметь несколько счетов для хранения различных типов бюджетных средств (например, валютные счета). Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения данного типа бюджетных средств, с которого перечисляются средства поставщикам товаров, работ или услуг.

       Благодаря этому принципу достигаются следующие  положительные изменения.

       Во-первых, появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. Банковский механизм исполнения бюджета предполагал двухэтапную схему финансирования, при которой средства сначала зачислялись на расчетные счета распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений и лишь потом со счетов бюджетополучателей поступали поставщикам товаров, работ и услуг. Данная схема лишала финансовый орган возможности предварительно контролировать направление использования средств. Возможен лишь последующий контроль, который фиксирует нарушения бюджетно-финансового законодательства, но не может его предотвратить.

       Отсутствие  расчетных счетов у бюджетополучателей делает возможным предварительный  и текущий контроль.

       Предварительный контроль - это контроль над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Текущий контроль расходов осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Бюджетные средства можно расходовать только после проверки соответствия платежных и иных документов (договоров, счетов-фактур) требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденным сметам и лимитам бюджетных обязательств. В данном случае финансирование выполняется по схеме: разрешение на совершение платежа (наличие разрешительной подписи), совершение платежа.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ